Древнегреческий театр

В эпоху античности в Древней Греции возник театр. Слово «театр» обозначало место для зрелищ. Это синтетический вид искусства, в основе которого лежит образное воспроизведение драматического действия, исполняемое актерами перед зрителями.

Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь Бога Диониса, в основе которых лежала древнейшая земледельческая игра, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дифирамбы и фаллические песни, исполнявшиеся на этих празднествах хором ряженых участников праздника и запевалой и сопровождавшиеся танцами, уже содержали в себе элементы диалога и примитивного театрального действия. Аристотель указывает в «Поэтике» (гл. 4), что трагедия и комедия возникли из импровизации и что одна (трагедия) ведет свое начало от дифирамба, другая (комедия) - от фаллических песен. Очевидно, Аристотель потому и говорит о запевалах (с греч. дословно - «зачинатель»), что именно они вносили в дифирамб диалог и мимическую актерскую игру и побуждали своими репликами хор к пению. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую принадлежность драмы, уже во 2-й пол. VI в. до н.э. выделился особый исполнитель - актер, которым и был сам драматург. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера (первоначально одного) и хора. Уже в раннее время театр занимал важное место в общественной жизни греков. Значение театра особенно возросло в пору расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до н.э.). Драматургия великих греческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана отразила важнейшие стороны общественной, политической и духовной жизни греческого народа и создала театр больших идей и совершенной художественной формы. Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства.

Устройство театра

В основном театр состоял из трех главных частей: утрамбованной площадки (орхестры, от греческого orhesis - "пляска) с жертвенником

Дионису посредине, мест для зрителей (театр, т.е. зрелищные места), в первом ряду которых было кресло для жреца Диониса, и скены, т.е. строения позади орхестры, в котором переодевались актеры.

В конце VI в. до н.э. орхестра была круглой, плотно утрамбованной площадкой, которую окружали деревянные скамьи для зрителей.

В начале V в. деревянные скамьи были заменены каменными, спускавшимися полукругом по склону Акрополя. Орхестра, на которой был хор и актеры, стала подковообразной (возможно, что актеры играли на небольшом возвышении перед скеной). В эллинистическое время, когда хор и актеры не имели уже внутренней связи, эти последние играли на высокой каменной эстраде, примыкавшей к скене - проскении, - с двумя выступами по бокам, так называемыми параскениями. Театр отличался замечательной акустикой, так что тысячи людей без труда могли слышать актеров, обладавших сильными голосами. Места для зрителей охватывали полукругом орхестру и были поделены на 13 клиньев. По бокам проскения находились пароды - проходы для публики, актеров и хора. Хор при постановке трагедии состоял сначала из 12, затем из 15 человек во главе с корифеем - главой хора, разделяясь на два полухора, выступая с песней и танцами, изображая близких к главным героям лиц, мужчин или женщин, одетых в соответствующие действию костюмы.

Трагические актеры, число которых постепенно возросло от одного до трех, играли в чрезвычайно красочных, великолепных костюмах, увеличивая свой рост котурнами (обувь с толстыми подошвами наподобие ходуль) и высокими головными уборами. Размеры туловища искусственно увеличивались, на лица надевались ярко раскрашенные маски определенного типа для героев, стариков, юношей, женщин, рабов. Маски Wli [ К к свидетельствовали о культовом происхождении театра, когда человек не мог выступать в своем обычном виде, а надевал на

себя как бы личину. В огромном театре маски были удобны для обозрения публики и давали возможность одному актеру играть несколько ролей. Все женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, но и пели и танцевали. По ходу действия употреблялись подъемные машины, необходимые для появления Богов. Были так называемые эккиклемы -площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Употреблялись машины также и для шумовых и зрительных эффектов (гром и молния). На передней части скены, обычно изображавшей дворец, было три двери, через которые выходили актеры. Эта часть скены расписывалась различными декорациями, постепенно усложнявшимися с развитием театра.

Публика - все афинские граждане - получала с конца V в. до н.э. от государства специальные зрелищные деньги для посещения театра, в обмен на которые выдавались металлические номерки с указанием места. Так как представления начинались с утра и продолжались в течение всего дня (ставилось три дня подряд по три трагедии и одной сатировской драме), то публика приходила, запасшись едой [Лосев А.Ф. Античная литература].

В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества. Главная среди них - утверждение роли человека в мире через борьбу, торжество и поражения. Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять ей, разрабатывает отец трагедии Эсхил (525-456 гг. до н. э.). Сохранилось всего семь произведений Эсхила.

  • 1) "Умоляющие";
  • 2) "Персы";
  • 3) "Семеро против Фив".

Единственной почти полностью дошедшей до нас трилогией Эсхила является "Орестея". Она состоит из трагедий:

  • 4) "Агамемнон";
  • 5) "Хоэфоры";
  • 6) "Евмениды" с заключительной сатировской драмой "Протей" (до нас не дошедшей);
  • 7) "Прометей прикованный".

В «Прометее прикованном», в трилогии «Орестея» автор проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

АНАЛИЗ ТРАГЕДИИ «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»

Время создания: конец VI - начало V в. до н.э.

Род литературы: драма.

Жанр: трагедия.

Особенности жанра:

  • 1. Мифологическая трагедия.
  • 2. Декламационная трагедия, так как в ней довольно большая часть действия представляет собой диалоги.

Источники сюжета:

  • 1. Мифологический (мифы о Прометее, сыне Титана).
  • 2. Исторический (таким принято считать развитие первобытной цивилизации, культуры).
  • 3. Личные наблюдения Эсхила над людьми, так как его герои антропоморфны.

Основная тема: страдания Прометея.

Проблематика:

  • 1) проблема борьбы с тиранией и деспотизмом;
  • 2) проблема власти;

3) проблема культурно-технической эволюции человеческой цивилизации.

Основной конфликт: конфликт между Прометеем и Зевсом, который можно трактовать как столкновение альтруизма и эгоизма. При этом конфликт назван, но не развит и не разрешен. Он развивается за пределами трагедии.

Развитие действия носит специфический характер. Как такового действия нет, он сводится к страданиям Прометея. Действие развивается на эмоциональном уровне, т.е. можно говорить о развитии страдания.

Характеры героев: действие почти статично, невозможно говорить об образах, только о характерах, хотя и так воспринимается только Прометей. Остальные герои появляются единожды, поэтому автор не может показать их многогранно. Океан, по определению А.Ф. Лосева, - добродушный старичок, Ио - страдающая женщина. Их характеры выстраиваются только на одной черте, и в этом их схематизм.

Стиль трагедии определяется теми целями, которые ставил перед собой Эсхил. Его эпохе нужны были герои. А о них можно было говорить, используя возвышенную интонацию. Поэтому стиль патетический, воодушевляющий на подвиги, грандиозный, возвышенный.

Идея состоит в выражении любви к людям, в том, чтобы восславить подвиг Прометея против тирании Зевса, прославление непоколебимого мужества Прометея.

Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам. Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444-429 гг. до н. э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита - поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знаменитые философы того времени.

Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян. Показательно в этом смысле сравнение между Афинами и Спартой. Спарта - яркий образец государства казарменного типа, где вся жизнь предельно регламентирована и подчинена военному распорядку, - не оставила ярких образцов взлета культуры. Афины же, наоборот, в условиях демократии поощряют развитие искусств, всех проявлений художественной культуры.

Софокла (ок. 496-406 гг. до н. э.) интересует проблема взаимоотношений человека и государства. В трагедиях «Антигона»,

«Электра» он воспевает мощь свободного

человека; его героиня Антигона

нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок - хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества; он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали ставит выше законов рода.

Театр Еврипида (ок. 485/480-406 гг. до н. э.) -высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит в свои трагедии бытовой элемент. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм,

справедливость), и человеческие слабости, и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Как и его друг Сократ, Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >