Формирование абсолютизма в России и его идеологические доктрины XVII — первой половины XVIII вв. Развитие представлений о политике и праве во второй половине XVIII в

И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

г|±=П I Начало XVII в. получило в истории название Смутного 1 J времени. В этот период царила политическая неразбериха и обострились социальные противоречия. Это послужило причиной для восстания под предводительством Ивана Болотникова. Восстание Ивана Болотникова в 1606—1609 гг. было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия Шуйского. Восстание имело целью уничтожить бояр и присвоить их имущество и земли. При этом присоединившимся к восставшим было обещано передать в собственность отнятое у знати.

Восстание под предводительством Степана Разина (1670—1671) имело схожие цели. Разин призывал к уничтожению бояр и всей структуры управления госу

дарством. Сами же восставшие создавали свои органы власти по образцу казачьего самоуправления. В конце XVII — начале XVIII вв. в России складывается абсолютная монархия. Реформы Петра I частично ликвидировали устаревшие феодальные институты. Дворянство становится привилегированным сословием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.

Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общества. Многие из мыслителей конца XVII — начала

XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию естественную права. В их числе был и архиепископ Феофан Прокопович (1681 —1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обоснования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Василий Никитич Татищев (1686—1750) также выступает как сторонник теории естественного права. Естественным для человека состоянием является воля.

Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:

  • 1) по природе (власть родителей);
  • 2) по договору (отношения найма между хозяином и слугой);
  • 3) по принуждению (рабство или невольничество).

Первые два ограничения имеют отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Об-щенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.

Во второй половине XVIII в. происходит укрепление сословной структуры российского общества. В результате дворцового переворота в 1762 г. на престол взошла

Екатерина II (период просвещенного абсолютизма). Задачу

самодержца императрица видит прежде всего в создании всеобщего блага. Просветительские и либеральные настроения императрицы в начале ее царствования были способом исследования общественного мнения. В этот период широко обсуждалось предоставление некоторых прав крестьянам, однако это вызвало негативную реакцию со стороны дворянства. Эти настроения были выражены в сочинениях А.П. Сумарокова. Сумароков использует востребованные тогда идеи Просвещения, однако он отрицает утверждение о равенстве всех людей и считает, что освобождение крестьян нарушит создавшееся естественное равновесие.

Воззрения наиболее прогрессивной части дворянства выражал просветитель Николай Иванович Новиков (1744—1818). В издававшихся Новиковым журна

лах рассматривались проблемы социального неравенства, вопросы естественного равенства людей. Резкая сатира журнальной публицистики была направлена против образа жизни помещиков. Однако Новиков не доходит до отрицания крепостного уклада.

Яков Павлович Козельский (1728—1793) выпустил хрестоматию «Философические предложения». В ней он раскрывает идеи договорного государства и индиви

дуальных свобод (в том числе свободы собственности). Идеал общества — такое положение, когда труд в почете и есть место для человеческих добродетелей и справедливых законов.

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) считал, что крепостное право является препятствием для развития сельского хозяйства, промышленности и тор

говли. Он предлагал освободить крестьян, но постепенно. Голицын выступает противником революционных преобразований.

Примером западного буржуазного либерализма является теория Семена Ефимовича Десницкого (1740—1789). В своих произведениях он рассма

тривает исторический процесс как последовательную смену четырех стадий: охотничьей, пастушеской, земледельческой, коммерческой. Переход от одной стадии в другую связан с развитием хозяйства и совершенствованием законодательной базы и государственной власти.

10

Более радикально представлял себе преобразования России и общества Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В своих идеях он основывается на наиболее радикальных направлениях французского Просвещения, концепции общественного договора и естественного права. Радищев выступает за отмену крепостного права не сверху, а снизу — путем народной революции.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >