Психология поведения и оценки лица, принимающего управленческие решения в условиях риска и неопределенности

Одним из удобных для применения при моделирования процесса принятия решений является представление о наличии трех взаимодействующих управляющих подсистем у лица, принимающего решения (В. Дильтей).

Аффект — эмоционально-чувственная составляющая, которая предполагает ценностную ориентацию на стабильность существования.

Воля — ориентация на достижение цели без учета или со слабым учетом ограничивающих обстоятельств.

Интеллект — рациональная составляющая, предполагающая соотнесение полученных результатов и производственных затрат.

Личностные особенности людей, принимающих решения, состоящие в доминировании конкретной подсистемы, непосредственно сказываются на стратегии фирмы, действующей в условиях риска.

Разновидности стратегии по отношению к риску следующие.

Избегание риска — из всех возможных вариантов решения выбирается тот, при котором риски либо полностью исключены, либо минимальны (А).

Принятие риска — предполагается, что риск неизбежен и не поддается осознанной корректировке; выполнение решений останавливается только в случае реальных потерь (реализация критических рисков) (В).

Управление рисками — осознанный анализ ситуации, выявление ведущих факторов, формирующих риски и выбор решения с учетом минимальных рисков при достижении удовлетворительных значений основных показателей либо максимума основных показателей при удовлетворительных результатах по рискам.

Применение формализма теории игр для анализа ситуации неопределенности

для анализа ситуации неопределенности

Игра — формализованная модель, применяемая для записи и анализа реальной конфликтной ситуации, в которой задействовано несколько сопоставимых по возможностям участников (игроков), результат взаимодействия которых оценивается количественно.

ССВ — совокупная стоимость владения,

ССВ = е = А + 5/+Сл + Dtn,

где t — время; п — количество клиентов.

Формализация игры предполагает под собой зафиксированные правила действия игроков (стратегии); варианты действия игроков (значения стратегий); исход при каждом варианте действий (результат игры); объем информации, который имеется у каждой из сторон.

Классификация игр следующая.

  • 1) по количеству участников—
  • ? игра двух лиц (простейшая);
  • ? игра и-лиц (п > 2);
  • 2) по количеству стратегий —
  • ? конечные {4, ze 1>Л);
  • ? бесконечные j е 1,и};
  • 3) по взаимоотношениям игроков —
  • ? кооперативные (коалиции заданы до начала игр);
  • ? коалиционные (по ходу игры возникают или распадаются). Коалиция — группа игроков, у которых схожие или согласованные интересы;
  • ? бескоалиционные (запрещено формирование коалиций, интересы всех участников взаимоисключающие);
  • 4) по характеру выигрышей:
    • ? игры с нулевой суммой;
    • ? игры с ненулевой суммой;
  • 5) по виду функции выигрышей:
    • ? матричная — антагонистическая конечная игра двух лиц с нулевой суммой;
    • ? биматричная — антагонистическая конечная игра двух лиц с ненулевой суммой;
    • ? непрерывные;
    • ? выпуклые;
    • ? сепарабельные;
  • 6) по количеству ходов в игре:
    • ? одношаговые;
    • ? многошаговые;
    • ? позиционные;
    • ? стохастические;
    • ? динамические;
  • 7) по информированности игроков:
    • ? игры с полной инфляцией;
    • ? игры с неполной инфляцией —
    • • статические (игра с природой);
    • • стратегические (полная неопределенность в отношении стратегии второго игрока).

Смешанная стратегия — совокупность возможных выборов игрока и вероятность данных выбора.

Смешанные стратегии применяются в случаях:

  • 1) не существует седловой точки в игре;
  • 2) каждый из игроков применяет смесь чистых стратегий с заранее выбранными вероятностями;
  • 3) игра повторяется многократно в сходных условиях;
  • 4) игроки не информированы о конкретном выборе стратегии противника;
  • 5) результат игры оценивается по среднему выпуску.

Известно, что в смешанных стратегиях всегда существует решение, причем количество задействованных чистых стратегий не превосходит минимума из чисел т и п.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >