Физиологические основы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе (с подключением к работе всех соответствующих анализаторов), благодаря чему возникает устойчивая связь между слуховым образом звука, зрительным восприятием видимых элементов артикуляционного уклада, тактильными ощущениями (ощущение воздушной струи на тыльной поверхности кисти руки, вибрации в области груди и гортани при произнесении гласных и звонких согласных звуков) и комплексом кинестетических ощущений, появлявшихся при движениях органов артикуляции, характерных для определенного речевого звука.

Рас. 32. Анализаторная база формирования правильного звукопроизношения

Постановка звука

Цель - добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений органов артикуляции и создание артикуляционного уклада формируемого звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и парных звонких звуков), отработка изолированного звука.

I способ - постановка ПО ПОДРАЖАНИЮ (имитативный)

Педагог, воспроизводя образец правильного произношения звука, фиксирует внимание ребенка на положениях органов артикуляции, последовательности и специфике движений, акустическом эффекте звучания звука, тактильных ощущениях (от выдыхаемой воздушной струи на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту; вибрации гортани при произнесении соноров и парных звонких звуков). Образец произношения дополняется словесными пояснениями. Таким образом создается база для осознанного воспроизведения ребенком формируемого звука. Могут использоваться приемы «постепенного нащупывания нужной артикуляции» и постановки от опорных звуков (например, [с] от [и] - на основе сходных элементов артикуляции)

II способ - постановка С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Основывается на механическом воздействии на речевые органы ребенка посредством каких-либо приспособлений (зондов, шпателя и т. п.). При этом используется определенная исходная артикуляция (опорного звука), опираясь на которую, логопед механическим путем приводит ораны артикуляции ребенка в требуемое для формируемого звука положение или движение. Сам ребенок подчиняется воздействию логопеда, не осуществляя самостоятельный поиск нужной артикуляции. При применении данного способа требуется длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог без механической помощи принимать необходимую артикуляционную позу или совершать

III способ - СМЕШАННЫЙ

Ведущая роль отводится подражанию и объяснению. Механическое воздействие способствует уточнению воспроизведения нужной артикуляции формируемого звука.

Рис. 33. Способы постановки звуков

(Н.А. Чевелева, Б.М. Гриншпун, М.Ф. Фомичева и др.)

Автоматизация формируемого звука

Цель

Сформировать и закрепить правильное произношение звука на основе специально подобранного речевого материала

Автоматизация навыка произношения формируемого звука:

• в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, интревокальных. со стечением согласных);

Содержание работы

  • • в словах (в различных фонетических позициях: в начале, середине, конце слова; между гласными, в стечении согласных);
  • • во фразах (предложениях), насыщенных данным звуком;
  • • в коротких монологических высказываниях (текстах - потешках, чистоговорках,

ст ихотвор ен иях, рассказах)

Отраженное повторение вслед за педагогом речевого материала, пересказ прослушанного

Приемы

текста, называние слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, коротких текстов по сериям сюжетных

Рис. 34. Этап автоматизации формируемого звука.

Дифференциация звуков

Цель

Научить различать формируемый звук от звуков, наиболее сходных с ним по акустическим и ар тику л я цио нны м пр из нака м

Содержание работы

Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам, сначала в изолированном произношении, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворных текстах, рассказах и в самостоятельной речи

Приемы

Отраженное повторение вслед за педагогом речевого материала, содержащего формируемый и смешиваемые звуки (серий слогов; слов-казиомонимов; слов. содержащих оба дифференцируемых звука: фраз): элементы фонетической ритмики, пересказ прослушанного текста, называние слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, коротких текстов по сериям сюжетных картинок

Рис. 35. Этап дифференциации формируемого звука и звуков, наиболее часто смешиваемых с ним в речи

Тема 7

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >