Методика разработки антуража и стаффажа

Приемы и этапы разработки антуража и стаффажа

Практические занятия по архитектурной графике - это комплексная самостоятельная, творческая работа, целью которой является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, освоение и совершенствование практических навыков архитектурной графики, развитие творческого потенциала и художественного вкуса в ходе выполнения графических работ. Необходимым условием для выработки собственного графического почерка являются постоянные упражнения и пополнение запаса графических примеров антуража. В дальнейшем рекомендуется создание собственного альбома калек.

Для выполнения упражнения необходимо подобрать фотографии или собственные рисунки с натуры дерева, средства транспорта (либо животного) и человеческой фигуры и при помощи кальки осуществить абстрагирование и стилизацию изображений. Изображения следует подбирать таким образом, чтобы в дальнейшем была возможность их компоновки на листе с сохранением одного масштаба (рекомендуемые М 1:50, М 1:25). Производится абстрагирование путем наложения кальки на исходное изображение с переводом наиболее важных деталей, создающих образ предмета. Для получения желаемого уровня детализации следующую кальку допустимо накладывать на предыдущую, с дальнейшим обобщением, до получения нужного результата.

По достижении необходимой степени стилизации каждого объекта антуража и стаффажа все эти элементы должны быть скомпонованы в композицию на новом листе. Дерево, транспортное средство и человеческая фигура должны находиться в ортогональной проекции на линии первого плана без перспективных сокращений относительно друг друга, с учетом композиционного размещения на плоскости листа. На втором плане могут быть изображены элементы пейзажа.

При изображении элементов антуража и стаффажа большую роль играют умелая стилизация и условность рисунка. Техника выполнения и её комбинирование выбираются в зависимости от способа стилизации и идеи автора при условии гармоничного сочетания графических приемов.

Рекомендуемая графика исполнения: ахроматическая (черно-белая) условно-линейная (выполненная рапидографом либо чертежным пером) или тональная (заливка гуашью, отмывка черной тушью или акварелью).

Процесс разработки антуража или стаффажа разделен на четыре этапа.

Первый этап - графоаналитический - сбор исходного фактического графического материала. Цель первого этапа - сбор и систематизация сведений об антураже и стаффаже как об архитектурном рисунке, оформляющем чертеж. Суть следующих трех этапов методики заключается в том, что студентам предлагается разработать антураж и стаффаж согласно своим пристрастиям, используя следующие графические средства: линия, штрих, пятно. Здесь очень важен выбор исходного образа формы - прототипа, подлежащего дальнейшей художественной трансформации. Возможны различные пути, например, вначале делаются натурные зарисовки, затем они преобразуются в декоративные, стилизованные формы. В случае недостаточности у студента визуального и ассоциативного опыта допустимо использование аналога.

Поиск исходной формы образной модели определяет черты жанровой разработки стилизованных форм антуража и стаффажа, и через анализ исходной ситуации определяются принципы композиционного подхода к разработке их деталей, взаимодействия регулярного и живописного. Эти принципы определяют конечную форму архитектурного рисунка, оформляющего чертеж. В архитектурной графике надо уметь соблюдать меру детализации изображаемых антуража и стаффажа. Если небольшое по масштабу изображение имеет множество лишних деталей, то происходит зрительная путаница, небольшой изобразительный элемент приобретает излишнюю значимость, неоправданно привлекает к себе внимание.

Основная цель последующих трех этапов - усвоить графические принципы формирования антуража и стаффажа, выработать понятие преобразования природных форм в элементы декоративного, плоскостного решения на примере изображения растительности и людей как основных элементов пейзажа, проследить общую манеру условного, лаконичного рисунка, где простота изобразительных приемов направлена на обозначение самых характерных деталей и признаков, совокупность которых составляет образ изображаемого предмета.

Статичность или динамичность антуража и стаффажа (наклонные или развивающиеся ветви, развивающиеся элементы одежды, стремительность позы и т.п.) должны соответствовать архитектурному замыслу, создавать необходимые для восприятия творческой идеи состояния покоя или движения.

Второй этап - изображение антуража и стаффажа на основе линии. Линейное построение антуража и стаффажа требует выявления лежащих в его основе простых геометрических объемов.

Третий этап - изображение антуража и стаффажа на основе штриха. Штрих как графическое средство обладает всеми характеристиками линии. При этом штрих по направлению может быть трех видов: горизонтальный; вертикальный; по форме. Элементы штриха могут быть расположены как равномерно, так и сгущаться местами, в зависимости от замысла автора. Надо избегать дробно сти деталей, не допускать вялой монотонности и чрезмерно грубой, резкой штриховки.

Четвертый этап - изображение антуража на основе пятна. Пятно как графическое средство требует особой тщательности: в процессе выполнения работы необходимо избегать как бездумного разнообразия деталей геометрического заполнения, ведущего к дробности и плоскостности изображения, так и излишнего увлечения сухой геометрической схемой, превращающей элементы антуража и стаффажа в чертеж и мешающей их живой непосредственности и конкретности. Логически рациональные и визуально-чувственные моменты в процессе заполнения «пятна» должны гармонически сочетаться, взаимно дополняться.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >