РИТМ ЗВУКОВОЙ ФАКТУРЫ РЕЧИ

Фонематический ритм. Стихосложение

Единицы языка любого уровня языка могут быть организованы в определенный порядок в соответствии с прагматической целью высказывания. Внешняя форма высказывания образуется совокупностью знаковых элементов материальной формы языка, подразделяющихся на сегментные и сверхсегментные единицы. Как указывалось выше, к сегментным единицам языка, образующим внешнюю форму сообщения, относятся фонемы, слоги и графемы; к суперсегментным единицам - компоненты просодии: ударение, мелодика, паузация и тембр. Единицы обоих видов кортемики становятся ритмическими, если их повторение будет сходным и соизмеримым. Регулярные повторения единиц сегментной кортемики образуют фонематический ритм, сверхсегментной кортемики - просодический ритм, являются элементами интеграционного понятия «речевой ритм» наряду с ритмами внутренней организацией сообщения. Таким образом, речевой ритм есть совокупность ритмических процессов, имеющих место на всех уровнях речевого произведения при участии единиц всех языковых ярусов.

Принимая во внимание акустическое происхождение языка, т. е. тот факт, что исходной формой языка как средства общения была устная, следует начать рассмотрение речевого ритма с периодичности, образованной наиболее ярко выраженными элементами материальной формы языка, - с фонематического ритма. К звуковой периодичности относится смена гласных и согласных, повторение одинаковых звуков или группы звуков. Основанное на фонематическом ритме благозвучие является механизмом действия ряда стилистических приемов, предполагающих использование звуковой фактуры речи в качестве средства повышения выразительности высказывания. Стилистические приемы этого ряда рассчитаны на создание слуховых образов, вызывающих у воспринимающего субъекта определенный, заранее предусмотренный, эмоциональный эффект.

Особой формой фонематической организации речи, построенной на сочетании ритма и созвучий, является стихосложение. Стихосложение есть упорядоченная организация речи, базирующаяся на двух разновидностях ритма - фонематическом и просодическом. Единицы просодического ритма формируются слогами, организованными в единство, либо по оппозиционному признаку ударности/безударности, либо - долготы/краткости. Использование той или иной ритмической системы зависит от звукового строя данного языка. Если язык располагает фонематическим различием долготы и краткости гласных и музыкальным ударением, его стихосложение строится на метрической системе. Если языку свойственно экспираторное ударение, то даже при наличии в нем долгих и кратких фонем стихосложение строится на тоническом принципе.

Тоническая система стихосложения подразделяется в свою очередь на три подвида: чисто тоническую (или акцентную), силлабическую и силлабо-тоническую. При акцентной системе число неударных слогов в стихотворных строках может быть разным, число же ударных слогов точно предопределено. Акцентным строем обладала древнеанглийская поэзия. Силлабическая система предусматривает наличие определенного количества слогов в стихотворной строке. Этот принцип стихосложения характерен для языков, в которых слоговое ударение является фиксированным на определенном месте в слове, например, во французском языке, где ударение приходится на последний слог. Силлабо-тонической системе свойствен учет как общего количества слогов, так и определенное число ударных слогов и их размещение в стихотворной строке. Этот принцип стихосложения принят в современном английском языке.

Основной ритмической единицей стихотворного текста является стопа, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Характер стоп и их количество в стихотворной строке определяют техническую организацию стихотворения и приводят к выделению различных ритмических моделей, известных под названием «размер» или «метр», таких, как хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Именно просодический ритм, темпоральные параметры которого поддерживаются в стихотворном тексте с математической точностью, формирует метрическую систему и является основным отличительном признаком стиха в противоположность прозе. Стихотворение, как правило, выдерживается в одном размере, т. е. каждая его строка по своему размеру остается тождественной всем другим. Количество и характер строк в стопе, формирующих определенный ритм, могут быть закреплены и за определенной поэтической формой. Например, форма лимерика, характерная для традиционной британской поэзии и популяризованная поэтом 19 века Edward Lear всегда одна и та же.

There was an old man with a beard

Who said, “It is just as I feared:

Two owls and a hen,

Four larks and a wren

Have all built their nests in my beard! [183: 112]

A

U—UU—UU—

A

u—uu—uu-

в

u—uu-

в

u—uu-

A

u—uu—uu-

(u - безударный слог, --ударный слог, А, В - рифмы)

Количественный состав строки - единица, постоянная для каждого стиха. Этот факт определяет не только равенство объема данных формирований, подтверждает их схожесть и соизмеримость, т. е. темпоральные характеристики, но и придает строке статус еще одной единицы просодического ритма, но более крупного масштаба.

В ритмической организации стихотворной строки важную роль играет цезура - обязательный словораздел на определенном месте внутри строки, т. е. определенная пауза.

I will arise and go now, | and go to Inverness, |

And a small villa rent there | of lath and plaster built; |

Nine bed-rooms will I have there, | and I'll don my native dress,

And walk about | in a damned loud kilt [W. B. Yeats. 183: 101].

Однако в современной поэзии жесткая цезура обычно не выдерживается. А своеобразная игра паузами и ударениями создает нервный ритм, что является сознательным поэтическим приемом.

We were as men who through a fen

Of filthy darkness grope; |

We did not dare to breathe a prayer, |

Or to give our anguish scope; |

Something was dead in each of us, |

And what was dead | was Hope [O. Wilde. 185: 80].

На просодический ритм стиха накладывается фонематический ритм, заключающийся в регулярности появления одинаковых фонем в конце строки - последней ударной гласной и следующей за ней согласной фонемы. Эта ритмическая организация традиционно называется рифмой. Рифмы с конечным ударением в строке называются мужскими (please - knees, why - eye), с ударением на предпоследнем слоге - женскими (need'ed - succeeded, 'faster - pastor), трехсложные рифмы с ударением на третьем от конца слоге - дактилическими ('battery - 'flattery). Как правило, между собой рифмуются отдельные слова (stone - alone), но иногда применяется рифмовка одного слова с сочетанием слов (favourite - savour it), т. е. составные рифмы. По расположению в строках различают рифмы: парные (или смежные); перекрестные - рифмующие первую и третью, вторую и четвертую строки; охватные - рифмующие первую и четвертую, вторую и третью строки.

1.

The Grizzly Bear is huge and wild;

He has devoured the infant child ) [A.E. Housman. 183: 56].

2.

I cannot check my girlish blush,

My colour comes and goes, ")

I reddened to my finger - tips, | )

And sometimes to my nose ) [R. Kipling. 183: 41].

3.

The sea is flecked with bars of gray,

The dull dead wind is out of tune, |

And like a withered leaf the moon ) |

I blown across the stormy bay J [O. Wilde. 185: 49].

Для поддержания ритма могут использоваться рифмы внутри строки, называемые внутренними. Это рифмованное созвучие не только между окончаниями стихотворных строк, но и между словами, стоящими перед цезурой в середине строки и несущими ударение, и конечным словом строки. Такая форма характерна для традиционной британской поэзии - лимериков.

There was a Young Lady whose chin

Resembled the point of a pin;

So she had it made sharp I and purchased a harp,

And played several tunes | with her chin [Limerick. 183: 113].

A

u—uu—uu-

A

u—uu—uu-

В | в

u—uu— и—uu—

A

u—uu—uu-

(u - безударный слог, --ударный слог, А, В - рифмы)

Фонематический ритм реализуется не только как повторение конкретных материальных тождественных единиц, характерное для заданной модели (женская, мужская и пр.), но и как регулярное повторение рифмовых отношений, возведенное в принцип построения поэтического произведения.

Обычно поэтическое произведение делится на определенные, тождественные по своему строению, интонационно-ритмические смысловые отрезки. Такой отрезок называется строфой. Границы между строфами выделяются благодаря повторяющемуся в них рисунку расположения рифм. Строфа - еще одна ритмическая единица стихотворного текста. Это самая крупная единица, выделяющаяся на основании как просодических, так и фонематических признаков. Строфы бывают различными по своему объему - от двустишия до более крупных единиц: трехстишия, четверостишия и т. д.

1.

Kings live in Palaces and Pigs in sties,

And youth - in Expectations. Youth is wise [H. Belloc. 183: 202].

2.

Private faces in public places

Are wiser and nicer

Than public faces - in private places. [W.H. Auden. 183: 283].

3.

There was a Young Lady of Russia

Who screamed so that no one could hush her.

Her screams were extreme - no one heard such a scream

As was screamed by that Lady of Russia. [Limerick. 183: 114].

Основным отличием стиха от прозы является размер (метр), а не наличие рифмы. Поэзия использует также и безрифменный стих, который носит название белого стиха. Наиболее распространенный размер белого стиха - пятистопный ямб, характерный, например, для трагедий У. Шекспира.

Meth'ought I h'eard a v'oice cry, “Sheep no m'ore!,

Macb'eth does m'urder sheep,” - the 'innocent sheep... [181: 117].

Четкая ритмическая организация поэтического текста не только повышает семантическую емкость произведения, но и передает субъективную информацию, возбуждая эстетические сопереживания человека.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >