Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси. Учение о государстве и праве в период Московского государства

Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные про

изведения. Они посвящены проблемам устройства общества, власти, политике и праву. Ярким произведением того периода является сочинение митрополита киевского Иллариона «Слово о законе и благодати». Он поднимает проблемы взаимоотношения светской и духовной власти.

Илларион делит библейскую историю на два периода — период правления закона (описан в Ветхом Завете; базируется на идее богоизбранности еврейского народа)

и период благодати (описан в Новом Завете; характеризуется распространением христианства). В последний включается и принятие христианской религии русским народом. Он подчеркивает религиозно-духовную и политическую автономию Руси от Византии. Илларион выступает как сторонник сильной княжеской власти.

Автор «Повести временных лет» монах Нестор (начало XII в.) отвергает мнение о влиянии Византии на Русь. Русские для установления порядка пригласили к себе варягов под предводительством Рюрика. Именно Рюрику принадлежит заслуга создания Русского государства. Нестор призывает знать перед внешней угрозой в лице кочевых племен сплотиться вокруг киевского князя. Его он называет старшим братом для всех русских князей.

Политический раскол на Руси находит свое выражения и в писаниях политических деятелей. Киевский

князь Владимир Мономах в «Поучении» своим сыновьям пишет об обязанности укрепления государственной власти. Он говорит о необходимости четко выстраивать взаимоотношения с другими князьями, заботиться о своих подданных. Княжеские добродетели — это храбрость в бою, забота об обездоленных, справедливость в судебных делах.

В «Слове о полку Игореве» описывается неудачный военный поход князя Игоря Святославича на кочевников-половцев. В «Слове» проводятся идеи о единстве инте

ресов всех русских княжеств и о необходимости сплотиться перед лицом внешнего врага. Главной причиной бедственного положения Руси были междоусобные войны князей. Всем князьям нужно забыть о корыстных интересах и совместными усилиями победить общего врага. В этом заключается подлинное предназначение княжеской власти. Идеи «Слова о полку Игореве» получают свое дальнейшее развитие в «Молении Даниила Заточника». Автор призывает князя обратить свой взор на бедственное положение подданных, на произвол княжеской администрации. Автор «Моления» поддерживает идею о необходимости сильной княжеской власти. Он видит опору общества в сильной власти князя. В «Молении» идеализируется власть князя.

Татаро-монгольское иго и феодальная раздробленность были описаны в летописях, в «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине» и др. В них осуждается

сепаратизм князей. В «Задонщине» проводится идея первенства

Московского княжества. Ее автор призывает князей объединяться под началом именно этого княжества.

Внешнеполитические и внутренние успехи Ивана 111 нашли свое отражение в «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании

о князьях Владимирских». Они должны были идеологически оформить уже реальное политическое первенство Москвы. В них реализуется идея о преемственности власти между римскими императорами и московскими князьями. Эти идеи были развиты в книге «Москва — Третий Рим» (начало XVI в.; псковский монах Филофей). Филофей представляет исторический процесс как смену трех государств. Их столицами является символический Рим. Первый Рим погряз в ереси и разврате, пал под ударами варваров; второй Рим (Константинополь), обратившийся к католицизму, захвачен турками в 1453 г., «а четвертому не быть».

Единственным оплотом и хранительницей христианской веры, православия является Москва. Такое мировоззрение отражало влияние православной церкви.

Претензии духовной власти на вмешательство в мирские дела выразились в оппозиции внутри самой церкви. Две противоположные группировки получили наименование иосифлян

(идеолог — игумен Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (идеолог — монах Нил Сорский). Нестяжатели выступали против накопления церковью чрезмерных материальных благ. Они призывали ее заботиться о духовном, а не о мирском состоянии. Нестяжатели проводили идею некоторого ограничения царской власти и призывали государя советоваться со своими приближенными — князьями и боярами.

Идеологические доктрины при Иване IV Грозном приобретают светский характер. Основное содержание идеологического наследия содержится в челобитных

письмах царю Ивана Пересветова и в переписке Ивана IV с князем Курбским. Андрей Курбский считает нормальным государственный порядок, основанный на участии в управлении боярского совета. Царю подобает быть главой, а советников своих любить. Государь должен делиться своими царскими думами не только с одними великородными и правдивыми советниками. Князь Курбский допускает и народное участие в управлении. Иван Грозный обвиняет бояр в похищении и присвоении власти государя. Он возражает против всего политического образа мысли боярства. Письма Пересветова являются резким политическим выпадом, направленным против бояр, в котором он восхваляет рядовое военно-служилое дворянство.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >