Методика выполнения графических работ

Цель графических работ - понять и проанализировать роль окружающей среды в процессе формирования архитектурного объекта, научиться изображать ее на чертеже средствами архитектурной графики.

Основные задачи:

  • - научиться изображать и стилизовать предметы окружающего мира (элементы антуража и стаффажа);
  • - освоить различные графические техники и приемы исполнения антуража и стаффажа.

Графическая работа №1. Стилизация элементов антуража

Тема

Стилизация элементов антуража

Задача

Освоить приёмы изображения деревьев и кустов

Формат

А 3

Материалы

Тушь, перо, рапидограф

Цвет

Черно-белый

Техника исполнения

Рисованная линия

Условия и рекомендации

Задание может выполняться в виде таблицы или произвольной композиции.

Продолжительность выполнения

3 часа

В архитектурной графике важно не реалистическое натуралистическое изображение элементов окружающей среды, не точная их копия, а обобщенная художественная проекция, для которой характерным является условность и лаконизм изображения.

При начертании стилизованных изображений деревьев, деталей рельефа, элементов окружающей застройки, панорам и силуэтов важны контур и основные признаки образца. Чем лаконичнее изображение, тем оно острее и выразительнее, поскольку основное внимание уделено наиболее характерным и специфическим особенностям.

Рисование деревьев можно значительно упростить, если провести простейший анализ строения их формы. Бесконечное многообразие деревьев и кустарников можно свести к простым фигурам и телам - квадрату, прямоугольнику, кругу, треугольнику, пирамиде, конусу, шару и др. Это позволяет упростить процесс рисования и помогает выявить наиболее характерные видовые черты, а также сформировать графический образ разных растительных форм (ели, сосны, кипариса, пальмы, липы и др.).

Развивая навыки выполнения архитектурного рисунка деревьев, необходимо выявить конструктивную основу сложных, обогащенных деталями стилизованных форм «каркас», «силуэт», «контур», передать строгую соразмерность и гармонию пластических и геометрических форм, образующих конкретную модель; ощутить их пространственную и логически конструктивную взаимосвязь; добиться обобщения и целостности рисунка при тщательной разработке деталей. Решение этих задач невозможно при механическом копировании модели и требует внимательного, вдумчивого анализа её объемно-пластического и конструктивного строения. Степень абстрагирования должна соответствовать общему графическому замыслу, иначе озеленение будет восприниматься только как декоративный элемент.

В основе разработки антуража лежит предметный мир, который находит отражение в рисунках различной степени условности и детализации. Все многообразие графических изображений берет начало от реалистических фотографий, рисунка с натуры. На начальных этапах обучения, когда только начинает формироваться графический почерк, целесообразно при разработке антуража и оформлении архитектурных чертежей использовать традиционный для архитектурного проектирования прием - рисунок на кальке с доведением его до необходимой степени стилизации и детализации.

Изображение антуража и стаффажа на основе линии (рис. 55, 56, 57). Толщина линии задаётся либо степенью нажима пишущего пера, либо, когда такого нажима оказывается недостаточно, промежутком между двумя тонкими параллельными линиями, пространство между которыми затем «заливается» чернилами. Линейное построение антуража и стаффажа требует выявления лежащих в её основе простых геометрических объемов.

Форма геометрическая

контур

силуэт

каркас

томаная

Ок

w

к

Лин плавная

AO

3№

-8-си Q.

вертикальный

А

Элементы г

Штрих горизонтальный

ф 5

А

ПО фор|

^7 А

ный ент

Точен элем

• t -^4^- • .ч ’"i

Рис. 55. Общие принципы формирования антуража. Приемы разработки антуража в табличной форме

Изображение антуража на основе линии. Приемы разработки антуража в табличной форме

Рис. 56. Изображение антуража на основе линии. Приемы разработки антуража в табличной форме

Приемы разработки антуража на основе линии в табличной форме

Рис. 57. Приемы разработки антуража на основе линии в табличной форме

Изображение антуража на основе штриха (рис. 58, 59, 60). Штрих как графическое средство обладает всеми характеристиками линии. При этом штрих по направлению может быть трех видов: горизонтальный, вертикальный, по форме. Элементы штриха могут быть расположены как равномерно, так и сгущаться местами, в зависимости от замысла автора. Следует избегать дробности деталей, не допускать вялой монотонности и чрезмерно грубой, резкой штриховки.

Изображение антуража на основе штриха. Приемы разработки антуража в табличной форме

Рис.58. Изображение антуража на основе штриха. Приемы разработки антуража в табличной форме

Приемы разработки антуража в табличной форме. Изображение

Рис. 59. Приемы разработки антуража в табличной форме. Изображение

антуража на основе штриха

Изображение антуража при помощи графического заполнения

Рис. 60. Изображение антуража при помощи графического заполнения

Графическая работа №2. Стилизация элементов стаффажа (людей)

Тема

Стилизация элементов стаффажа (людей)

Задача

Освоить приёмы изображения стаффажа (людей)

Формат

А 3

Материалы

Тушь, перо, рапидограф

Цвет

Черно- белый

Техника исполнения

Рисованная линия

Условия и рекомендации

Задание может выполняться в виде таблицы или произвольной композиции

Продолжительность выполнения

3 часа

Грамотное рисование стаффажных людей восходит к пониманию «геометрической формы» человека и его пропорций. Обычно за основу принимается вертикальный прямоугольник в пропорции два к восьми. Появившийся опыт такого рисования позволяет достигнуть и следующего уровня умения рисовать человека - выявления некой его индивидуальности (возраст, профессия, характер и т.д.) за счёт изображения одежды и аксессуаров (рис. 61, 62).

Дети

Подростки

20-40 лет

Свыше 40 лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Один элемент

dp

i

i тт

?

Группа

ж

т

9

[7

. W 1

О..

я

7р.

Толпа

HL ж €7

h

-Л7

ж

&

Рис. 61. Изображение стаффажа при помощи штриха

Изображение стаффажа при помощи графического заполнения

Рис. 62. Изображение стаффажа при помощи графического заполнения

4.2.3. Графическая работа № 3

Графическая работа №3. Стилизация элементов стаффажа (транспорта)

Тема

Задача

Освоить приёмы изображения стаффажа (транспорта)

Формат

А 3

Материалы

Тушь, перо, рапидограф

Цвет

Черно-белый

Техника исполнения

Рисованная линия

Условия и рекомендации

Задание может выполняться в виде таблицы или произвольной композиции

Продолжительность выполнения

3 часа

Методика разработки архитектурного рисунка нацелена на осуществление и реализацию у студента своего понимания антуража и стаффажа. Каждый стремится создать свой способ рисования, собственный почерк изображения архитектурного рисунка, дополняющего чертеж. Здесь открывается достаточный простор для фантазирования и роста графического мастерства. Выполне-

ние заданий по разработке антуража в табличной форме дает высокие результаты, так как для целенаправленного действия нет ничего более полезного, чем узконаправленность мысли в сочетании с конкретной мотивацией.

Контрольные вопросы

  • 1. В какой последовательности следует выполнять графические задания 1-3?
  • 2. Как получить желаемый уровень детализации?
  • 3. От чего зависит техника выполнения антуража и стаффажа?
  • 4. В какой графике выполняются задания 1 - 3?
  • 5. Какие материалы выбираются для графического исполнения заданий?
  • 6. Какова цель графоаналитического этапа выполнения задания?
  • 7. С какой целью выполняются натурные зарисовки?
  • 8. Как провести анализ строения формы в антураже?
  • 9. Каким образом можно передать соразмерность и гармонию пластических и геометрических форм?
  • 10. В чем заключается способ изображения антуража и стаффажа в линейной графике?
  • 11. В чем заключается способ изображения антуража и стаффажа в технике штриховки?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >