На этой странице:

Предисловие

Настоящее пособие содержит теоретический и наглядно-ознакомительный учебный материал для студентов направления «Строительство» профиля «Проектирование зданий». В нем изложены некоторые исторические моменты становления архитектурной графики, варианты оформления архитектурного чертежа классиками архитектуры, раскрыта роль архитектурного рисунка как вспомогательного средства выражения проектного замысла автора. В пособии даны методические указания и описаны основные композиционные особенности выполнения антуража и стаффажа различными видами графики. Приведенные графические разработки и рисунки различных авторов способствуют пониманию основных принципов и методов графического изображения среды, окружающей объект, на основе которых студент создает свой индивидуальный почерк, собственный графический язык, неповторимую манеру рисования.

Метод последовательного изучения роли и значения архитектурного рисунка (антуража и стаффажа) и графических средств изображения, методики их исполнения определил содержание и структуру данного пособия. Подбор иллюстративного материала проводился на основе изучения средств и приемов архитектурной графики великих мастеров архитектуры, творческого контакта автора с коллегами - преподавателями, а также с использованием методического фонда работ, выполненных студентами под руководством автора.

Важно было показать взаимосвязь замысла и изображения, а также продемонстрировать в целом «графический комплекс» проекта, чтобы раскрыть разнообразие технических и художественных приемов изображения антуража и стаффажа в различных материалах и технике. Иллюстрации приведены как в самом тексте, так и в приложениях.

Автор надеется, что данное пособие окажет существенную помощь студентам, обучающимся по направлению «Строительство» (профиль «Проектирование»), при подготовке и оформлении курсовых проектов по дисциплинам «Архитектурная графика» и «Основы архитектурно-конструктивного проектирования».

Введение

В архитектурном обучении формирование личности учащегося связано с развитием навыков рукотворного изображения. Миновать этот процесс невозможно, ибо только так совершенствуются мыслительные и практические знания.

К. В. Кудряшев

История архитектуры показывает, что во все времена графическое искусство, его средства и приемы, применяемые в творческом процессе создания проекта, были неотъемлемой частью этого процесса, важнейшим элементом выявления архитектурного замысла.

Специфическая особенность архитектурного творчества - совместное использование двух способов изображения: рисунка и чертежа, где достоинства рисунка - наглядность и художественная выразительность - сочетаются с научным построением ортогональных проекций, аксонометрии и перспективы. Именно детали архитектурного рисунка, сопровождающего чертеж, позволяют усиливать выразительные и художественные качества архитектурных чертежей, наиболее полно раскрыть идею проекта.

Графические способы изображения, являясь неотъемлемой частью архитектурного проектирования, постоянно меняются вместе с изменением самой архитектуры. В архитектурной практике всегда идет поиск новых видов график. Со временем устаревают одни, возникают другие, новые виды график, развитие и распространение их диктуют время, характер архитектуры, уровень развития технических средств.

Современные компьютерные технологии и методы проектирования формируют новые требования к изображению элементов проекта. Но даже самые новейшие компьютерные графические приемы должны соответствовать классическим требованиям исполнения архитектурного чертежа и должны быть увязаны с творческими поисками архитектурных форм. Нельзя переоценивать значение технических средств и компьютерной графики. Отличительной особенностью компьютерной графики является то, что любой чертеж, выполненный на компьютере, выглядит выразительно, чисто и профессионально, но иногда им не хватает «дыхания жизни». «Нынешнее поколение не понимает рисунков и эскизов, потому что сами рисовать-то уже не умеют - все перешли на компьютер. И это, думаю, порождает проблемы», - отмечает английский архитектор

3. Хадид.

Среднее поколение архитекторов еще помнит те времена, когда на выработку качества, аккуратности и «геометричности» чертежа, рисунка антуража и стаффажа у студентов уходили годы учебы. В наши дни при традиционной нехватке времени использование ручной графики - это роскошь, и полная ее замена компьютерной графикой представляется большим искушением и для студента, и для практикующего архитектора. Как ни удивительно, в условиях преобладания в проектной практике компьютерного проектирования ценность ручной графики высокого качества не только не уменьшается, но и возрастает.

Рассматривая примеры художественного творчества мастеров разных эпох, можно увидеть, какую важную роль в архитектурной проектной графике играют изображения деталей окружающей естественной или преобразованной природной среды, насколько антураж отражает индивидуальный почерк авторов, их вкусы, опыт, умение и графическую манеру выражения и представления архитектурной идеи.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >