Рекомендуемая литература по теме

  • 1. Бондарев Ю. М. Словарь мифов. - М., 2000.
  • 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. - М., 1999.
  • 3. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
  • 4. Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. - М., 2001.
  • 5. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М., 1977.
  • 6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001.
  • 7. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 2 т. - М., 1988.
  • 8. Никола М. И. Античная литература. - М., 2001.
  • 9. Соколов И. Искусство Древней Греции. - М., 1980.
  • 10. Тахо-Годи А. А. Античная литература. - М., 2001.

Вопросы и задания для дополнительного обсуждения

  • 1. В чем специфика понимания прекрасного в Древней Греции?
  • 2. Каковы основные стили классического искусства Древней Греции?
  • 3. Расскажите об эволюции скульптурного декора от периода архаики до высокой классики.
  • 4. Расскажите об архитектурных сооружениях и скульптуре поздней классики в Афинах и полисах Малой Азии.
  • 5. В чем отличительные особенности искусства эллинизма?
  • 6. Дайте характеристику искусства Древнего Рима.
  • 7. В чем сходство и различие римской и греческой культур?
  • 8. Дайте характеристику литературы начала периода республиканского Рима.
  • 9. Каковы особенности скульптурной пластики и исторического рельефа в искусстве поздней империи?
  • 10. Какие вы знаете архитектурные памятники Древнего Рима?

Тема 2

Искусство и литература средних веков в западной Европе

Культуру западно-европейского средневековья отличает общность мировоззрения, религиозное единство, значительное сходство стилистических приемов в художественном творчестве.

Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. В основе средневекового миросозерцания и миропонимания лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение средних веков было теологическим, а его ценностная шкала определялась религией.

К концу античной эпохи христианство одержало окончательную победу над язычеством, что означало забвение античной культуры. В рождающемся средневековом мире христианство сделалось его основой, которая влияла на все стороны жизни человека.

Античное восприятие мира основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а человек является органической частью этого мира. Жители Древней Эллады придавали большое значение человеческому разуму, его способности самостоятельно познавать мир и изменять его.

В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала земную вечность мира и признавала роль Творца-Бога в качестве существа изначального и неизменного. Появились две нравственные категории - добро и зло, борьба между которыми стала центром как религиозного, так и бытового сознания европейца. Идея греховности человека занимает центральное место в христианстве, а сцены Страшного суда преобладают в средневековом искусстве над всеми прочими сюжетами.

Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом обществе особую психологическую атмосферу. Поэтому столь частыми явлениями были массовые покаяния, пострижения в монахи. Теоцентризм (от греч. «теос» - Бог) средневековой культуры побуждал к постоянным раздумьям над тщетностью усилий человека, непрочностью жизни и близостью смерти. Большие суммы тратились на заказные мессы и молитвы за душу умершего, с тем чтобы душа его как можно скорее прошла испытания в чистилище и возвратилась к Богу.

У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стали верность, вера, которые окончательно вытеснили грекоримские гражданские добродетели. Если античный человек должен был быть справедливым, то средневековый - верным, а неверность отныне сделалась злом.

Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. Архитектура, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка.

Средневековое искусство, в отличие от античного, почти не выражало радости земного бытия, чувственного восприятия реального мира.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >