Основные требования, предъявляемые к изображению антуража и стаффажа

Соответствие антуража и стаффажа характеру архитектурного объекта

Антураж и стаффаж как элементы графического языка архитектора и средство оформления архитектурного чертежа должны строго соответствовать характеру архитектурного объекта, его функциональным и образным характеристикам. В качестве признаков соответствия антуража и стаффажа характеру объекта выделяются: соответствие графических форм архитектурному замыслу, образному строю объекта; усиление таких качеств, как монументальность, динамичность и пр. при помощи оформляющего рисунка; раскрытие функциональных особенностей объекта. Элементы антуража и стаффажа могут указывать на характер объекта, так, например, включение в композицию чертежа рисунка надувного матраца может обозначать функцию отдыха, а рисунка спасательного круга - наличие водоема (рис. 15).

Антураж и стаффаж как средство определения характера и функции объекта

Рис. 15. Антураж и стаффаж как средство определения характера и функции объекта

Помимо раскрытия функциональных особенностей объектов антураж и стаффаж способствуют раскрытию их образности. Точно подобранные и умело включенные элементы антуража придают человеческий масштаб и создают соответствующее эмоциональное настроение в восприятии архитектурного чертежа. Элементы зелени и благоустройства характеризуют своеобразие и органичность включения объекта в ландшафт. Также учитывается индивидуальный стиль объекта - с ним согласуют особенности рисунка, оформляющего чертеж.

Характер условного рисунка, как правило, соотносится со стилистикой изображаемого объекта, например, отражает стиль и моду определенной исторической эпохи. В зависимости от архитектурного стиля объекта подбираются одежда людей, транспортные средства, а также техника исполнения рисунка (рис. 16).

Антураж и стаффаж как указатель исторического периода

Рис. 16. Антураж и стаффаж как указатель исторического периода

Графическое решение антуража и стаффажа

Архитектурная графика претерпевает в своем развитии стилевые изменения. Это отражается в графическом оформлении архитектурных чертежей, т. к. становление и развитие того или иного направления в архитектуре связано и с поиском нового, более подходящего графического языка. В каждом конкретном случае проектная графика изменяется в зависимости от цели каждого отдельного чертежа, общего характера всей проектной экспозиции, техники исполнения чертежных проекций и деталей антуража и стаффажа. Выбор технических приемов чертежной графики и деталей ее оформления - сложный процесс, который отличают свои специфические особенности, характерные как для реального, так и для учебного проектирования.

Стилевое решение архитектурного чертежа определяется характером архитектурного объекта, архитектурным замыслом и необходимостью расстановки смысловых акцентов. Архитектурные чертежи проекта, как правило, выполняются в единой графической манере и технике. Стилевое единство проекта достигается выбором графического приема исполнения, наиболее полно раскрывающего характер проектируемого объекта, а также точным определением и включением в архитектурный чертеж элементов антуража и стаффажа, создающих единый художественный образ. Нарушение стилевого единства (включение элементов другого стиля) допускается в тех случаях, когда архитектурный чертеж необходимо дополнить фрагментами, документами, чертежами других авторов. Также допускается возможность выполнения архитектурного чертежа в графике документа (либо его фрагмента), включаемого в чертеж. Стиль, характер и структуру антуража и стаффажа предопределяет выбор вида графики исполнения.

Особенность линейной графики заключается в том, что авторский замысел выражается лишь с помощью контура предметов, линейного заполнения композиции. Главное средство её выразительности - контраст линий с плоскостью изображения (рис. 18). Линия - это след безостановочного движения пишущей ручки по бумаге от начальной точки до конечной. Линия может быть: по очертанию - прямой, кривой: ломаной или плавной; по толщине - постоянной или переменной толщины; по характеру плотности - сплошной или прерывистой. Толщина линии задаётся либо степенью нажима пишущего пера, либо, когда такого нажима оказывается недостаточно, промежутком между двумя тонкими параллельными линиями, пространство между которыми затем «заливается» чернилами. От ясности начертания каждой детали, четкости пересечений контуров предметов, наклона, толщины и фактуры линий зависят полнота и активность восприятия.

Применяемые в данной технике средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, перья, фломастеры, рапидографы, изографы, рейсфедеры, циркули.

Пример исполнения антуража и стаффажа в технике линейный рисунок

Рис. 17. Пример исполнения антуража и стаффажа в технике линейный рисунок

Пример исполнения антуража в технике линейный растр

Рис. 18. Пример исполнения антуража в технике линейный растр

Тональная графика - приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности, средство, изображающее силуэт, поверхность предметов, их массу и освещенность. В изображении антуража и стаффажа необходимо умение учитывать тон бумаги как самый светлый в градации применяемых тонов. Не тонированные участки бумаги воспринимаются как освещенные или светлые части формы, а контрастирующие с ней поверхности, покрытые тоном, - как затененные или темные части предметов (рис. 19, 20).

Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Рис. 19. Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Рис. 20. Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Фигуры людей, животных, рисунки деревьев и автомобилей изображаются в виде целиком покрытого тоном силуэта или в виде частично заполненного тоном контура. Сила тона меняется, отражая характер освещенности, массу и положение формы в пространстве.

Техники выполнения антуража и стаффажа тоном (рис. 21-26): отмывка, лессировка, штрих, ретушь, заливка. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, фломастеры, кисти, аэрографы, летра-сет, аппликация, коллаж, трафарет.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике пуантель

Рис. 21. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике пуантель

Пример исполнения антуража в технике лессировки (тон)

Рис. 22. Пример исполнения антуража в технике лессировки (тон)

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (тон)

Рис. 23. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (тон)

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (тон)

Рис. 24. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (тон)

Пример исполнения антуража и стаффажа в технике заливки (тон)

Рис. 25. Пример исполнения антуража и стаффажа в технике заливки (тон)

Цветная графика в изображении антуража и стаффажа, в эскизных и демонстрационных чертежах применяется довольно часто. Цветовая графика имеет несколько разновидностей, подчиняющихся общим правилам, суть которых состоит в том, что рисунок антуража и стаффажа исполняется в сдержанной цветовой гамме, сохраняющей целостное, условное восприятие архитектурного чертежа или рисунка. Техника подбора цветов в цветовой графике строится на смешивании красок на основе какого-либо одного основного цвета, объединяющего цветовую композицию. Владение приемами цветной графики предполагает наличие развитого чувства меры в использовании цвета (а также знание грамоты согласованности цветов, значения «величины цвета» - размера поверхности, покрытой ярким или локальным цветом).

Техники исполнения, применяемые средства и инструменты аналогичны применяемым в тональной графике, с одним отличием - использованием полихроматической гаммы цветов (рис. 26-29).

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (цвет)

Рис. 26. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (цвет)

Пример исполнения антуража в технике лессировки (цвет)

Рис. 27. Пример исполнения антуража в технике лессировки (цвет)

На практике возможно сочетание различных способов, средств, приемов. Линейный рисунок в сочетании с отмывкой акварелью или тушью - наиболее распространенная в архитектурной графике техника изображения. Выразительность рисунка зависит от контура деталей, обозначающих передний и дальний планы графической композиции, от соотношения толщины линий с интенсивностью тона.

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике заливки (цвет)

Рис. 28. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике заливки (цвет)

Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (цвет)

Рис. 29. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (цвет)

Толщина линии и величина покрытой поверхности определяют роль каждой детали в рисунке, ее место в композиции листа, положение в пространстве, ее взаимодействие с остальными элементами изображения. Большое значение имеет грамотное использование листа бумаги как изобразительной поверхности. Бумажный лист в зависимости от обстоятельств воспринимается либо как воздушная среда, либо как ограниченная контуром рисунка поверхность предмета, либо как складки местности или детали рельефа. Целесообразность использования тех или иных сочетаний или приемов определяется требованиями к антуражу и стаффажу, а также конкретной задачей представления информации об архитектурном объекте

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >