Методика изучения качества восприятия информации

Автор: Голубева Н. А.

Критерии анализа: Голубева Н. А.

Цель: изучение качества переработки информации, определение интерпретационного/оценочного показателя восприятия информации.

Инструкция: «Пожалуйста, посмотрите на картины и опишите их».

Стимульный материал:

Картина «Лиза и Лаврецкий у пруда» К Рудаков

Кадр из фильма «Инкогнито из Петербурга» Городничему докладывают

о неожиданном приезде ревизора; режиссер Л. Гайдай

Критерии обработки и анализа:

Качественное изучение описаний картин позволяет выявить ряд параметров, которые могут быть переведены в количественные оценки для статистического анализа различий в интерпретации сюжета картины: описание картины, знание сюжета, интерпретация позиций героев и художника. Выделено три уровня интерпертационно-оценночного показателя:

  • 1. Низкий уровень интерпретационно-оценочного показателя. Преобладает скудное описание картины, отсутствует представление о сюжете, не раскрыта позиция героев и художника, отсутствует умение пересказать содержание картины, анализ картины сводится к перечислению фигур, изображенных на картине.
  • 2. Средний уровень интерпретационно-оценочного показателя. Респондент умеет дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей, изображенным на картине, есть фрагментарные знания о сюжете картины, выявлена способность логично объяснить последовательность событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах образа, интерпретировать авторскую позицию.
  • 3. Высокий уровень интерпретационно-оценочного показателя. Респондент выражает личное отношение к изображенному на картине сюжету, способен показать трактовку художественного изображения сюжета и переживаний героев средствами изобразительного искусства, понимает и оценивает авторскую концепцию и способы ее выражения, аргументированно выражает свое согласие или несогласие с авторской позицией художника.

Примеры интерпретации картин:

Картина «Утро стрелецкой казни» В. Суриков.

Пример низкого уровня интерпретационно-оценочного компонента'. «Много людей, бунт, люди измучены, картина в темных тонах»; « На картине изображена толпа людей. Лица у них горестные. Наверное, была беда какая-то».

Пример среднего уровня интерпретационно-оценочного компонента:

«Картина представляет собой некое «восстание» подавленное вельможами. Смотря на эту картину, возникают неприятные ощущения. В лицах этих людей видна боль, отчаяние, хотя лица видны не очень четко. Рядом с Покровским собором находиться лобное место, поэтому можно предположить, что совершается казнь. Картина написана в мрачных тонах, что лишь выражает большее давление на психику».

Пример высокого уровня интерпретационно-оценочного компонента:

«Картина Сурикова «утро стрелецкой казни». На картине изображен исторический момент казни стрельца после бунта. Мрачные тона, используемые художником. Передают атмосферу трагедии, печали. Если всматриваться в каждый персонаж, изображенный на картине, то мы видим на лицах людей страх, панику, скорбь. Особенно это заметно при рассмотрении статной женщины, изображенной на картине в центре. Ее лицо, положение рук передают горе, испытываемое в данный момент. Также ключевыми моментами, а вернее фигурами являются ребенок, у которого на лице выражение недоумения и мужчина, склонивший голову. На мой взгляд, Суриков очень детально передал атмосферу трагедии» (Вика К.).

Картина «Лиза и Лаврецкий у пруда» К.Рудаков

Пример низкого уровня интерпретационно-оценочного компонента: «На этой картине вижу красивую девушку, которая стоит возле воды. Рядом с ней сидит мужчина, курит трубку. Мне кажется, что он ее отец. К этой картине я не испытываю ничего. Она мне просто нравится».

Пример среднего уровня интерпретационно-оценочного компонента: «Приятная картина, которая показывает быт. Образ и жизнь людей 17-18 вв. Красивые, богатые наряды притягивают взгляд, красивый пейзаж дополняет настроение. Используемые художником оттенки переносят нас в прошлое. Создается впечатление, что изображенные люди, герои классического произведения».

Пример высокого уровня интерпретационно-оценочного компонента:

«Мне кажется, что на картине изображены главные герои произведения Тургенева «Дворянское гнездо». Мне кажется, я уже видела эта картину. Такое ощущение, что художник хотел передать момент разговора, судя по позе и лицу Лаврецкого, он готовится сказать Лизе что-то важное. Лиза же стоит отвернувшись от Лаврецкого, мне кажется, что она о чем-то задумалась».

Кадр из фильма «Инкогнито из Петербурга» Городничему докладывают о неожиданном приезде ревизора; режиссер Л. Гайдай.

Пример низкого уровня интерпретационно-оценочного компонента: «Пять интеллигентных мужчин общаются между собой, выясняя общие проблемы».

Пример среднего уровня интерпретационно-оценочного компонента: «Фрагмент из кинофильма. Появление какого-то чиновника, скорее всего это сцена из «Ревизора». По выражению вошедшего видно, что он принес дурные вести».

Пример высокого уровня интерпретационно-оценочного компонента: «Мне кажется, что на данной картине изображен фрагмент из произведения Гоголя «Ревизор». Главными яркими персонажами являются чиновники, которые озадачены полученной новостью - приезд ревизора. Судя по их лицам (типичных для рассказов Гоголя) они совсем не ждали приезда ревизора, т.к. их рабочие дела не в порядке, они слишком озадачены приездом ревизора. Мне кажется, что на их лицах художник четко изобразил выражение паники».

Ссылки на статьи с результатами апробации методики:

1. Голубева Н А., Диссертационное исследование: «Информационная

социализация: психологические условия и факторы»

http://geum.ru/aref/informacionnaya-socializaciya-psihologicheskie- usloviya-faktori-specialnost-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya-avtoreferat-dissertacii-ref.htm

  • 2. Голубева Н. А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков. Психологические исследования, 2012, No. 1(21),
  • 7. http://psystudy.ru. 0421200116/0007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >