Комментарий к повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»

Печатается по: Гоголь Н. В. Собрание художественных произведений. В 5т. Изд. 2-е. Т. 1.М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 369-370.

Примечания составлены К. Д. Муратовой под ред. проф. В. Г. Базанова.

В издании второй книги «Вечеров на хуторе близ Дикань-ки» (1832) повесть эта имела подзаголовок «Старинная быль». Основана на народных преданиях о временах национально-освободительной борьбы украинцев.

В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» В. Г. Белинский писал: «“Страшная месть” составляет теперь pendant к «Тарасу Бульбе», и обе эти огромные картины показывают, до чего может возвышаться талант г. Гоголя». Позднее (в 1842 г.) к повести «Страшная месть» Белинский относился с осуждением (см. об этом выше, на стр. 368).

Стр. 204. Разгульная попойка — битва запорожцев с поляками на Перешляе поле — вымышленный Гоголем эпизод из истории длительной борьбы запорожцев с поляками. Действие повести Гоголя относится к середине XVII века.

Стр. 206. Дамасская кисея — сорт кисеи, вытканной узорами.

Стр. 207 «... билась при Соленом озере орда». Здесь говорится о походе запорожцев на Крымское ханство в 1620 г. под предводительством Сагайдачного и о сражении под Перекопом на берегу Сиваша («Соленое озеро»).

Стр. 207. Кармазинный — красного сукна.

Стр. 226. Братский монастырь — в Киеве на Подоле.

Стр. 234. Конашевич — Сагайдачный (см. стр. 368).

Стр. 240.«... угнали в плен продать татарам». Эпизод из истории борьбы Карпа Полтора-Кожуха с поляками (см. стр. 368).

Стр. 253. Пан Степан, князь Седмиградский — Стефан Ба-торий, воевода седмиградский, король польский с 1576 по 1586 гг. При нем был поход казаков под предводительством

Ивана Подковы (см. стр. 368) на турок, однако Стефан не только не участвовал в этом походе, но, захватив Подкову, казнил его, чтобы избежать войны с Турцией.

Вопросы и задания:

  • 1. Прочтите и определите тип комментария.
  • 2. Сохранили бы вы этот комментарий, если бы готовили новое собрание сочинений Н. В. Гоголя?

Примечания к статье В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»

Печатается по: Белинский В. Г. Избранные статьи. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1974. (Школьная б-ка). С. 241—243.

Стихотворения М. Лермонтова

Статья впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1841, № 2). Печатается с некоторыми сокращениями.

  • 1 Эпиграф взят из стихотворения Д. В. Веневитинова (1805—1827) «Я чувствую, во мне горит...» (1827), в котором он выразил свои взгляды на назначение поэта.
  • 2 «Историческая поэма», то есть «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», была написана Лермонтовым в 1837 году, в пору творческой зрелости.
  • 3 Первым печатным произведением Лермонтова долго считалась поэма «Хаджи-Абрек», появившаяся в журнале «Библиотека для чтения» 1835 года. Н. Л. Бродский (в книге «М. Ю. Лермонтов. Биография», т. 1, М., 1945, стр. 146) устанавливает, что первым печатным произведением поэта было стихотворение «Весна», появившееся в журнале «Антей» 1830 года.
  • 4 Еще за несколько месяцев до «Песни» имя Лермонтова стало широко известным в результате распространения в мно4. Примечания к статье В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» гочисленных списках стихотворения «Смерть поэта». Упоминать об этом Белинский по цензурным причинам не мог.
  • 5 После этой строки в тексте Лермонтова следует строка, опущенная в цитате В. Г. Белинского: «Как красавица, глядя в зеркальце». Из отступлений от текста «Песни» при ее цитировании в статье укажем еще следующие: на стр. 64 процитировано — «Опускаются руки смелые» вместо «Опускаются руки сильные»; на стр. 66 — «Ходят мимо бояре богатые» вместо «Ходят мимо баре богатые»; на стр. 72 — «Над его безыменной могилою» вместо «Над его безымянной могилкою».
  • 6 Строки из эпилога к поэме Пушкина «Полтава».
  • 7 В 1804 году были изданы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», содержащие тексты народных песен, главным образом былин, записанных в XVIII веке. Белинский посвятил разбору этого сборника и выяснению вопроса о народной поэзии большую статью, напечатанную в сентябре 1841 года. Борьба со славянофильской идеализацией народной старины и патриархальности заставила Белинского внести критический оттенок в его положительное суждение о сборнике К. Данилова; отзвуки этого имеются и в настоящей статье; но Белинский неоднократно подчеркивал ценность произведений народного творчества и с возмущением писал, что «народность обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания...».
  • 8 Белинский применяет к Лермонтову слова Пушкина, ска-занныео Байроне (стихотворение «К морю», 1824).
  • 9 Из стихотворения Лермонтова «Не верь себе» (1839).
  • 10 Ювенал (I—II века нашей эры) — римский поэт-сатирик. Если в кратковременную пору «примирения с действительностью» Белинский отрицал сатиру, то теперь, перейдя к идее отрицания, он признает сатиру «законным родом поэзии».
  • 11 Брюллов К. П. (1799—1852) — русский художник, глава академической школы в русской живописи 30—50-х годов XIX века. Его картины отличались пластичностью и ясностью формы.
  • 12 Действительно, «Воздушный корабль» Лермонтова представляет собой свободную и вполне оригинальную переработку баллады немецкого поэта Цедлица «Das Geisterschiff».
  • 13 Под заглавием «Галуб» в дореволюционных изданиях сочинений Пушкина печаталась его незаконченная и в рукописи не озаглавленная поэма, известная теперь под условным названием «Тазит».
  • 14 Поэма «Демон» при жизни поэта не печаталась. Первое ее издание появилось только в 1856 году за границей.
  • 15Намек на поэта Н. М. Языкова, ставшего в 40-х годах одним из крайних приверженцев славянофильства.
  • 16 По-видимому, речь идет о Н. В. Кукольнике (см. примечание 4 на стр. 240).

Вопросы и задания:

  • 1. Прочтите и определите тип комментария.
  • 2. На какого читателя рассчитан комментарий? По каким признакам вы определили это?
  • 3. Как бы вы переделали комментарий, если бы готовили академическое издание произведений В. Г. Белинского?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >