Функции антуража и стаффажа в архитектурном чертеже

Архитектурный рисунок, оформляющий чертеж (антураж и стаффаж), многофункционален. Следует выделять его композиционную, коммуникационную и художественно-графическую функции.

Композиционная функция. Антураж и стаффаж служат как средства выявления масштаба и масштабности архитектурного объекта, т. е. для определения размеров проектируемого сооружения или придания монументальности в зависимости от композиционной задачи. Композиционная функция также раскрывает взаимодействие и взаимосвязь архитектурного объекта с окружающей средой, чем способствует выявлению композиционного замысла сооружения (за счет выявления целого ряда характеристик, например, зависящих от времени года, состояния погоды и прочих факторов).

Коммуникационная функция архитектурного рисунка выражается в возможности передачи информации разным группам людей при помощи различных графических средств. Можно выделить три уровня такой коммуникации. На первом уровне общение происходит между специалистами и, как правило, осу ществляется при помощи линейного чертежа, чтение которого подразумевает знание профессионального графического языка. На данном уровне антураж и стаффаж носят условный символический характер. На втором уровне - между специалистами и неспециалистами - с помощью демонстрационного чертежа (антураж и стаффаж выполняются во всем понятной тональной или цветной графике). На третьем - между специалистами и зрителем с помощью архитектурной графики, не имеющей профессионального значения и воспринимаемой как произведение искусства (антураж и стаффаж выполняются живописными, художественно-выразительными).

Художественно-графическая функция. Обладая высокими эстетическими качествами, графические формы изображения антуража и стаффажа способствуют выявлению характера архитектурного объекта, композиционного замысла чертежа, отражают индивидуальность графической техники и индивидуальное мастерство автора рисунка.

Антураж и стаффаж в проекциях чертежа

Значение изображения деталей антуража и стаффажа в проекциях сооружения. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компоновки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже - с его перспективным или аксонометрическим изображением. Следует закреплять зрительную связь деталей антуража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа выявляет размер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание.

Полное представление об архитектурном объекте складывается при наличии его ортогональных (плоскостных) и объемных (пространственных) изображений, т. е. изображений, характеризующих пропорции и размеры сооружения объективно и с искажением. В связи с этим следует различать ортогональные (на чертежах планов, фасадов и разрезов здания) и объемные (перспективные и аксонометрические) изображения антуража и стаффажа. Также допустимо сочетание ортогональных и объемных изображений, например, совмещение перспективного изображения архитектурного объекта с плоскостными изображениями антуража или фасадов сооружения с объёмными элементами стаффажа и т. д.

На чертежах фасадов антураж и стаффаж вводятся более активно, нежели в планах, разрезах и объёмных изображениях, в силу специфики данного вида изображения объекта. Помимо выполнения основных функций, антураж и стаффаж позволяют решить ряд других задач. Например, применение различ ных графических техник исполнения антуража и проекций архитектурного объекта позволяет дифференцировать пространства переднего и заднего планов, а также придать композиции эффект глубинности (рис. 9). Антураж наиболее эффективен на чертежах фасадов в случае, когда требуется выделить наиболее характерные особенности архитектурного объекта. Стаффаж же способен выявлять не только масштабность сооружения, но и его характер, назначение и функции. Изображение элементов стаффажа в разных ракурсах усиливает художественную выразительность чертежа.

В чертежи планов, как правило, вводится только антураж, преимущественно с целью передачи взаимосвязи внутренних и внешних пространств объекта (рис. 10). На чертежах разрезов вводится и стаффаж в качестве указателя масштаба, а антураж выполняет ту же функцию, что и на чертежах планов (рис. 11). Чтобы достичь цельности и лаконичности общей композиции проекта, чертежи планов, разрезов сооружения и оформляющего рисунка рекомендуется выполнять в одной технике графического исполнения (рис.11).

Антураж и стаффаж на чертежах фасадов

Рис. 9. Антураж и стаффаж на чертежах фасадов

Антураж и стаффаж на чертежах планов

Рис. 10. Антураж и стаффаж на чертежах планов

Антураж и стаффаж на чертежах разрезов Марка Акаяма (1997 г.) — вверху и Алвара Аалто (1996 г.) — внизу

Рис. 11. Антураж и стаффаж на чертежах разрезов Марка Акаяма (1997 г.) — вверху и Алвара Аалто (1996 г.) — внизу

В аксонометрическом изображении антураж и стаффаж на ближнем и дальнем планах выполняются без искажения масштаба, в связи с чем характер графического решения оформляющего рисунка и детальность его проработки могут быть едины. К перспективным изображениям антуража и стаффажа применяются принципы воздушной перспективы и масштабных соотношений - элементы переднего плана, как правило, изображаются насыщенными, контрастными по тону цветами, высокодетализированы и нередко выделяются резким контуром (рис. 12, 13).

По мере удаления элементов на задний план изображения становятся более условными, цвета менее насыщенными, тона более размытыми. На дальнем плане детализация элементов антуража и стаффажа минимальна, тона приглушенные, контрасты мягче. Как правило, изображения дальнего плана выполняются в светлых тонах либо в технике штриховки, либо исключительно при помощи контуров.

Несколько большую роль играют изображения антуража для градостроительного и ландшафтного проектирования, в частности, в чертежах генерального и ситуационного планов.

Антураж и стаффаж на перспективных изображениях интерьера

Рис. 13. Антураж и стаффаж на перспективных изображениях интерьера

На данных чертежах антураж является главным элементом, т. е. зеленые массивы, геометрические характеристики рельефа, водоемы являются составными элементами проектируемого объекта. Для ландшафтного проекта антураж, собственно, и является объектом проектирования, что говорит о важности изучения темы «Антураж и стаффаж» и о необходимости наличия у проектиров-

Антураж и стаффаж в ландшафтном проектировании

Рис. 14. Антураж и стаффаж в ландшафтном проектировании

щика необходимых навыков в изображении деревьев, людей, животных и транспортных средств.

Контрольные вопросы

  • 1. Что называется архитектурным рисунком?
  • 2. Что называется антуражем?
  • 3. Что называется стаффажем?
  • 4. Чем вызвана необходимость применения антуража и стаффажа в архитектурном чертеже?
  • 5. В чем заключается специфика выполнения антуража и стаффажа Д. Кваренги?
  • 6. Как изображаются детали окружающего пространства в работах А. Аалто, Ле Корбюзье и других мастеров архитектуры XX века?
  • 7. В чем заключается преимущество «ручной графики»?
  • 8. Как изображаются антураж и стаффаж в ортогональных чертежах?
  • 9. Как изображаются антураж и стаффаж в перспективе и аксонометрии?
  • 10. Как изображаются антураж и стаффаж в ландшафтном проектировании?
  • 11. В чем заключается композиционная функция антуража и стаффажа?
  • 12. В чем заключается коммуникационная функция антуража и стаффажа?
  • 13. В чем заключается художественно-графическая функция антуража и стаффажа?
  • 14. Какие функции выполняют антураж и стаффаж в архитектурном чертеже?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >