Роль генотипа и фенотипа (воспитание) в детском воспитании

Форму и проявление разума, считающегося основным продуктом многофункциональной и чрезвычайно сложной высшей нервной системы, именуют одним словом — «ум». Большой вклад в изучение разума внесли теории философской науки, разработка анатомии нервной системы и клинические исследования. По результатам этих научных работ были раскрыты основные закономерности разума. Среди способов его изучения основой принято считать теорию условного и безусловного рефлекса И. П. Павлова.

Наряду с двадцатью миллиардами нервных клеток головного мозга (нейронами) в образовании разума принимают активное участие и некоторые другие элементы — клетки, заложенные в разных органах, в т. ч. эндокринных железах. Безусловные рефлексы (генотип), признанные как основные врожденные возможности и способности нервной системы, а также влияние внешней среды — воспитание (фенотип) — служат основным источником разума. Есть полное основание говорить, что ум — это продукт нейронов (нервных клеток). Деятельность нейронов осуществляется в виде возбуждения и торможения. Бесценными являются органы зрения и слуха — первые сигнальные системы, а также органы речи — вторые сигнальные системы. В совершенствовании разума огромное значение имеют органы речи и слуха.

Без слов понятно, что нелегко воспитать здорового духом и телом ребенка. Его воспитание зависит от многих факторов. Среди них особо большое место занимает хороший пример (фенотип), наставления старших (родителей, воспитателей и др.), целенаправленная учебно-воспитательная работа, т. к. они имеют большое влияние на улучшение качества, объема и видов условных рефлексов. Все они положительно влияют на формирование разума и характера ребенка, то есть открывают дорогу для воспитания человеколюбивой, трудолюбивой, духовно полноценной личности.

Способы возникновения и работы разума, являющегося продуктом высшей нервной системы, очень сложны. Трудно проследить и изучить его пути в различных условиях жизни. В связи с чем трудно все время полагаться на одинаковую закономерность в вопросе развития и становления взрослого человека. Например, хотя и редко, но бывают случаи, когда из порядочной и примерной семьи выходит ленивый, ненадежный, имеющий вредные привычки (курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам) человек, не имеющий стыда и совести. И наоборот, в нестабильной семье, в которой нормой являются курение, употребление спиртных и наркотических средств, члены которой имеют склонность к воровству, обману и сплетням, вырастают приятные, деликатные, трудолюбивые, честные и чистоплотные дети. Конечно, здесь на ум приходит поговорка «молодца узнают по друзьям». При этом не следует забывать огромное количество факторов, влияющих на формирование продукта центральной нервной системы, — интеллекта, возникающего в результате сложнейшего взаимоотношения генотипа и фенотипа, в том числе влияния окружающей среды, друзей и односельчан ребенка.

Есть основание считать, что формы деятельности головного мозга, именуемые по-научному «генотип» и «фенотип», соответствуют поговорке, живущей в народе: «Если не дано врожденно, невозможно привить». Когда при разговоре с людьми разных возрастов, в том числе с аксакалами, много повидавшими, знающими светские и религиозные науки, разбирающимися в культурнообщественных и бытовых вопросах жизни, с широким кругозором, проживающими в различных уголках Туркменистана и пользующимися уважением народа, я спрашивал о смысле данной поговорки, то, в общем-то, ответ был одинаковый.

Они подтверждали, что поговорка особо подчеркивает важность таких понятий для описания разума и работоспособности человека, как «семя/ген/порода» (генотип) и «воспитание» (фенотип).

Вот что говорит о смысле этой поговорки житель села Шаарык дайханского объединения «Лебап» Гарабека-ульского этрапа, 1912 года рождения, Веллек Губалы. Чтобы смысл рассказа почетного аксакала был понятен читателям, сочли целесообразным довести до читательской аудитории краткое научное содержание в виде смыслового перевода:

— Первая часть этой поговорки, т. е. понятие «врожденный», характеризирует врожденные способности человеческого ума.

Естественно, это личное мнение Веллек-ага, образовавшееся в результате сведений, услышанных от людей разного возраста, культуры и мировоззрения. Его можно принять или опровергнуть. Однако, этот разговор свидетельствует о том, что старшее поколение не оставалось в стороне от такой важной проблемы, как рождение и воспитание здоровых детей. Позитивная пропаганда в целях увеличения современной благоразумной молодежи достойна похвалы и поддержки.

Невозможно отрицать глубокий смысл, казалось бы, примитивных доводов туркменского яшули, далекого от таких наук, как анатомия и физиология, акушерство и гинекология, связанных с зарождением ребенка. Причина в том, что и женщина, занимающаяся домашним хозяйством, и исполняющий свой служебный долг мужчина в течение дня выполняют различные дела, решают многие задачи, расходуют свою физическую и духовную силу, переживают радостные и волнительные моменты. В общем, как говорится, «у живущего проблем хватает». От восхода и до заката солнца человеку приходится выполнять различные большие и малые задачи, многие поручения. Поэтому он утомляется духовно и физически. Все это оказывает большое влияние на организм в целом и на работу отдельных органов. В определенном смысле влияет и на работоспособность половых органов, а также на их продуктивность (на полноценность половых клеток, в особенности мужских). Именно поэтому с научной точки зрения считается подтвержденным фактом влияния физического и умственного труда, условий жизни, качества, объема, калорийности, видов и времени принятия пищи на половые отношения супругов.

Хотя наши предки и верили в то, что развитие человеческого и животного мира происходит по велению Аллаха, и полагали, что без ведома Всевышнего не шелохнется и пылинка, вопросам увеличения численности и развития человека и животного всегда уделяли особое внимание. Потому что они знали, что человек является опорой общества, что основа его жизнедеятельности зависит от продуктов питания, производимых в сельском хозяйстве (растительного и животного происхождения). Именно в связи этим светлые умы сельской местности веками занимаются решением этого вопроса. Во все времена женитьба сына, выданье дочери замуж для туркмен (как и для всех народностей) были и остаются важным моментом жизни. Перед сватовством, чтобы узнать, насколько здоровым во всех аспектах будет потомство, собирают все необходимые сведения: какие люди выходят из семьи, с которой намереваются породниться, получают сведения о происхождении, духовном и физическом здоровье членов этой семьи.

Порядок, сложившийся в результате накопленного опыта в вопросах создания семьи, воспроизводства потомства, собранного в течение долгих веков, превратился в законы, которые большинством людей выполняются беспрекословно. Главным образом эти законы направлены на развитие и совершенствование природы и общества, взаимопомощи, а также сохранение достигнутых рубежей. Понятное дело, что нашим предкам приходилось для выполнения неотложных требований человеческой жизни решать сложные вопросы. Не будет ошибкой, если скажу, что самым трудным среди них была подготовка аксакалов — народных предводителей и руководителей. Действительно, это ответственная и сложная задача.

Стоит отметить еще одну известную для всех закономерность. Мир, благополучие, уважение и богатство, царящие в любой семье, зависят от миропонимания,

человечности, а также работоспособности главы семьи. Подобная закономерность относится и к политико-экономической, культурно-общественной жизни всей страны, а источник ее успешного разрешения, в основном, находится в руках руководителя. Разумный человек способен направить всю свою деятельность на определенную цель и вопросы решать обдуманно. И он достигает хороших результатов. Это относится ко всем вопросам жизни. Как показывает практика, успешное решение с хорошими результатами больших или малых вопросов, является показателем или зеркалом ума их выполняющего.

Веллек-ага в течение долгого времени жил среди народа, в гуще событий, встречался, беседовал с аксакалами, мастерами разных профессий, а также представителями искусства. Еще в молодые годы он побывал в юго-восточных регионах Туркменистана (Халач, Атамырат (бывший Керки), Койтендаг, Мары, Байрамалы, Ёлотен, Тагтабазар, Серхетабат), а также в Афганистане (Шы-бырган, Антгуйы, Акджа и др.), где имел контакты со многими жителями. Даже в 95—100 лет Веллек-ага продолжал объезжать северо-западные регионы Туркменистана, места, где похоронены славные предки — триста шестьдесят овлия, гробницы Ашык Айдын пира, Эрсары баба, Гозли Ата, других людей, бывших опорой для своего народа, а также древние памятники, расположенные в этих местах, вел беседы со своими сверстниками-яшу-ли. Возвращаясь к своим мыслям, родившиеся от воспоминаний и увиденного, он продолжил:

  • — Разум не может быть измерен различными приборами, его оценивают по результатам деятельности че-
  • 47

ловека. Простой пример: для управления домашними животными (лошадьми, быками, верблюдами и др.) в качестве гужевого транспорта, который тысячелетиями широко использовался в сельской местности, не требовалось специального образования. Ими в сельской местности могут управлять многие. Однако результат этой работы разный. У разумного человека и лошадь, и верблюд, и бык, и осел, которых он оседлал или приучил, отличаются своими хорошими качествами — покорностью, работоспособностью. И с животными надо уметь общаться (у животного тоже есть нервная система, разум — Абж), надо уметь правильно направить их волю. Для этого необходимы ум и способности, степень которых зависит от того, что дано при рождении и набрано после, даже прирученное животное чувствует это. Однако быстро становится явным, что эти ум и способности не у всех одинаковы.

В простом и понятном разговоре Веллек-ага об обычной сельской жизни есть своеобразное содержание и своя философия. Просто поражаешься тому, как он связывает в единую цепочку сведения, полученные им из повседневной жизни, слушая, как он излагает свой рассказ о возникновении разума и его значении в деле воспитания здорового ребенка. Удивляешься ясности его ума и памяти, глубине разума, физической силе (сидя на ковре, он, не касаясь пола руками, спокойно встает на ноги, занимается разведением сада и различными хозяйственными делами) этого старика, возраст которого больше ста лет. В своей медицинской практике я видел, что в его годы у многих понижаются духовные и физические возможности. Именно поэтому я с чувством с неко-

торой неловкости спросил у старика секрет его силы и ясности ума. Тогда, он ответил:

— В жизни следует знать предел всему. Нельзя много кушать из-за того, что есть аппетит и имеется в изобилии пища. Нельзя дольше спать, когда много свободного времени. Не стоит напрасно мучить и изнашивать себя из-за того, что сил много. Нельзя слоняться без дела, когда тебя уважают, нельзя злоупотреблять тем, что к тебе прислушиваются. Любя детей, внуков, нельзя их баловать. Надо искренне любить ребенка, но надо уметь сохранить свою требовательность. Короче — надо держать в чистоте свою плоть, душу, помыслы и рот.

У этого физически и умственно здорового старика с широким кругозором, пониманием сути и законов жизни, молодежь может многому поучиться. Искренне желая, чтобы подобных разумных яшули было много и в каждом селе, и по всей стране, чтобы они долгие годы жили среди своих детей, внуков и правнуков, продолжим рассказ о детском воспитании.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >