Юродивые Христа ради средневекового периода Руси по времени их жизни (список авторской редакции)

  • 1. Авраамий Смоленский. Прославился в Смоленске и окрестностях, где нес свой подвиг не только юродства, но и книжника, монаха, просветителя. Преставился в 1224 г. Канонизация на Соборе 1549 г. Первый просвещенный преподобный-юродивый. Погребен в Введенской церкви около г. Смоленска. Мощи не найдены. Место почитания Смоленск.
  • 2. Прокопий Устюжский. Родом из Германии (предположительно г. Любек или Гамбург). На Руси проживал в Новгороде и В. Устюге, там же и прославился. Скончался 8 июля 1303 (?). Преставился у ворот монастыря Михаила Архангела в г. Устюге. Согласно его желанию, тело Прокопия похоронили на берегу р. Сухоны близ соборной Успенской церкви. Ныне мощи покоятся в храме святого Прокопия Устюжского. Место почитания: В. Устюг, Вологда.
  • 3. Николай Кочанов. Новгород, Софийская сторона. Умер 27 июля 1392 г. в Новгороде, сам выбрал место для своего погребения — в конце кладбища, на дороге; погребен на Софийской стороне, на конце кладбища Яковлевского собора, на дороге. Мощи в церкви святого Пантелеймона под спудом на Яковлевской улице. Место почитания: Новгород, Новгородская и Вологодская земли.
  • 4. Феодор Новгородский. Новгород, Торговая сторона. Скончался 19 января 1395 г. (1392 г. — дата по И. Ковалевскому). Умер в Новгороде, просил похоронить его близ торжища. Мощи покоились под спудом в часовне великомученика Георгия на Лубянице, постро енной в 1181 г. В XIX в. существовала часовня Феодора Новгородского. Место прославления и почитания: Новгород.
  • 5. Георгий Шенкурский. Архангельская губерния, г. Шенкурск. Дата смерти: 23 апреля 1392 (1462 г.?). Место почитания: Шенкурск, селения вдоль р. Вага, Новгород.
  • 6. Иаков Боровичский. Происхождение неизвестно, тело Иакова обрели на р. Мета близ д. Боровичи Новгородской области 23 октября 1449 г. в Боровичском храме Духова монастыря. Прославление получил в Валдайском Иверском монастыре, куда была перенесена частица его мощей. Перенесение святых мощей состоялось 23 октября 1544 г. В 1547 г. канонизация не совершилась, и только в 1572 г. установлено празднование новому святому. Не последнюю роль в установлении памяти этого блаженного сыграл патриарх Никон. Место почитания: Новгородская земля, Сибирь.
  • 7. Максим Московский Нагоходец. Проживал в Москве, там же и почил 11 ноября 1433. Погребен в церкви Бориса и Глеба на Варварке в Москве. Мощи был обретены во время пожара в церкви Бориса и Глеба. На этом месте вновь выстроена церковь Максима Исповедника — тезоименитого юродивому святого. Место почитания: Москва.
  • 8. Михаил Клопский. 11 января 1456. Троицкая церковь, рака с мощами в Клопском мужском монастыре. Место почитания: Новгородская земля, Москва.
  • 9. Исидор Твердислов. Родина святого — Ростов Великий. Скончался 14 мая 1474. Мощи покоятся в ростовской церкви Вознесения, под спудом. В 1566 г. при Иване Грозном построен нижний ярус церкви, где покоились мощи юродивого в настоящее время. Место почитания: Ростов Великий.
  • 10. Иоанн Устюжский. Родина будущего юродивого — г. Орлец. 29 мая 1494 г. Умер и погребен близ соборного храма Успения Богородицы в Устюге. Мощи почивают под спудом церкви Честных Древ, построенной на месте погребения святого (ныне — храм Иоанна Устюжского, 1663 г.). Место почитания: В. Устюг.
  • 11. Лаврентий Калужский. Скончался 10 августа 1515 г. Погребен в приделе храма Рождества Богородицы в Калуге. Ныне — территория заброшенного Лаврентьевского мужского монастыря. Место прославления и почитания: Калуга.
  • 12. Василий Московский. Жил, прославился и погребен в Москве. 2 августа 1552 г. Мощи покоятся в раке в приделе Василия Блаженного церкви Покрова на Рву (1554 г.). Место почитания: Москва, Московская епархия, центрально-русские земли.
  • 13. Арсений Новгородский. Преподобный Арсений основатель Новгородского Арсеньева мужского монастыря, родился в Ржеве-Владимирове Тверской или Новгородской области. Место жизни, кончины и прославления — Новгород. Основатель Арсениева монастыря. Кончина 12 июля 1570 г. Мощи покоятся в храме святителя Кирилла Александрийского на острове Селезневе между реками Волхов и Левошня (сведения устаревшие). Канонизация после 1549 года до учреждения Святого Синода. Место почитания: Новгород, Новгородские земли.
  • 14. Николай Псковский (Салос). Место жизни, кончины и прославления — Псков. Кончина 28 февраля 1576. Погребен в приделе Троицкой церкви Псковского кафедрального собора. Место почитания: Псков.
  • 15. Иоанн Власатый Ростовский. Ростов Великий. Кончина 3 сентября 1581. Погребен за алтарем церкви святого Власия за рвом, то есть в Заровье. Место почитания: Ростов Великий.
  • 16. Симон Юрьевецкий. Родился в д. Братское Костромской губернии, пришел жить в д. Елнать, затем — в г. Юрьевец Поволож-ский. 4 ноября 1586 г. (1584 г. — Ковалевский). Погребен в церкви Богоявления Юрьевецкого монастыря, теперь это приходская церковь. Место почитания: Иваново-Вознесенская епархия.
  • 17. Иоанн Большой Колпак, московский юродивый. Родился в Вологде. Странствовал и общался с Иринархом Затворником в Ростовском Борисоглебском монастыре. Перешел в Москву, там и прославился. Скончался 14 июля 1589 г. Погребен в Покровском соборе. Место прославления и почитания: Ростов Великий, Москва.
  • 18. Максим Тотемский. 18 января 1650 г. прославился в г. Тотьма Вологодской губернии. Погребен в церкви Воскресения г. Тотьма. Место почитания: Вологда, Тотьма.
  • 19. Симеон Верхотурский. Сибирь, Урал, г. Верхотурье, с. Мер-кушино. Умер в 1642 г. Погребен в церкви Архистрага Михаила. Перенесение мощей из церкви Михаила Архистрага в 1704 г. из Меркушине в Никольский монастырь г. Верхотурье. Прославился в г. Верхотурье, сибирский чудотворец. Место почитания: Верхотурье, Новгород.
  • 20. Андрей Тотемский. Галич, Вологда, р. Сухона. Умер 10 октября 1673 (Ковальский) (1674 — Голубинский). Погребен под колокольнею церкви Воскресения Христова по его желанию. Место почитания: Тотьма.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИИ СВЯТЫХ ЮРОДИВЫХ В МОНАСТЫРЯХ (по хронологии дат преставления)

№ п/п

Имя святого, даты кончины

Место прославления на основании захоронения мощей

Место кончины и (или) нахождения мощей

1

Авраамий Смоленский, 1224 г.

г. Смоленск

1

В конце XIX в. мощи Авраамия Смоленского находились под спудом в Введенской церкви Авраамисва монастыря. После захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи святого были сокрыты и местонахождение их неизвестно до сих пор

2

Прокопий Устюжский, 1303 г.

г. Великий, Устюг, р. Сухона

Скончался и погребен у ворот Архангельского монастыря. Мощи покоятся у северной стены Прокопиевского собора.

3

Николай Кочанов, 1392 г.

В. Новгород, Софийская сторона, р. Волхов

Иаковлевская улица, граница с бывшим кладбищем. Мощи находились в Николо-Кочановской церкви в районе улиц Яковлевская и Кузьмодемьянская на Софийской стороне Новгорода

4

Феодор Новгородский, 1392 г.

В. Новгород, Торговая сторона, р. Волхов

Район Торговой стороны: Феодоровский ручей — церковь Георгия на Торгу. Мощи покоились под спудом церкви Георгия на Лубянице. При раскопках 1970-х гг. обнаружены не были

5

Максим Московский, 1433 г.

г. Москва, Варварка, ц. Максима Исповедника

Мощи был упокоены в церкви Максима Исповедника. Более точного места обнаружить не удалось. После 1876 г. сведения о нахождении раки с мощами отсутствуют

6

Иаков Боровичский, 1440 г.

г. Боровичр, р. Мета, пороги у берега

1

Колода с мощами была обнаружена на месте нынешней часовни Умиления на берегу р. Мега. Святые мощи Иакова Боровичского хранились в главном соборе Иверского монастыря у северной стены. Там же находилась часть колоды, на которой по преданию и явились в Боровичах мощи угодника Божия. ___________________

№ п/п

Имя святого, даты кончины

Место прославления на основании захоронения мощей

Место кончины и (или) нахождения мощей

1

В Боровичах в храме святого праведного Иакова Боровичского находится рака с частицей мошей святого в нише у западной стены наоса, граничащей с нартексом.

Документы Свято-Духова монастыря, Боровичского уезда Новгородской области хранятся в ГА Новгородской области, ф. 672, 1773-1826 гг., 7 ед. хр.

Документы Богордицкого Иверского монастыря г. Валдай хранятся в СПб отделении Института истории РАН, ф. 181, 1474-1920 гг., 25 715 ед. хр.

7

Михаил Клопский, 1453 г. (1456)

Окрестности

В. Новгород — Клоп-ская обитель на р. Веряжи

1

Мощи находятся у южной стены в соборе во имя Святой Троицы Клопского (им основанного) монастыря. Ранее с южной стороны диаконника Троицкого собора располагался придел Михаила Клопского.

Документы по Троицкому Клопскому монастырю находятся в ГА Новгородской области ф. 520, 1740-1918 гг„ 26 ед. хр.

8

Георгий Шенкурский, 1462 г. (?)

Река Вага, близ селения Шенкурска

Мощи находились в церкви Николая Чудотворца Велико-Николаевского прихода на реке Ваге. Нынешнее место мощей неизвестно

9

Исидор Твер дислов, 1474 г.

г. Ростов Великий, озеро Неро

Мощи покоятся за алтарем церкви Исидора Блаженного в южной стене. Придел был сооружен в 1786 г., разобран при реставрации церкви в 1959 г. С 2002 г. мощи покоятся в Исидоровском храме

10

Иоанн Устюжский, 1494 г.

г. В. Устюг, р. Сухона

1

Скончался близ соборного храма Успения Пресвятой Богородицы г. В. Устюга. С 1602 г. над его мощами построена деревянная, затем каменная церкви. Нынешнее место мощей не определено

№ п/п

Имя святого, даты кончины

Место прославления на основании захоронения мощей

Место кончины и (или) нахождения мощей

11

Лаврентий Калужский, 1515 г.

г. Калуга, р. Ячейка

  • 1
  • 1

Мощи находятся в приделе собора Рождества Пресвятой Богородицы Лаврентьевого монастыря. В 2011 г. над предполагаемым местом захоронения блаженного поставили молельный крест.

Документы Лаврентиева Калужского Рождественского мужского монастыря хранятся в ГА Калужской области, ф. 724, ед. хр. 2., 1835 г.

12

Василий Блаженный, 1552 г.

г. Москва, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. Вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия Блаженного, которые нынче покоятся в серебряной раке в приделе его имени

13

Арсений Новгородский, 1570 г.

г. В. Новгород, р. Волхов

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1

Кончина произошла в монастыре его имени, который был расположен при завершении улиц Путная и Никольская на Торговой стороне Новгорода. В 1785 г. (1786 или 1787?) мощи Аресения Новгородского были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского монастырь и положены на южной стороне Кирилловской церкви. В 1792 г. (1793?) над мощами святого был сооружен придел в его честь, в 1812 г. устроена бронзовая позолоченная рака

14

Никола Псковский, 1576 г.

г. Псков, р Великая

Погребен в правом приделе Троицкого кафедрального собора г. Пскова. В настоящее время рака с мощами находится в центральной части собора

№ п/п

Имя святого, даты кончины

Место прославления на основании захоронения мощей

Место кончины и (или) нахождения мощей

15

Иоанн Власатый, 1582 г.

г. Ростов Великий.

1

Тело было погребено возле церкви святого Власия за алтарем.

В настоящее время мощи блаженного Иоанна почивают под спудом (в раке) за левым клиросом (северная стена) в каменной церкви Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Предтечи и священномученика Власия, построенной в XVIII в., г. Ростов

16

Симон Юрьевецкий, 1589 г.

г. Юрьевец, р. Волга

  • 1
  • 1

I

11о1ребен был в Богоявленской (ныне Георгиевской) церкви Богоявленского монастыря г. Юрьевца. В 1813 г. с южной стороны храма пристроена часовня над могилой блаженного Симона Юрьевецкого, где и находится рака с мощами

17

Иоанн Большой Колпак, 1589 г.

г. Москва 1

По1ребен в юго-восточном углу Покровского храма. В 1916 г. придел собора, в котором находились мощи святого, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, московского чудотворца. Мощи покоятся в названном приделе

18

Симеон Верхотурский, 1642 г.

г. Верхотурье, р. Тура

25 сентября 1992 г. их перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздви-женский собор

19

Максим Тотсмский, 1650 г.

г. Тотьма, р. Сухона

1

Мощи святого праведного Максима Тотемского почивают под спудом в Воскресенской Варницкой церкви. 11ынешнее местонахождение мощей неизвестно

20

Андрей Тотсмский.

1673 г.

г. Тотьма, р. Сухона

Похоронен под колокольней Воскресенской церкви г. Тотьмы. Нынешнее местонахождение мощей неизвестно

На основании приведенных сведений приходим к выводу, что мощи святых блаженных находились в местах их первичного захоронения в том случае, если архитектура храма не была нарушена. В противном случае мощи переносились. Изобилуют сведения об экстренных случаях изымания и переноса мощей в следствие военных опасностей или пожаров. И все же общая картина следующая. Сохранившиеся мощи святых хранятся как святыни в кафедральных храмах или в тезоименитых святым приделах. Мощи вложены в раки и выставлены на местах, доступных для обзора и поклонения. Чаще всего это южная или северная стороны внутренних помещений храмов. В таких местах хоронили особо почитаемых умерших — князей, представителей клира. Можно высказать предположение, что юродивый, не являющийся высокопоставленным лицом, после смерти оказывался среди наиболее почитаемых погребенных.

Хотелось бы уделить внимание такому очевидному признаку, как возраст. Среди выделенных нами двадцати пяти имен средневековых юродивых и блаженных (двадцать два святых прославились на Руси, в том числе константинопольский салёс Андрей Юродивый и три — представители восточной церкви), к возрасту «младенчества», которое по церковным понятием простиралось до двадцати пяти лет[1], принадлежали только два святых — Иаков Боровичский и Иоанн Устюжский, что и закреплено в их внешнем облике: млад, в наусии (без усов). Иоанн выступает младшим собратом по подвигу зрелого Прокопия Устюжского. На самостоятельную роль юродивых — в смысле ответственных за свои странные деяния — они претендовать не могли. Видимо, и по этой причине Иакова Боровичского долго не могли причислить к святым. Он явился уже умершим, чудесным образом появился перед крестьянами на реке Мете и никаких доказательств его святости, кроме чудесных видений не было. Со временем этот вопрос разрешился положительно, однако, мы замечаем, что самые смелые и ответственные юродивые были «средовеками» или уже старцами, людьми, имевшими личный жизненный опыт и силы для смирения. Именно этим можно объяснить малое количество молодых юродивых и тем самым разъяснить иконографические особенности

облика этих святых. В большей своей части они худые, изможденные, босоногие, с растрепанными волосами и средней длины косматыми бородами. Старость в литературе Средневековья часто упоминалась в ряду положительных эпитетов. «Показательно, что прерогативой старости оказываются не только разум, благочестие, совершенство, но и храбрость»[2].

1.5. Лгиогрдфические сведения о юродивых Христл рлди в алфавитном порядке их имен

  • [1] Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. — СПб.: МАЭ, 2000. С. 245. 2 ‘ Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. — М.: Университетская типография, 1903. С. 89.
  • [2] Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. — М.: Индрик, 2008. С. 23. 2 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. — М.: Университетская типография, 1903. № 57. С. 104.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >