Место искусства в системе ценностей средневековья

Образцом человека в античном обществе считался гражданин, занятый общественными и культурными делами, тратящий созданные трудом рабов личные средства на общественные постройки, устройство празднеств и т. п. Многие представления о деятельности художника и ее месте в системе духовных ценностей, которые средние века унаследовали от античности, получили иной, более четкий и упорядоченный характер.

При феодальном строе, когда основу производства составляло мелкое крестьянское хозяйство, физический труд уже не мог считаться позорным занятием. Высокая оценка труда народными массами отразилась в искусстве: многие средневековые книги и календари украшены миниатюрами, стены храмов - витражами, изображавшими занятых своей работой крестьян и ремесленников. Средневековые писатели создавали сборники пословиц, служившие для обучения чтению и письму. Пластические искусства, по своей природе принадлежащие к области ручного труда и к сфере духовной деятельности, занимали некое промежуточное положение между теоретическими и практическими знаниями. Труд народа послужил предпосылкой для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения городов. Руками горожан, вышедших в основном из беглых крепостных, возводились городские стены и башни, сложные городские здания, ратуши, соборы. Труд давал ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие мастера было неповторимым, несло на себе отпечаток знаний и умений своего создателя. Совершенствуясь из поколения в поколение, мастерство становилось подлинным искусством. По своему социальному и экономическому положению художник принадлежал к ремесленной среде, от которой он начинает постепенно обосабливаться лишь к концу средневековья.

Все работы по металлу, выполненные в средневековье (ковка, чеканка, литье, изготовление доспехов-панцирей, шлемов, щитов, нагрудников, копий, мечей, палиц), можно причислить к декоративно-прикладному искусству. В обстановке постоянных войн и междоусобиц архитектору не менее часто приходилось возводить крепости и укрепления, чем строить соборы и монастыри, а средневековому ювелиру - не реже украшать гравировкой и чернью рукояти мечей и пластины щитов, чем церковные реликвии.

Труд художника был окружен ореолом таинственности. К его мастерству относились как к тайному знанию, доступному лишь для посвященных. Множество красочных легенд возникло вокруг произведений средневекового искусства, которым приписывалась чудодейственная сила, а создавшим их мастерам - таинственная сверхъестественная власть. Замкнутые профессиональные объединения мастеров зрелого и позднего средневековья обладали своими особыми ритуалами посвящения в мастерство и были не только чисто профессиональными коллективами и не только братствами, основанными на началах взаимопомощи, но и своеобразными религиозномистическими организациями.

Изобразительное искусство. В эпоху Меровингов (V-VIII вв.) широкое распространение получила англоирландская книжная миниатюра, украшавшая Евангелия и представлявшая собой причудливый орнамент, переплетавшийся с образами людей и животных, еще упрощенных и плоских, поскольку изображались они без теней.

Особую ценность представляют сохранившиеся до наших дней миниатюры, созданные в Ирландии, которая в средние века была одним из культурных центров Европы. В период раннего христианства в этой стране церковь еще не испытывала давления римского католичества, поэтому сохранила свою художественную систему (мифологическую архаику и фольклор), повлиявшую на стиль книжной миниатюры. Для этих произведений искусства были характерны Богатая орнаментика и разукрашенные начальные буквы - инициалы, открывающие рукопись и часто занимающие целую страницу. Заглавные буквы рисовались яркими красками и украшались сложными орнаментальными узорами, включающими изображения людей и животных.

Для рукописей этого периода характерен зооморфический тип инициалов, в котором очертания букв представляли собой стилизованные формы рыб, животных или птиц. В книжных миниатюрах встречались также страницы, полностью украшенные орнаментами («ковровые страницы»). Росписи отличались простыми и геометрически плоскими очертаниями и представляли собой переплетающиеся линии или шахматные узоры.

Искусство периода Каролингов (VIII-IX вв.) тесно связано с именем императора Карла Великого, способствовавшего развитию живописи и всячески поощрявшего художников. Главной целью императора было восстановление былого величия эллинистической культуры. Карл Великий стремился создать вторую Священную Римскую империю, поэтому эпоху его правления принято называть также «каролингским Возрождением». Со временем Карл Великий основал придворную школу, которая продолжила традиции книжной миниатюры, а его дворец в Аахене (ныне Германия) стал своего рода культурным центром, где была специальная комната для переписки книг.

Заказчиками рукописных книг были в основном члены королевской семьи. До наших дней сохранились: Евангелие (781 - 783), выполненное по заказу самого императора неким мастером Годескальком; Евангелие Ады (заказчица - сестра Карла), законченное в 800 г., и Евангелие монастыря Сен-Медард в Суасоне (827).

Миниатюры рукописей имели общие черты: единый тип изображения, торжественную декоративность, обильное использование позолоты. Художники этой школы рисовали в основном евангелистов, сидящих на троне с книгами в руках; их образы были монументальны и значительны. Для этих книжных миниатюр характерны также символы-атрибуты, окружавшие апостолов (лев, орел, ангел), и фон, представленный орнаментом, схожим по стилю с византийскими росписями.

Живопись каролингского периода имела переходный характер и представлена миниатюрами, продолжавшими эллинистические традиции. Имеющиеся в них живописно-пластичные образы (Аахенское Евангелие Карла Великого) и графические миниатюры послужили в будущем своеобразной основой для произведений немецкого экспрессионизма XX в. Особо стоит отметить миниатюры Утрехтских псалтырей. Эти произведения на первый взгляд были выполнены неаккуратно, без соблюдения правильной композиции и больше походили на быстрые наброски пером. Однако они были уже далеки от религиозной тематики и представляли собой картины сражений (сплетенные в клубок фигуры всадников, поднявшиеся на дыбы лошади), т. е. имели более «земное» содержание.

Архитектура. Исключительное место в западно-европейской средневековой культуре принадлежало архитектуре. В обществе, где церковь занимала господствующее положение, где образование было ее монополией, а грамотность - уделом немногих, где языком науки, учености и Богослужения была латынь, малопонятная безграмотному большинству, искусство и архитектура были наиболее доступными для восприятия областями.

Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья, сменилась большим подъемом строительного дела в следующие столетия. За IX-XII вв. в Европе сменились два основных архитектурных стиля - романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Романский стиль, зародившийся при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности постройки в романском архитектурном стиле были гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем в античном римском. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX-XI вв.) строительную технику, и саму политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно более высокое. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большими, с множеством цветных витражей. Обильные выпуклые украшения, статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба Богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен снаружи и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.

Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, в Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольнский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский - в Чехии.

Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV в. Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и др.

Кроме романского и готического стилей в средневековой архитектуре широко представлены еще два стиля: византийский в Италии (в Венеции -собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабский, или мавританский, в Испании (наиболее известный памятник - собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

Развитие литературы. Народные песни и легенды в эпоху средневековья распространялись бродячими артистами; во Франции их называли жонглерами, в Германии - шпильманами. Их разнообразный репертуар включал сатирические и любовные песни, смешные истории о ловких школярах, глуповатых крестьянах, хитрых горожанах и жадных попах.

Особенным почетом пользовались во Франции жонглеры, исполнявшие песни о сражениях и подвигах рыцарей. Эти длинные песни пелись речитативом на простой мотив под аккомпанемент виолы - самодельной скрипки. В большей части песен о подвигах изображались украшенные народной фантазией эпизоды из войн времен раннего средневековья.

Поэмы и сказания о подвигах рыцарей создавались в эпоху крестовых походов во всех странах Европы. Иногда эти эпические поэмы представляют собой поэтическую переработку более древних сказаний. Так, немецкая «Песнь о Нибелунгах» (сложена около 1200 г.), посвященная подвигам Зигфрида, - переработка скандинавских саг о Сигурде.

Песни о подвигах особенно широко распространились в Северной Франции. До нас дошло около восьмидесяти из них, многие связаны с образом императора Карла Великого. Самая известная из них - замечательная «Песнь о Роланде», сложенная в самом конце XI в., сюжет которой связан с действительным историческим событием. «Песнь о Роланде» вводит в события многолетней войны франков с испанскими сарацинами (арабами).

В то время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом юге - в Провансе, отличавшемся от севера и по языку, и по укладу жизни, - развивалась лирическая поэзия. Здесь было много старинных городов и сильнее сказывалось влияние традиций римской культуры. Развитие средиземноморской торговли расширило кругозор людей, поэтому и духовная культура оказалась здесь выше, чем на севере.

Провансальская поэзия, процветавшая при дворах феодальных сеньоров, стала в ХП-ХШ вв. недосягаемым образцом не только для романских народов, но и для немцев и англичан. Тематика провансальской поэзии разнообразна, но наибольшее значение и успех имели любовные песни, в которых отразился идеал возвышенной, благородной любви поэта-рыцаря к прекрасной даме. Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере -труверами. Среди трубадуров были люди различного происхождения. Известный трубадур Гильом Аквитанский был владетельным герцогом, Джауфре Рюдель - феодальным сеньором, а Маркабрю - простым жонглером.

Под влиянием провансальских поэтов лирическая поэзия в XIII в. расцветает в Германии, Италии и Испании.

На севере Франции в ХП-ХШ вв. появились и первые рыцарские романы - стихотворные и прозаические. Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной), культурой, сложившейся при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов - менестрелей. Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утонченностью. От рыцаря теперь требовались не только доблесть, но и обходительность, тонкость чувств.

Рыцарский роман и рыцарская поэзия, рассчитанные на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Содержание этих произведений иногда условно. Элементы искусственности и условности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Но именно эти жанры в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни, к естественным чувствам людей. Они содействовали развитию новой, реалистической литературы, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения.

В отличие от героического феодального эпоса («песен о подвигах») основное место в рыцарских романах занимают любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей, которые совершаются в честь «дамы сердца» или только для того, чтобы добиться славы. Сюжеты рыцарских романов заимствовались из старинных легенд или из книжных источников.

Среди наиболее одаренных авторов рыцарских романов следует указать француза Бенуа де Сент-Мора, обрабатывавшего сюжеты поэм Гомера и Вергилия; его прославленного соотечественника, замечательного поэта Кретьена де Труа - автора ряда романов, в том числе о рыцаре Ланселоте;

Вольфрама фон Эшенбаха, немецкого миннезингера, автора громадной поэмы в 25 тысяч строк - «Парсифаль»; его соотечественника Готфрида Страсбургского, автора высокохудожественной обработки сюжета о Тристане и Изольде.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >