Истоки духовного воспитания детей — поведение старших

Весной 1986 года мой старый друг Акбай Ябанов приехал по делам в Ашхабад из Халача и остановился у нас в гостях. Была суббота, я был дома. Времени для того, чтобы встретить гостя и спокойно побеседовать с ним, было достаточно. Акбай был учителем истории. Это был специалист, более тридцати лет про работавший на этом поприще и набравший достаточно опыта. Он постоянно работал над собой, много читал для повышения знаний и расширения кругозора. Вел интересные беседы о передовых представителях туркменской классической литературы и всемирно известных писателей. Хорошо разбирался в вопросах истории, педагогики, культуры и политики. Именно поэтому в свое время его приглашали работать в районный комитет партии (Керки, Халач). Однако он неизменно возвращался на свою любимую работу педагога.

С Акбаем Ябановым я познакомился в 1956 году, когда он работал в средней школе № 10 колхоза имени Калинина Гарабекаульского этрапа (учитель, завуч), а я работал заведующим медпунктом в соседнем Виноградарском совхозе. Поводом для нашей встречи послужил мой близкий друг молодости, односельчанин Солтан Акы, который после окончания пединститута г. Чарджоу (Туркменабада) был направлен на работу в эту же школу. Я периодически ходил к нему в гости. Близкие дружеские отношения между Солтаном и Акбаем сыграли притягательную роль и для меня. Дружба между двумя молодыми специалистами, берущая свое начало

от высоких человеколюбивых принципов, стала образцом для многих.

Дружба, взявшая свое начало в те времена, год от года крепла, а наши члены семьи продолжили ее. При каждой встрече с Акбаем очень интересно проходили наши беседы и обмен мнениями. Акбай хорошо ориентировался в различных жизненных вопросах. Он отличался острым умом, любознательностью, образованностью, грамотностью, человечностью. Беседовать с ним было делом приятным и полезным. Хотя он жил далеко от центра страны, от культурных, политических и научных очагов и работал в сельской школе, кругозор у него был широкий. Его разговоры о человеческой судьбе, воспитании ребенка были своеобразными, мысли и речи притягательны, быстро находили дорогу к сердцу. Как и прежде, наша встреча проходила в приятной беседе. После долгих разговоров, вечером, чтобы размять ноги, вышли на прогулку в город.

Городская культура, порядки, поведение людей имеют своеобразное влияние на сельского жителя. Среди разгуливающих по аллеям людей (в центре города, вблизи от кинотеатра «Мир», который находился на проспекте Махтумкули) было много молодежи. Это были представители разных национальностей. Скроенные на современный лад национальные одежды девушек-турменок были им к лицу. Они были очаровательны. И вели они себя достойно. Были среди них и такие, которые, гоняясь за модой, надевали короткие юбки, блузки с глубоким вырезом и короткими рукавами. Все это было влиянием зарубежной цивилизации, особенно европейской и американской. И тот факт, что эта «бо-

69

лезнь» постепенно находит широкое распространение среди нашей молодежи, расстраивал туркмен-яшули, т. к. становилось все больше молодых, надевающих неподобающую одежду (мини-юбки, платья и блузки с глубоким декольте), распивающих спиртные напитки, употребляющих сигареты, а иногда и наркотики, нарушающих общественный порядок. Конечно, это не было хорошим признаком.

Как считают специалисты, хорошо разбирающиеся в общественном устройстве, а также мудрые аксакалы, цивилизация помимо способствования бурному росту и всестороннему развитию условий жизни человечества одновременно открывает путь для искоренения в еще несформировавшемся сознании молодежи чувства совести, деликатности и способствует снижению человеческих качеств и развитию лености, праздности и непрофессионализма. Среди такой молодежи стремительно растет число склонных к алкоголизму и наркомании.

Тлетворное (негативное) влияние цивилизации на каждодневную и в целом жизнь молодежи, их культуру и воспитание заслуживает отдельного разговора. Завершив свою прогулку по вечернему Ашхабаду, надышавшись приятным весенним воздухом, налюбовавшись прекрасными строениями, просторными улицами, посаженными цветами, мы вернулись домой, и тогда Ак-бай поведал о впечатлении, которое осталось у него от прогулки:

— У города есть свои прелести. У него есть некое своеобразие, закономерности, у жителей своя культура и привычки. Повсюду чистота, цветники, хорошо одетые, разговаривающие на различных языках люди. Никто ни на кого внимания не обращает. Если спросишь о чем-то, отвечают. Радует глаз то, что люди, особенно молодежь, одеваются красиво и современно. Это плоды мира и достатка. Радует и вызывает чувство гордости то, что нашим детям и их сверстникам привелось хорошо жить — не испытывать нужды в еде и одежде. Для наших ровесников, ставших свидетелями разрухи и нищеты до, во время и после войны, сегодняшняя жизнь в изобилии кажется раем. Действительно, чем не рай. Не дай бог вернуться к прожитой нами нищенской жизни.

Весь народ и молодежь должны ценить сегодняшний достаток и изобилие. Будучи воспитанными, мы должны уважать друг друга. В жизни нашей царят мир, достаток пищи и одежды. Однако, с точки зрения менталитета туркмен и человечности, неприлично ходить, чрезмерно оголив отдельные части тела, наподобие упомянутых отдельных девушек. Это противоречит взглядам на жизнь, духу, морали, человечности нашего народа, да и нашим погодным условиям. Поэтому я думаю, что в погоне за новой модой нельзя пренебрегать продолжающимися веками и отшлифованными до уровня искусства, адаптированными к жарким условиям климата Туркменистана нашими хорошими традициями и обычаями, пытаясь заменить их на новую моду.

По-видимому, в корне слабы основы воспитания девушек и юношей, гоняющихся за модой. Поэтому отрицательным фактом является игнорирование обычаев и традиций туркмен, жизненного пути предков, наставлений родителей. По свидетельству многих людей, безрадостным оказывается существование состарившихся и ослабевших родителей этих молодых людей.

После его слов основной темой беседы стали вопросы учебы, работы, благопристойности и воспитания подрастающего поколения. Много рассуждали о роли и ответственности, падающей на долю родителей, воспитателей, учителей и аксакалов в претворении в жизнь мер в этом направлении.

Вечером за чаем беседа продолжилась по этой теме. Акбай Ябанов вырос в большой дружной семье (был одним из восьмерых детей). Его отец — Ябан Аннанияз-оглы был уважаемым человеком не только в своем селе. Своими человеческими достоинствами он был известен многим в разных уголках Халачского и Керкинкого этрапов. Получивший воспитание рассудительных родителей Акбай, обучаясь в школе и университете, хорошо освоил профессию педагога. К тому же, будучи отцом десятерых детей, вопросы, относящиеся к детскому воспитанию, он щелкал как орехи. Очень четко чувствовался его личный опыт в этих вопросах. После ужина Акбай изъявил желание посмотреть наш семейный альбом. Не спеша он просмотрел 10—15 альбомов с фотографиями разных лет. Затем, размышляя, молча посидел некоторое время. Нетрудно было догадаться, что он о чем-то думает. Затем он сказал:

— В твоих альбомах есть фотографии многих людей в их молодые годы. Изучая фотографии, вспоминая юношеские годы людей, их сверстников, близких и дальних родственников, оживляя в памяти разные истории, беседы, их тематику, ты можешь мысленно путешествовать в прошлое. Ты начал большое дело, собрав фотографии, несущие в себе бесценную информацию. Из них можно создать даже музей, фотогалерею. Если сделать это, то будет и полезно, и богоугодно. Как говорится в поговорке: «Одним выстрелом двух зайцев убьешь». Ты, во-первых, увековечишь память людей. Во-вторых, это будет хорошим наглядным пособием для подрастающего поколения, позволит им поближе познакомиться со своими предками.

Велика воспитательная роль истории возникновения каждой семьи, правильного освещения родословной. Однако это не просто довести до потомков. В твоих альбомах я увидел образец метода, который может способствовать выбору правильного пути для осуществления этой идеи. То есть можно не сомневаться, что фотографии из альбомов объективно могут служить убедительным средством воспитания (считается, что память о прошлом лежит в основе умственного воспитания).

Как известно, для каждого дома, семьи свойственны свои устои, законы, правила. При приеме гостей, при общении с соседями, родственниками, в вопросах дружбы каждая семья отличается своими традициями, методами и приемами. Это и отражается впоследствии на воспитании человеческих качеств молодого поколения. Манера общения старших с близкими, формы ведения беседы, их уважительное отношение друг к другу служат молодому поколению примером для подражания. Молодежь старается во всем подражать старшим.

Это бесспорный факт, выдержавший суровое испытание педагогики. В воспитании детей своеобразным пособием служат портреты и картины, висящие на стенах дома, различные сувениры, поставленные на видном месте, домашняя утварь, ковры, посуда и одежда, которы ми пользовались дедушки и бабушки, отцы и матери, ручные изделия и поделки.

Бережно храни фотографии, раскрывающие историю прошлого. Велика будет их роль в воспитании подрастающего поколения (их родственников, друзей-товарищей, односельчан, детей, внуков и правнуков). Это подтверждено пословицей: «Не сравнится польза увиденного по сравнению с услышанным». Фотографии облегчают доступ желаемой информации к сознанию слушающего. «Ты только представь, какова была бы польза создания насыщенных такой информацией альбомов в каждой семье», — подытожил мой друг Акбай.

Мы долго беседовали о видах, качестве и использовании фотографий и различных наглядных пособий, связанных с воспитанием детей. Мы остановились на многих вопросах, касающихся этой темы. Акбай, опираясь на свой богатый профессиональный опыт, поведал мне много интересного про воспитание учеников, начиная с младших классов и до самых старших. На основе конкретных фактов он объяснил значение слуховых и зрительных способностей людей в учебной практике. Руководствуясь педагогическим учением и примерами из жизни, он изложил личный взгляд на то, каким путем можно достичь хороших результатов в передаче знаний и воспитании неокрепшего детского сознания.

Беседа с моим другом подтолкнула меня к решению давно мучавшего меня вопроса о том, каким путем опыт предков, лежащий в основе детского воспитания, должен или может быть доведен до подрастающего поколения.

Беседа с Акбаем способствовала осуществлению первых шагов для претворения в жизнь моего страстного желания воспитать подрастающее преданным родителям и полезным обществу. Это стало поводом для закладки основ создания небольшого домашнего фотомузея. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, я советовался со многими людьми. Хотя внешне это выглядело как маленькое хобби, хлопот по созданию домашнего фотомузея было достаточно. Для меня это дело было новым. Поэтому рождались бесконечные сомнения, колебания. Для их преодоления требовалось время. Мало-помалу я поверил в правильность своих намерений и выбора поставленной цели.

Проанализировав имевшиеся дома фотографии, которые счел подходящими — с родителями, членами семьи, аксакалами села, родственниками, уважаемыми учителями, научными и творческими соратниками и др., — собрав их отдельно, я обратился за консультацией и помощью к специалистам. Некоторые фотопортреты отдал для реставрации и их упорядочивания. Приступил к увеличению размеров маленьких фотографий, изготовлению портретов и помещению их в рамки. Большинство этих работ вначале были выполнены специалистами фотоателье Москвы, а со временем, когда появилась возможность, эта работа была продолжена в Ашхабаде. Во многом облегчил решение данной проблемы наш старший сын Ровшен, который обучался в то время в аспирантуре в Москве (1988—1991 гг.). Мало-помалу работа продвигалась, и дома росло число портретов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >