Общее понятие об антураже и стаффаже

Антураж и стаффаж в истории архитектурного чертежа

Одним из наиболее специфических видов изобразительного искусства является архитектурный рисунок. Архитектурный рисунок - это любое, в том числе и не имеющее прямого отношения к проектированию, графическое изображение архитектуры, выполненное от руки. Архитектурный рисунок может рассматриваться как в качестве самостоятельного произведения, так и в качестве дополнения, например, к архитектурному чертежу, который в силу своей специфики должен передавать взаимосвязь проектируемого объекта с природным и предметным окружением. В качестве такого дополнения могут выступать изображения людей, животных, транспортных средств, деревьев и пр. Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, принято называть антуражем и стаффажем.

Длительный опыт общения с заказчиками убедил архитекторов в том, что для утверждения проекта профессионально не подготовленному человеку необходимо разъяснить, в каком окружении находится архитектурное сооружение, как оно сочетается с природным и городским ландшафтом. Однако зодчий, изображая на чертеже необходимые аксессуары, стремится не только сделать чертеж удобочитаемым для заказчика, но прежде всего создать изобразительную аналогию реальной среды, окружающей объект.

Подобные архитектурные рисунки, сопровождающие архитектурные чертежи, имеют выраженные специфические особенности, которые необходимо учитывать в работе. Антуражные изобразительные элементы в отличие от чертежных ортогональных изображений выполняются в ручной технике и разных графических манерах. При плохом, некачественном исполнении они вносят в работу дурной тон, лишают ее чистоты и порядка.

Антураж (франц, entourage) - окружение, окружающая среда, обстановка. В архитектурной графике под антуражем понимаются изображения окружающего проектируемый объект ландшафта (рельефа, растительности, других сооружений), позволяющие оценить степень взаимодействия сооружения со средой, в которой оно находится.

Стаффаж (нем. staff аде, от staffieren - украшать картины фигурами) - в пейзажной живописи - фигуры людей и животных, имеющие второстепенное значение. Стаффаж распространился преимущественно в XVII веке, когда пей зажисты нередко включали в свои картины мелкоформатные сцены мифологического или религиозного характера. В архитектурной графике - это изображения людей, животных, транспортных средств, деталей оборудования, рекламы и других элементов предметной среды, которые дополняют композицию проектного чертежа и позволяют судить о масштабах архитектурного сооружения, указывают на наиболее характерные признаки той или иной эпохи.

Элементы антуража и стаффажа в первую очередь предназначены для того, чтобы обогатить чертеж, подчеркнуть достоинства архитектурного объекта и выявить наиболее характерные его качества и свойства. По этой причине их роль дополняющая. По значимости и степени графической проработки они не должны быть визуально приоритетными в общей графической композиции архитектурного чертежа. При изображении элементов предметной и природной среды используют особые приемы рисования, отличные от изображения подобных элементов в книжной и станковой графике или в живописной композиции.

Понятие антуража закрепилось в архитектурной терминологии к середине XVIII века - незадолго до того, как в России появились архитектурные чертежи в их современном понимании. Несколько позднее вводится понятие стаффажа. Наивысшего мастерства архитектурной графики достигли зодчие классицизма конца XVIII—XIX вв. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги и др. При изображении антуража и стаффажа мастера этого периода следовали традициям реалистической живописи, использовали тонкий и точный рисунок, закономерности воздушной перспективы.

Личный, индивидуальный почерк автора отражался в манере изображения деталей рисунка, компоновке чертежа и способах раскрытия архитектурной идеи. Так, например, неповторимость работ Д. Кваренги выражается в скрупулезном рисованном изображении деталей антуража и стаффажа, выполненных кистью и пером, хотя нередко им свойственна композиционная «перегруженность» чертежа элементами графики (рис. 1, 2). Несмотря на очевидную красоту его рисунков, оформляющие детали несут не свойственную для архитектурной графики смысловую нагрузку, что отвлекает внимание зрителя, снижает активность восприятия архитектурных проекций. Для работ же некоторых его современников характерно минимальное количество, а порой и полное отсутствие деталей рисунка, шрифтовых или цифровых пояснений на чертежах.

Если для Д. Кваренги свойственно скрупулезное изображение пейзажного окружения, то для финнов характерен иной стиль оформления архитектурного чертежа. В большинстве выполненных ими проектных чертежей ортогональные проекции зданий изображены на белой плоскости листа, без каких-либо деталей рисунка, шрифтовых и цифровых пояснений. И лишь в тех случаях, когда проектируется парковое сооружение или проект здания располагается на сложном естественном рельефе, автор допускает возможность лаконичного изображения пейзажа (рис. 3).

Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (1814 г.). Главный фасад. Архитектор Д. Кваренги

Рис. 1. Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (1814 г.). Главный фасад. Архитектор Д. Кваренги

Торговые ряды у Аничкова моста в Санкт-Петербурге (1789 г.). Главный фасад

Рис. 2. Торговые ряды у Аничкова моста в Санкт-Петербурге (1789 г.). Главный фасад.

Архитектор Д. Кваренги

Налицо два подхода - две разные графические концепции в оформлении проектного чертежа.

В конце XIX - начале XX в. с появлением фотографии и кинематографа начали развиваться новые теории зрительного восприятия цвета. Для архитектурной графики данного периода характерна лаконичность, обобщенность и точность графического языка; локальность и предметность цвета, выраженные в новых приемах изображения антуража и стаффажа гуашью, темперой, лаком, бронзой. При изображении антуража широко применялись фотомонтаж и аппликация, повышающие скорость изготовления чертежей.

Антураж и стаффаж в исполнении группы финских архитекторов в г. Тампере

Рис. 3. Антураж и стаффаж в исполнении группы финских архитекторов в г. Тампере.

Для мастеров архитектуры, таких как А. В. Щусев, братья Веснины, К. С. Мельников, Г. Б. Бархин и др., характерно экономное изображение среды - антураж если и привлекался, то лишь для выявления масштабности объекта или его связи со средой.

Конкурсный проект конторского здания для акционерного общества «Оргаметалл» в Москве (1926-1927 гг.). Перспектива. Архитектор М. Я. Гинзбург

Рис. 4. Конкурсный проект конторского здания для акционерного общества «Оргаметалл» в Москве (1926-1927 гг.). Перспектива. Архитектор М. Я. Гинзбург

Так, в работах М. Я. Гинзбурга крупные геометризированные объемы с большими поверхностями остекления, выполненные в технике покраски гуашью с четким рисунком оконных переплетов, сопровождаются деталями окружения в аналогичном стиле (линейный контур и заливка гуашью). В различных проектах архитектора антураж представляется в виде тонких, графичных силуэтов стволов деревьев, а стаффаж - в виде силуэтов человеческих фигур и изображений угловатых автомобилей (рис. 4).

Несколько иной стиль оформления архитектурного чертежа присущ работам Ле Корбюзье: в одном случае это серии рисунков и эскизных схем ортогональных проекций здания, в другом - набор крупных чертежей, выполненных в скупой и точной линейной графике.

Характерный стиль антуража и стаффажа в чертежах Ле Корбюзье (1928-1929 гг.)

Рис. 5. Характерный стиль антуража и стаффажа в чертежах Ле Корбюзье (1928-1929 гг.)

Марсельская жилая единица (1947-1952 гг.). Эскиз. Архитектор Ле Корбюзье

Рис. 6. Марсельская жилая единица (1947-1952 гг.). Эскиз. Архитектор Ле Корбюзье

У Ле Корбюзье, вне зависимости от формы подачи проекта, рисунок, оформляющий чертеж, чрезвычайно прост и лаконичен, как правило, выполнен в линейной графике, реже с применением прозрачной тушевой заливки и техники фототангира (точечных рядов, напечатанных на листах бумаги). Рисунки и чертежи Ле Корбюзье являются примером рационального построения природной и предметной среды, окружающей архитектурный объект, несмотря на то, что порой им присуща некоторая небрежность (рис. 5,6).

Резкий скачок в развитии компьютерных технологий в конце XX в., а также удорожание ручной подачи проекта повлияли на архитектурную графику.

Современная архитектура Харькова. Проект площади Конституции. Фасад

Рис. 7. Современная архитектура Харькова. Проект площади Конституции. Фасад

Международный аэропорт в Дохе. Проект архитекторов из НОК

Рис. 8. Международный аэропорт в Дохе. Проект архитекторов из НОК

Появилось множество компьютерных программ, позволяющих максимально увеличить реалистичность ортогональных и объемных проекций, а также скорость выполнения проекта. Визуализации моделей архитектурных объектов при помощи графических редакторов накладываются на предварительно подготовленные цифровые фотографии ландшафта (цифровой фотомонтаж), в котором предполагается возведение проектируемого сооружения (рис.7,8).

Несмотря на все достоинства компьютерной графики, рукотворное выполнение зарисовок, эскизов и проектов имеет свои преимущества. Ручная графика позволяет архитектору «прочувствовать», понять форму, фактуру и другие качества изображаемых объектов, создать более выразительные образы, передать определенное настроение, подчеркнуть индивидуальный «почерк» и мастерство автора, да и всегда находящиеся под рукой карандаш и блокнот для зарисовок позволяют быстро запечатлеть новую идею. Нередко в композицию проекта, выполняемого на компьютере, включаются также отсканированные эскизы и зарисовки с целью показать процесс формирования идеи и выделить наиболее подходящий вариант для решения той или иной задачи. Кроме того, ручная графика может использоваться для придания проекту художественной выразительности.

Таким образом, для учебного проектирования (особенно на младших курсах), целью которого является освоение графического языка архитектора, одним из ключевых элементов обучения становится рукотворное исполнение антуража и стаффажа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >