ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Глобальное взаимодействие в сфере образовательных услуг Модель

Единое образовательное

пространство

локальные образовательные среды

схожие образовательные

системы

наднациональные

институты

Социокультурное взаимодействие

Социокультурное взаимодействие в образовательном пространстве

У - учащийся П - педагог Р - родитель

Модель социокультурного взаимодействия

  • 1 — человек как биологическая особь
  • 2 - личность как социокультурная сущность
  • 3 - окружающий мир как социокультурное пространство
  • 4 - сигнально-ситуационное поведение по модели «здесь и теперь»
  • 5 - психомоторика
  • 6 - психоссмантика
  • 7 - взаимодействие
  • 8 - физиологические механизмы управления «живыми действиями»
  • 9 - психосемантические механизмы управления деятельностью
  • 10 - ситуационное отражение предметной среды, поведение на основе образов, наличных предметов и ситуаций (научаемость)
  • 11 - ценностно-целевое отражение окружающего мира, поведение на основе понимания, интерпретации и преобразования внутреннего предметного мира личности и антиципируемых результатов деятельности (обучаемость)

Модель иерархии социокультурного взаимодействия

Уровень навыков «язык тела»

человек как физическое тело,,

операции

человек как

биологическая машина

реакции

человек как

субъект социума

1г

Уровень умений социокультурные действия

I

цели: решаемой задачи

I

деятельности

I

личности

Уровень деятельностного ценности: инструментальные

сознания (ситуативные) |

терминальные

(надситуативные)

АКМЕ СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Модель культурообразующей деятельности

  • 1. Личностный тезаурус: теория, методология, дидактика взаимодействия
  • 2. Технология обучающей и учебной деятельности
  • 3. Профессионально отрефлексированное знание
  • 4. Квазипрофессиональная деятельность (учебная)
  • 5. Ценностно-смысловая проектировочная деятельность
  • 6. Профессиональная деятельность
  • 7. Социокультурное взаимодействие (культурообразующая деятельность)

Модель образовательного процесса

Характеристики информационного общества

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

  • 1. Целостность человечества
  • 2. Интеллектуальные компьютерные системы
  • 3. Мировой рынок
  • 4. Культурное разнообразие
  • 5. Наднациональные институты
  • 6. Глобальные сети телекоммуникации
  • 7. Мультикультурный диалог
  • 8. Новый образ науки
  • 9. Процессы диверсификации в бизнесе
  • 10. Координация интерактивного

взаимодействия и толерантность

  • 11. Интеграция социо-политикоэкономических отношений
  • 12. Единое информационное поле

Модель представлена в виде пересекающихся кругов - диаграмм Виенна. Структурные элементы информационного общества, принадлежащие разным уровням системной иерархии, не просто последовательно связаны таким образом, что высшие детерминируют низшие, - они именно взаимополагают друг друга по типу тезаурусно-гетерархического объединения, специфика которого заключается в том, что каждый из компонентов может взять на себя функцию доминирующего, системорегулирующего фактора. В одних случаях компоненты могут быть независимы (автономны), в других - связаны по принципу комплементарное™ (единство типа «замок-ключ»). Наконец, они могут пересекаться, образуя предметные области смежных тезаурусов, осуществлять координационные или субординационные отношения или быть подчинены иерархически путём последовательного вложения одного в другой (принцип «матрёшки»).

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АНТРОПНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Психосемантическая модель анропной технологии раскрывает личностносмысловое содержание взаимодействия. Одномоментно транслируются технологические механизмы взаимодействия и «семантические ключи» к ним -интеллектуально-образное, интуитивно-смысловое постижение

интерпретационно-личностных концептов (образных структур). Модель адекватна целям, задачам, особенностям мышления субъектов взаимодействия (образовательного пространства). Её глубина не в количестве информации, а в смыслотворческой деятельности сознания субъекта, в соотнесении личностных и предметно-воплощённых ценностей, в преодолении их оппозиции. Она позволяет расширить предметную сферу мышления субъекта, осуществить глубинную проблематизацию его сознания, ориентировать его на эвристический поиск целерациональных и проблемосообразных средств. Проблема взаимодействия понимается и интерпретируется как совокупность возможных «живых» (язык тела) и идеальных (язык разума) действий, что образует методологическую культуру субъекта, направленную на преобразование реального мира.

Цель реализации модели антропной технологии в образовательном процессе: не замена традиционного алгоритма обучения «описание - показ -объяснение - тренинг», но дополнение его компонентом «трансфер» (перенос в реальные ситуации взаимодействия) и расширение за счёт решения проблемы становления и развития креативности субъектов образовательного пространства, т. е. переориентация сути учения от заучивания к постижению и созданию смысла. Тем самым технология образования становится технологией развития способностей человека в соответствии с принципом примата личности. В пространстве антропной технологии педагог выступает в роли фасилитатора - он помогает учащемуся преобразовать знание в личностноценные для него операционно-деятельностные смыслы, способы понимания основных механизмов взаимодействия, осуществить когнитивно-личностный эвристический поиск смысловой организации своих действий. Проблема «как учить?» трансформируется в проблему «какой должна быть деятельность учащегося по овладению знаниями-умениями и знаниями-способностями?»

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Социальные формы.

к В 2. Действия.

В 3. Шаги урока (алгоритм).

Антропная

технология

взаимодействия:

основание,объединяющее и организующее три ипостаси образовательного процесса в пространственно-временных параметрах.

Социальные формы

отношенческая

характеристика

пространственная характеристика

Действия

(интериоризация содержания)

внутренняя семантик:

•внешний абрис (паттерн) (инсценирование

содержания)

Шаги урока (алгоритм).

логичность процесса

временной абрис (паттерн)

ОНТОГЕНЕЗ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Суть онтогенеза в социокультурном пространстве взаимодействия, имеющего вид спирали, где на каждом её витке субъект обретает новое личностное свойство, выражена следующей схемой:

Влияния на личность в процессе социализации

  • 1 - культурные шаблоны; 2 - стимулы среды; 3 - личность другого;
  • 4 - компромиссы (взаимопонимание через взаимные уступки).

Деперсонифицированный социум и личность «другого» влияют на личность субъекта как бы с разных уровней и сторон, но их взаимосвязь и -зависимость несомненна.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >