Предпосылки, зарождение и первоначальное развитие научных и теоретических основ физического воспитания

Истоки научных знаний о физической культуре находятся в античной Греции, ставшей родиной древних олимпийских игр. Их зарождение является знаковым историческим событием: по одной из версий, от первой Олимпиады (776 г. до н. э.) начинается период Античности. Практика воспитания у древних греков была тесно связана с идеей гармонии духовного и телесного, что нашло отражение и в трудах ученых-философов того времени. Значительное усиление внимания к воспитанию и обучению как к философской проблеме наблюдалось в Элладе еще в IV в. до н. э. Великие древнегреческие философы Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н. э.), Платон (428 или 427 - 348 или 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) в своих трудах отражали и педагогические взгляды, в том числе нашедшие отражение в теории физического воспитания:

  • - продолжение процесса воспитания в течение всей жизни, а не ограничение его только периодом образования (Сократ);
  • - идеал воспитания - сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей (Платон);
  • - до наступления периода половой зрелости не применять тяжелые физические нагрузки и принудительное питание (свойственные подготовке атлетов); физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, а напряжение интеллектуальное препятствует развитию физических сил (Аристотель).

В целом на первом этапе развития ТиМФВ (период Античности) накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений, системы физического воспитания и вместе с тем послужило основой формирования научных знаний в области физической культуры и спорта.

Второй этап развития ТиМФВ (ранее и классическое Средневековье) характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию, которое происходило исключительно на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека. Такие системы воспитания молодежи возникли в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным действиям: владение орудиями труда, охота, война, выполнение отдельных упражнений (плавание, фехтование, метание копья, борьба и т. п.). Развитие частных методик физической культуры, стремление к их описанию, привело к появлению первых пособий по отдельным видам физических упражнений: гимнастике, верховой езде, фехтованию и т. п. Наиболее ранней, дошедшей до нас, является книга Филостата Флавия (170-247) «О гимнастике» (II в.), в которой он дает описание многих физических упражнений, предлагает методику обучения и тренировки для подготовки к олимпийским состязаниям.

По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами умственного и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выяснение специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его в самостоятельную область знаний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

В эпоху феодализма на развитие научных основ физического воспитания оказывала сложившаяся рыцарская система физического воспитания, которая носила сугубо военно-прикладной характер. Воспитание рыцарей включало обучение семи рыцарским доблестям: верховая езда, фехтование, охота, плавание, стрельба из лука, игра в шахматы, слагание стихов. В тоже время духовен-

1

См.: Теория и методика физического воспитания. С. 14.

ство отрицательно относилось к занятиям физическими упражнениями и играми, усматривая в них языческие традиции древних греков. Тем не менее древние традиции физической культуры сохранились и постепенно обогащались новым содержанием. Так, в средневековом Китае содержание развивавшейся с VI в. техники своеобразной гимнастики - ушу, с появлением огнестрельного оружия кардинально изменилось: боевое значение ушу уменьшилось, но при этом возросла оздоровительная направленность этого вида гимнастики[1].

Таким образом, накопление и углубление знаний о явлениях физической культуры на этапе, непосредственно предшествовавшем ее становлению (до XVI в.), происходило в большой мере фрагментарно, под сильным влиянием региональных и национальных условий ее развития. В частности, в большинстве стран Центральной и Северной Европы преимущественным вниманием пользовались те компоненты физической культуры, которые имели гимнастический характер (немецкий турнен, чехословацкое сокольское движение, шведская гимнастика и другие европейские формы гимнастики); в Англии и в англоязычных регионах Северной Америки культивировались преимущественно спортизированные формы физической культуры, а в Азии - ее традиционные «восточные» формы (ушу и восточные единоборства в Китае, хатха-йога в Индии и др.). Традиционное пристрастие к региональным формам физической культуры порождало порой довольно острые столкновения сторонников различных воззрений на нее (что ярко отражено, к примеру, в книге Жоржа Эбера «Спорт против физкультуры»). Возникавшее при этом неверное противопоставление различных слагаемых физической культуры в последующем было преодолено благодаря развертыванию глобальных международных связей в ее сфере и развитию в ней обобщающих научных исследований.

  • [1] См.: Попков В. Н. Научно-исследовательская деятельность. С. 54. 2 См.: Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. С. 26-27.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >