Когда замысел находит поддержку

Летом 1990 года к нам в гости заехал Герой Социалистического Труда, председатель дайханского объединения «Тязе ёл» Байрамалийского этрапа Гарлы Анналы. Гарлы-ага я знал с середины XX столетия. Его предки еще в XIX веке несколькими домами переехали в Байрамалы из нашего Гарабекаульского этрапа. Быстро освоившись на новом месте жительства, установив добрососедские отношения с местными жителями, они трудились во всех сферах сельского хозяйства. Отец Гарлы-ага Анналы Са-пар (в народе его знали как Анналы куле) активно участвовал в колхозном строительстве, был одним из тех, кто помог народу вступить в «новую жизнь». В те времена он был избран председателем колхоза «Тязе ёл». Его высокие человеческие качества, работоспособность, организаторские способности дали возможность показать высокий образец плодотворного труда в интересах народа. Он сумел с малыми потерями вывести членов своего колхоза из предвоенных трудностей, военного времени, послевоенного голода и разрухи. В 1953 году в связи с подорванным здоровьем в результате многолетнего напряженного физического и умственного труда он ушел на отдых.

Революция, Советская власть, колхозное строительство, как и по всей стране, вынудили народ Лебаба оставить родные земли и переселиться в другие далекие края. В процессе переселения сотни семей, тысячи людей переехали с Гарабекаульского этрапа в Байрамалы.

В 1920—1930-х годах среди переселенцев и местного населения колхоза «Тязе ёл» было много страдающих от нехватки жилья и пищи. Именно этот колхоз, состоящий из обездоленной бедноты, и пришлось возглавить Анналы-ага. Мне довелось услышать много разговоров свидетелей тех лет о том, что Анналы-ага проявил огромную заботу и многое сделал для того, чтобы вывести односельчан из голодного и безвыходного существования. Среди переселенцев из Гарабекаула были мои родственники по материнской линии (Генджим бег, Нуры бег). Во второй половине XX века я два-три раза в год привозил к родственникам свою мать. Тогда и познакомился с семьей Анналы-ага и его старшим сыном Гарлы.

Колхоз под председательством Анналы-ага в послевоенные восстановительные годы достиг больших успехов и стал «колхозом-миллионером». Таких хозяйств по стране можно было пересчитать по пальцам. Поэтому он в числе первых в Туркменистане был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда и многих других орденов и медалей.

После выхода на заслуженный отдых (1953 г.) Анналы-ага еще многие годы прожил среди членов своей большой и многочисленной семьи (у него было семеро детей и десятки внуков), всегда был среди людей и активно участвовал в свадебных и др. обрядах односельчан, друзей. Он был щедр на наставления, консультации, духовную и материальную поддержку. Он стал образцом высоких человеческих качеств и работоспособности, каким и остался в памяти людей.

В те времена, когда Гарлы — сын человека, ставшего легендой в округах Мары и Байрамалы, пришел к нам в гости, ему было 57—58 лет и был он тогда председателем большого колхоза, достигшего славы и величия. С присущей ему воспитанностью он вошел в гостиную и, не садясь, стал рассматривать картины и фотографии, висевшие на стенах комнаты. Несмотря на то что ему пришлось преодолеть огромное расстояние (более 400 км) на автомобиле, он внимательно и не торопясь, долго рассматривал фотографии. Заметив среди них своих знакомых, задал несколько вопросов. После того как детально рассмотрел все фотографии, он сел и сказал:

— Молодец, ты создал хорошую фотовыставку. Если не имеешь хорошего фотографа, невозможно собрать столько хороших фотографий. Похоже, ты нашел мастера. На портретах есть яшули, которые давно жили в селе. Как тебе удалось их сфотографировать? Или сам делал снимки, когда работал в селе? Ты сделал большую работу, собрав и упорядочив эти фотографии. Со временем этим снимкам не будет цены. Можно не сомневаться, что они превратятся в исторические экспонаты. Большое значение имеет тот факт, что посредством этих фотографий можно будет донести до молодежи точные изображения свидетелей близких и давних событий. Высокой будет и их воспитательная сила.

Со временем ценность и важность этой работы будут расти. Нет никаких сомнений в том, что эти данные станут надежным мостом связи старшего и младшего поколений. Когда дети твоих детей, внуков и родственников подрастут, они будут изучать историю, рассматривая фотографии своих предков. Будут вспоминать их общественно полезный труд. Будут обмениваться мнениями об их следе, оставленном в жизни, материальном и духовном богатстве.

Таким образом, откроется возможность убедительной связи между поколениями. Будут созданы условия для передачи молодому поколению примера поведения, образа жизни и опыта предков. Молодежь получит возможность узнать о том, кто стоял у истоков их благополучия, ближе познакомиться с их образами, проявить свою благодарность и преклонение им.

Это очень большое и хорошее дело. Для понимающего человека оно бесценно, т. к. трудно оценить значимость влияния этих материалов на духовное богатство и кругозор молодежи. Не забудь написать отдельную характеристику на каждый портрет и полностью изложить их биографии. По возможности полностью раскрой их достижения, которые они имели в личной жизни и на трудовом поприще. Тогда воспитательная роль людей с портретов значимо повысится, и они превратятся в еще более бесценное сокровище для будущих поколений.

Гарлы-ага является высокообразованным специалистом по сельскому хозяйству. Повидавший много в жизни, человеколюбивый, активный общественник, умеющий решать любые жизненные ситуации, он протянул руку помощи нуждавшимся людям. Руководивший более тридцати лет большим дайханским объединением, накопивший огромный опыт в организаторской работе, он был достойным представителем своего времени. Он тонко понимал духовный мир человека, деликатно вникал в детали быта и намерений людей, был мастером простого решения сложных жизненных задач.

Гарлы-ага был человеком, выросшим в большой, дружной, уважаемой семье, получил современное воспи тание, показал себя среди жителей колхоза, да и всей страны, как благовоспитанный, человеколюбивый и трудолюбивый человек. Эти высокие качества перешли Гар-лы~ага от его родителей. Он создал дружный семейный очаг, воспитал десятерых детей. Создал условия для того, чтобы они получили высшее образование, создали дружные семьи. Понятное дело, что человек, который не может воспитать собственных детей и направить семью по правильному пути, не сможет руководить одним из больших хозяйств страны.

Широкий кругозор, грамотность в политических и общественных вопросах помогли Гарлы Анналыеву решать многие житейские вопросы в тот период, когда он был хякимом Гарагумского этрапа Марыйского велаята, когда руководил крупной научно-производственной опытной семеноводческой станцией, когда был председателем Совета Старейшин Байрамалийского этрапа. За свой достойный труд он был удостоен многочисленных орденов и медалей. Несколько раз он избирался депутатом Верховного Совета Туркменистана, был удостоен звания «Почетный яшули».

Хочется привести один пример, который может быть образцом для подражания. То, что отец и сын один за другим стали Героями Социалистического Труда, было редким явлением не только в Туркменистане, но и во всем Советском Союзе.

Высокая оценка, данная Гарлы Анналы моему маленькому домашнему фотомузею, окрылила меня.

После приобретения Туркменистаном независимости в Ашхабаде стало налаживаться портретное дело. Появилась возможность изготавливать высококачест-

венные фотографии, портреты с имеющихся фотографий середины XX века, увеличивать размеры коллективных снимков, обрамлять их красивыми рамками.

После выхода на заслуженный отдых, на западе Ашхабада (в жилом квартале Героглы), мы построили собственный современный дом для большой семьи. Естественно, это стало возможным в годы независимости Туркменистана — в эпоху возрождения. В мансарде дома оборудовали отдельное просторное и светлое помещение для домашнего музея. Появилась возможность в определенном порядке разместить там портреты, которые были собраны на личные средства в течение долгого времени. Чтобы беспрепятственно и без помех для остальных помещений дома легко было подниматься в музей и спускаться, была оборудована отдельная лестница.

Постепенно домашний музей превратился в своеобразное место отдыха. Наши гости, родственники, особенно любознательная молодежь, знакомятся с экспонатами — портретами музея и с большим интересом слушают рассказы о них. Особенно частой темой является разговор о воспитательном значении домашнего музея, о том, что он является прекрасным средством (материалом) для изучения прошлого, т. е. вопросов, касающихся истории предков и семьи.

Сравнительно не так много времени прошло с тех пор, как был создан наш домашний музей, однако уже чувствуется его польза в изучении наследия. Друзья, которые приходят в наш дом, первым делом заглядывают в музей. Рассматривают портреты, обмениваются мнениями. Огромна роль музея и в расширении кругозора людей. Поэтому музеи создаются по всему миру. Дея-

81

тельность государственных, национальных, городских, районных и учрежденческих музеев находится под специальным контролем. Они приносят большую пользу народу в деле расширения духовного мира, культуры, политических, социальных, педагогических и специальных знаний.

Численность людей во всем мире, на протяжении веков пользующихся услугами музеев, огромна. Каждый из этих музеев имеет свое предназначение и определенную тематику. И если изучение истории каждого дома будет строиться на примере таких музеев, то от этого будет много пользы.

В связи с этим мы посчитали нужным ознакомить читателя со своим скромным опытом по этому делу. Потребовалось много времени для создания данного музея. Небольшой доход семьи времен социализма, ограниченные возможности фотодела, малое число профессиональных фотографов, отказ мусульман от фотографирования по религиозным соображениям, отсутствие подходящих помещений для размещения фотографий создавали определенные трудности. В настоящее время, в эпоху могущества и счастья, в век научно-технического прогресса, улучшения жизненных условий трудящихся, значительно облегчилось решение многих вопросов по этой проблеме — создания дома-музея.

Домашний музей, состоящий из фотопортретов — это духовное богатство семьи. Передаваясь из поколения в поколение, экспонаты музея увеличиваются количественно и улучшаются качественно. Основатель музея, подарив его потомкам, закладывает начало большой работы для своего рода — открывает своим наследникам путь

М - •' ‘ Г*,

? > Г ’ *:z ’W-

«ГЧХ '??

к истории своего рода, являющегося своеобразным путе

водителем в жизни поколений. Нет сомнений в том, что

ценность этого подарка намного выше, чем любое мате

Iz-^Sv Л

риальное богатство и сокровища, в деле воспитания дос

ч|,^ Лт J

тойного поколения.

•4-

Л. М. Шляхтина в своей книге «Основы музейного

Ob • 1

?ы!<*

дела» (М., 2009) подчеркивает, что уже сотни лет музеи

F

являются визитными карточками не только того или

в C .rfM*

иного города, но и стран, так как они хранят не просто

fV '•?Jui-J

интересные «вещи», но и традиции культуры, свидетель

ства высочайших достижений творческого гения челове

•WteZT

кйч^кЛ

чества. Это совершенно справедливое заключение уче

- 5?- • jl

ного можно отнести и к домашнему музею, так как во

о

многих развитых странах с ростом материального бла

A

госостояния и духовного богатства народа увеличилось число домашних музеев. Они, характеризуя культурно-

Луг x ? ? • ’ • JR

fiw^Cw -*5^1

бытовой уровень хозяев, показывают еще и степень ин

__4 . '

dfti 1C •

теллектуального развития жителей дома.

?•' •

До середины XX века в наших селах фотографирова

ние или написание портретов с натуры было непривыч

' WrJIJ...^ 11

ным и редким для народа ремеслом. Этому явлению по

iZbSl 47r -«^

служили две причины. Во-первых, религиозные убежде

ния о том, что изображению, снятому или написанному

в этом мире, на том свете человек должен отдать душу.

Во-вторых, отсутствие или недоступность фотографов

*1 4Г Mi ?•Г

и художников.

Возможности для фотографирования нашей семьи

?j

появились у нас с началом моей медицинской деятель

1* • V41 jke Jri

ности. В 1953 году, завершив третий курс медицинского

- 4 1

училища, я прибыл на практику в больницу нашего рай

.-#

она. Познакомился с фельдшером Егеном Овлиягулы

83

cvjLQ

(1914—1990 гг.), который работал в дерматологическом кабинете амбулатории районной больницы и которого звали — «доктор-фотограф». Это был один из многих специалистов, получивших медицинское образование задолго до начала Второй мировой войны (1934—1935 гг.) и с тех пор сделавших достаточно много в сфере охраны здоровья населения: открытия медицинских учреждений в городах и селах страны, налаживания контактов населения с учреждениями здравоохранения. Для меня создались благоприятные условия для близкого с ним знакомства и ведения непосредственных бесед.

Вотчиной Еген-ага было село Гурайыш Гарабекауль-ского этрапа. В начале 1930-х годов он учился в школе-интернате города Чарджоу, а затем поступил в Ашхабадскую медицинскую школу. Именно здесь он познакомился и подружился со своим однокурсником Ныязмыратом Аннамырадом. Еген-ага много рассказывал о том, как они вместе несли тяготы той поры, как Ныязмырат Аннамырат после окончания Медицинского института работал в Ашхабаде, как по иронии судьбы (по воле всевышнего) оба женились на русских девушках. Я же познакомился с Ныязмыратом Аннамырадом в силу служебных дел. Он долгие годы работал заместителем, а затем министром здравоохранения, а в последние годы директором института неврологии и физиотерапии Туркменистана. Я был свидетелем его дружеских отношений с Еген-ага в те годы, когда он работал на этих постах. Их уважительное и бережное отношение к своей дружбе может служить примером для молодежи. Известно, что многие, кто делает успешную карьеру, начинают сторониться и забывать своих старых друзей. Од-

нако Ныязмырат Аннамырат до конца своих дней сумел сохранить свою дружбу с Егеном Овлиягулы. Думаю, что их высокие человеческие качества, духовное богатство, верность своим друзьям и служебному долгу явились причиной этой многолетней дружбы.

В течение многих лет Еген-ага беспрестанно вел в этрапе борьбу против часто встречающихся заразных кожных (дерматологических) заболеваний (парша, трихофития, микроспория, эпидермофития и другие). Он был успешным, и стал первым, кто из национальной интеллигенции построил собственный дом в районном центре, сумел приобрести мотоцикл и фотоаппарат, и в свободное от врачебных дел время он занимался фотографированием. Поэтому его со временем прозвали «доктором-фотографом».

Спустя пятьдесят лет в домах многих людей я встречал фотографии, снятые Еген-ага в середине XX столетия. С этих фотографий глядели дорогие сердцу светлые лица ветеранов войны и героев труда. Многие из них отошли в мир иной и превратились в историю. Их дети, внуки и правнуки, глядя на родные лица, невольно вспоминают прошлое своих предков. Мне часто приходилось слышать их волнующие разговоры. Я выражаю свою глубокую благодарность Егену Овлиягулыеву — своему старому знакомому, другу, коллеге, трудолюбивому, верному сыну своего народа, сделавшему эти фотографии полвека назад и оставившему их сегодняшнему поколению, т. к. он сумел своим увлечением, ставшим вторым делом, повернуть время вспять, вернуть старикам молодость, донести облик исторических личностей до настоящего времени.

85

Сегодня люди понимают большое воспитательное значение старых фотографий и относятся к ним как к священной реликвии. И неспроста сегодня жители нашего района с большой любовью вспоминают Еген-ага. Понятно, если бы эти фотографии не были сняты в те трудные и голодные военные годы, то сегодняшние и будущие наши поколения не смогли бы созерцать родные лица, облик людей, показавших доблестный пример героического трудолюбия во время и после Второй мировой войны.

В силу своих служебных обязанностей мы с Еген-ага бывали в селах и участвовали в медицинских мероприятиях. Если случалось бывать в нашем селе, то обедали дома. Я просил его фотографировать отца, мать и сестер. Однако мои родственники отказывались фотографироваться. Ссылались на то, что исламская религия не одобряет такое искусство. Поныне в памяти уговоры Еген-ага, чтобы заснять моих стариков.

— Джора-ага! Как вы знаете, человек на этом свете гость. Рано или поздно он должен отойти в лучший из миров. Ваши фотографии и сегодня, и в будущем будут бесценным подарком для ваших детей. Если сегодня мне дали бы фотографии моих родителей, то я отдал бы тому человеку все свое богатство. Как ни жалко, нет ни родителей, ни их снимков, и как бы ни тосковал по своим родным, теперь их не увидеть никогда. Естественно, в те времена, когда они жили, не было ни фотоаппарата, ни фотографа. Вот теперь другие времена. Вы человек, проживший и повидавший многое. Фотографирование не влияет и не вредит вашему организму. Поэтому бояться тут нечего. Для фотографирования не требуется много

ВОСПИТАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ

времени, а ваши фотографии сохранятся на многие и многие годы.

И только став взрослым человеком, я понял, что тогда до меня не дошла суть тех слов и человеческая сущность Еген-ага.

Еген-ага частенько приходил к нам. Каждый раз старался заснять нашу семью в разных ситуациях. Постепенно фотографии тех лет заполнили целый альбом. Не будет преувеличением, если скажу, что этот альбом положил начало последующим десяткам альбомов, а фотографии послужили первоначальным экспонатом дома-музея.

После того как я переехал в Ашхабад учиться, работать и жить, число фотографий увеличилось неимоверно, т. к. фотографироваться стало легче. Особенно это стало доступным в период приобретения нашим государством независимости, когда дети завели личные фотоаппараты и появилась возможность снимать во время путешествий по Туркменистану и другим странам. Фотографий в доме стало много. Среди них были снимки, из которых можно было составить музейную коллекцию.

Л -к -к

Мое миросозерцание и жизненный опыт, сформировавшиеся под влияниям различных житейских проблем (бытовых событий), встреч с людьми различного пола, возраста, специальностей, бесед с мудрыми аксакалами, с представителями научно-творческой интеллигенции, а также в результате анализа литературных источников, многолетней врачебной деятельности в сельских и городских лечебных учреждениях, позволяют мне сделать некоторые заметки по вопросу воспитания подрастающего поколения:

  • 1. В практике воспитания разумного молодого поколении большое значение имеют различные пословицы, поговорки, крылатые выражения, рожденные мудростью предков и выдержавшие испытание временем. Ребенок — бесценное духовное и материальное богатство семьи. «Ребенок сладкий, а еще слаще его воспитание» — гласит народная мудрость. Выполнение требований данного изречения не всегда осуществимо из-за безмерно большой любви родителей к своим чадам. Часто проявляемое чрезмерное внимание, ласка, любовное отношение балуют ребенка, что способствует развитию самовлюбленности, высокой самооценки и других отрицательных качеств в поведении детей. С этого и начинаются нездоровые моменты воспитания наследников — развиваются своенравные, капризные, нетрудолюбивые, упрямые дети. Недостаток в воспитании детей служит дополнительным толчком к естественной поведенческой реакции подростков, стремящихся к чрезмерной самостоятельности и самоутверждению. По мнению А. А. Реан, Н. В. Бородинской, С. И. Разум, у 70 % подростков в странах Европы, США (разумеется, и в других) встречаются указанные выше и другие подобные проблемы и конфликты. В деле воспитания умных, способных, преданных родителям и Родине наследников настоящая материнская любовь должна сочетаться с требовательностью и при необходимости с уместным наказанием. Как показывает опыт, при умелом сочетании истинной любви с требовательностью создаются оптимальные условия для воспитания разумного и благонравного наследника. Здесь нелишне вспомнить слова легендарного педагога А. С. Макаренко: «Нет воспитания без наказания». [Макаренко А. С. — Педагогическая поэма. Москва, 1976].
  • 2. В вопросе детского воспитания необходимо следовать пословице, имеющей большое воспитательное значение: «Да не останется и от умного отца, и нерадивого отца в наследство и умному сыну, и нерадивому сыну материальное богатство». Как явствует из жизни, от богатства, незаработанного своим трудом и потом, больше вреда, чем пользы. За примером ходить далеко не надо. Нередко встречаются среди народа так называемые «дети богачей», «мамины сыночки». Они не любят учиться, работать, приобретать специальность и иногда служат главными героями различных неприглядных ситуаций. Некоторые из них со временем становятся обузой обществу. Как показывает практика, накопленный человеческим обществом житейский, и особенно, духовный опыт является настоящим богатством для молодого поколения. Это бесценное богатство. Основу его составляют пример родителей, опекунов, учителей и идея: «От достойной личности остается достойная память».
  • 3. Огромное воспитательное значение имеет личный пример, опыт старшего поколения, ознакомление молодых с секретами природы и законами общества. И если эти занятия и другие учебно-воспитательные работы будут подкрепляться наглядными пособиями — музейными экспонатами об истории предков и авторитетных личностей, то будет большая польза для расширения кругозора молодых.

4. Родители, мечтающие воспитать умное, трудолюбивое, полезное обществу, верное Отечеству молодое поколение, должны передавать им жизненный опыт предков. В этом отношении велико значение домашнего музея. Создание музея, сбор различных экспонатов: старинных вещей, памятников, фотографий и портретов, рукодельных изделий, орудий труда, которыми пользовались предки и т. д., не требуют больших затрат, времени и специального образования. Музей постепенно будет набирать свою мощь: будет увеличиваться количество экспонатов и улучшаться их качество, и со временем приобретет свое высокое предназначение — воспитательную функцию.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >