Особенности построения композиции антуража и стаффажа

Расположение деталей антуража, стаффажа и проекций сооружения. Композиция архитектурного чертежа - соединение отдельных элементов (фасадов, планов, разрезов и т. д.) в единое целое. Целостность архитектурного чертежа является важнейшим критерием эстетической оценки и оценки качества графического представления информации об архитектурном объекте.

Антураж и стаффаж являются важным средством достижения композиционной цельности архитектурного чертежа. Они позволяют уравновесить основные массы архитектурного чертежа, связать отдельные элементы воедино, создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность основных элементов.

На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компоновки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже - с его перспективным или аксонометрическим изображением. При расположении проекции здания в центре листа, а элементов антуража и стаффажа -симметрично относительно центральной оси сооружения, композиция чертежа смотрится примитивно (рис. 30,а). Расположение деталей антуража и стаффажа ниже линии горизонта возможно, но если их контур зрительно не связан с контуром здания, то целостное восприятие композиции чертежа затрудняется (рис. 30,6). Вариант расположения деталей антуража и стаффажа выше уровня горизонта может создать впечатление чрезмерного удаления от объекта, что затрудняет их зрительную связь с проекцией сооружения, не дает информации о его масштабе (рис. 30,в). Принято закреплять зрительную связь деталей антуража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа выявляет размер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание (рис. 30,г).

Расположение деталей антуража и стаффажа в зависимости от положения горизонта. Немалую роль в композиции чертежа играет расположение объекта и линии горизонта относительно плоскости листа (рис. 31). Проекция архитектурного сооружения, размещенная в нижней части листа, бывает оправдана лишь в случае, когда автору по тем или иным причинам необходимо подчеркнуть превалирующее значение пространства, окружающего здание.

Если проекция объекта и линия горизонта располагаются посередине листа, то это делает композицию чертежа невыразительной, однако негативное впечатление может поправить изображение антуража в нижней части листа, которое уравновесит композицию.

В случае расположения объекта на кромке водоема или на высоком рельефе линия горизонта и объект изображаются в верхней части листа, соответственно нижнюю часть занимает рисунок ландшафта. Наиболее распространенный способ расположения - чуть ниже середины листа.

Примеры расположения антуража и стаффажа относительно линии горизонта

Рис. 31. Примеры расположения антуража и стаффажа относительно линии горизонта

Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа. В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Чертеж не должен быть перегружен излишне «многословным» рисунком. Густая вязь линий, множество деталей затрудняют восприятие архитектурного объекта, отвлекают внимание зрителя.

Примеры расположения проектируемого объекта и линии горизонта относительно плоскости листа

Рис. 32. Примеры расположения проектируемого объекта и линии горизонта относительно плоскости листа

Мера насыщенности элементами антуража и стаффажа в композиции архитектурного чертежа

Рис. 33. Мера насыщенности элементами антуража и стаффажа в композиции архитектурного чертежа: 1 - чертеж с нормальной насыщенностью антуража; 2 - чертеж перенасыщен изображением антуража

Во всех случаях композиционная направленность чертежа должна подчеркиваться соответствующим характером рисунка ландшафта, очертаниями деревьев, расположением фигур людей, животных, экипажей и автомобилей. Не рекомендуется располагать элементы антуража и стаффажа на осях сооружения, перекрывать изображения архитектурных акцентов. Очертания оформляющего рисунка не должны повторять очертания, силуэт, форму и характер сооружения, а напротив, должны их дополнять или быть с ними контрастными.

Неправильно

Правильно

Соответствие деталей антуража изображаемому объекту

Рис. 34. Соответствие деталей антуража изображаемому объекту: а - масштабность; б, в - расположение по отношению к зданию; г - характер в зависимости от архитектурной формы объекта

В зависимости от конкретных задач изображение может быть плоскостным или глубинным. Эти противоположные по своим свойствам качества достигаются с помощью графических приемов, подчеркивающих или, наоборот, расчленяющих цельность восприятия плоскости изображения. Если изображения фигур, деревьев не расчленяют плоскость листа бумаги, а лишь равномерно заполняют ее правильными метрическими шеренгами, то такое расположение элементов показывает, что все фигуры находятся в одной плоскости, одинаково удалены от зрителя - формируется плоскостная композиция. Самый эффективный графический прием глубинности изображения - линейная перспектива. Основу иллюзии глубинности могут создать несколько наклонных линий, сходящихся в одной точке. Впечатление глубины усиливается последовательным уменьшением размеров фигур от переднего плана к заднему. Эти простые графические приемы заставляют зрителя представить в линейном изображении воздушное пространство, наполненное реальными предметами.

Существует ряд графических приемов, создающих иллюзию глубинности в ортогональном изображении:

  • - прием наложения изображения переднего плана на изображение заднего;
  • - прием сопоставления фигур в разных масштабах, где впечатление глубины возникает за счет восприятия разницы в размерах крупных и мелких изображений;
  • - прием интенсивного выделения деталей переднего плана толстым контуром, интенсивным штрихом или заливкой, что также создает ощущение глубинности (рис. 35).
Способы придания глубинности чертежу

Рис. 35. Способы придания глубинности чертежу

Основу всех этих приемов составляет механика сопоставления предметов, величина и взаиморасположение которых создают иллюзию пространственности, по силе впечатления не уступающей перспективе.

Динамика и статика изображения - средство сообщения рисунку состояния покоя или движения. По желанию автора чертежу или рисунку можно придать любое из этих состояний покоя или движения (рис. 36). Это зависит от задач графической композиции, характера изображаемого объекта. Динамичность рисунка усиливается изображением деревьев с наклонными стволами, развевающимися ветвями. Чем более спокойны и уравновешенны очертания рисунка, чем ближе оси фигур к вертикали, тем спокойнее графическая композиция. В противоположность состоянию покоя динамика изображения достигается нарушением равновесия фигур в рисунке, отклонением их осей от вертикали. Статичность или динамичность рисунка антуража и стаффажа должны соответствовать архитектурному замыслу, создавать необходимое для восприятия творческой идеи состояние покоя или напряжения.

Примеры статичной и динамичной композиции чертежа

Рис. 36. Примеры статичной и динамичной композиции чертежа

В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции архитектурного объекта заставляет с особым вниманием отнестись к интенсивности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Густая вязь линий, множество деталей затрудняют восприятие проекции архитектурного объекта, отвлекают внимание зрителя. Минимальное число деталей рисунка позволяет воспринимать композицию сооружения, пластику его формы, размер. Антураж и детали стаффажа должны выполнять свою основную задачу - помогать зрителю освоить идею архитектурного замысла.

Контрольные вопросы

  • 1. С помощью каких инструментов выполняется графическое изображение антуража и стаффажа на чертеже?
  • 2. Каковы графические приемы исполнения антуража и стаффажа на чертеже?
  • 3. С помощью каких графических средств выполняются антураж и стаффаж?
  • 4. Как с помощью архитектурного рисунка передать функциональные особенности архитектурного объекта?
  • 5. Как с помощью архитектурного рисунка передать эпоху архитектурного объекта?
  • 6. В чем заключаются особенности выполнения антуража и стаффажа в линейной графике?
  • 7. В чем заключаются особенности выполнения антуража и стаффажа в тональной графике?
  • 8. В чем заключаются особенности выполнения антуража и стаффажа в цветной графике?
  • 9. Что называется иконическим изображением?
  • 10. Что называется символическим изображением?
  • 11. Как располагаются детали антуража и стаффажа в зависимости от расположения линии горизонта?
  • 12. Как располагаются детали антуража и стаффажа по отношению к проекциям сооружения?
  • 13. Как определить достаточную интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа?
  • 14. В чем заключается соответствие деталей антуража и стаффажа изображаемому объекту?
  • 15. Как с помощью антуража и стаффажа передать глубинность чертежа?
  • 16. Как с помощью антуража и стаффажа передать динамичность композиции?
  • 17. Как с помощью антуража и стаффажа передать статичность композиции?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >