НАРОДНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ (Методическая разработка). Учреждение образования «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского»

Автор - Терновская Жанна Викторовна, преподаватель, руководитель народного театрального коллектива

Театр вовсе не безделица и вовсе не пустая вещь, это такая кафедра, которой можно много добра сказать миру.

И. В. Гоголь

Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед белорусским обществом в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Сложные психофизиологические и духовно-нравственные процессы, происходящие в душе современного молодого человека, гораздо больше подвержены случайным, чаще всего негативным влияниям окружающей жизни, чем целенаправленным педагогическим воздействиям семьи и школы.

Данная проблема вызывает потребность в поиске новых эффективных форм решения задач воспитания, позволяющих особым образом осуществлять позитивное воздействие на формирование личности молодого человека, развитие его профессиональных и социальных компетенций.

В учреждении образования «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского» осуществляется профессиональная подготовка специалистов образования: учителей, воспитателей. В связи с этим процесс воспитания в колледже должен быть максимально результативным. Выпускник колледжа - это учитель школы, воспитатель детского сада, а значит он должен быть сам образцом личности, обладающей высокой нравственностью, патриотизмом, активной гражданской позицией. Как добиться этого? В арсенале колледжа за его почти 100-летнюю историю накоплен большой опыт в области воспитания, постоянно идет поиск новых форм.

В ходе поиска эффективных форм воспитания у творческой группы педагогов колледжа Е.К. Климович, Т.В. Худяковой, В.В. Филипенко под руководством преподавателя развития творческих способностей Ж.В. Тер-новской родилась идея создания любительского театра. Возникновение театра и использование театральной деятельности как одной из форм воспитания будущего специалиста, формирования позитивно направленной личности стало возможным в результате накопленного в колледже опыта развития творческих способностей учащихся и наличия факторов, позволяющих реализовать идею использования театральной педагогики'.

  • - гуманитарный характер образовательной деятельности;
  • - наличие системы индивидуальных занятий по развитию творческих способностей посредством музыки, театрального искусства, литературного творчества, хореографии;
  • - творческое взаимодействие колледжа с дошкольными учреждениями и школами г. Гомеля и Гомельской области;
  • - деятельность творческих коллективов колледжа.

Театр - это коллективное творчество. Театр может быть объединяющим клубным пространством неформального социокультурного общения учащихся и преподавателей.

Психологами, в первую очередь Л.С. Выготским, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, Л. Рубинштейном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на умственное и нравственное развитие личности, вскрыта природа художественных способностей и предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности.

Исполнительство в театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных творческих и социально значимых задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон. Творческий подход к решению возникающих проблем становится естественной привычкой, сущностной чертой.

За основу развития театра и использования театральной деятельности как средства профессиональной подготовки и нравственного развития личности будущего учителя и воспитателя был взят «социо-игровой» метод. Этот метод родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогике сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику. Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так, усилиями известного психолога Е.Б. Шулешко, педагога-новатора Л.К. Филякиной и театральных педагогов А.П. Ершовой и В.М. Букатова возникло новое, или «хорошо забытое старое», что получило название «социо-игровая педагогика». Бережно переняты у народной педагогики дух демократичности, возрастное сотрудничество, синкретичность процесса обучения. Обогащенный базой практических упражнений из театральной педагогики, основанной на методе К.С. Станиславского и «теории действий» П.М. Ершова, социо-игровой метод позволяет по-новому подойти к процессу воспитания.

Отечественные и зарубежные педагоги в теории и на практике решали сложнейшую задачу использования различных видов искусства в воспитании подрастающего поколения. Сегодня существует ряд методик, которые способствуют гармоничному развитию личности. Разрабатываются и успешно реализуются комплексные программы, основанные на использовании социо-игрового метода. Эти программы позволяют создать особую творческую среду, в рамках которой происходят саморазвитие личности и формирование необходимых социальных и профессиональных компетенций.

Целью создания театра и использования разнообразных видов театральной деятельности в колледже является формирование культуры социально активной личности, ее гражданско-патриотической позиции на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, национальной культуре Беларуси через собственное творчество и освоение социокультурного прошлого.

Реализация поставленной цели возможна при системном подходе к театральной деятельности учащихся на основе ведущих методологических принципов современной педагогики и психологии:

  • 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с учащимися рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. Театр в колледже рассматривается как интеграция различных видов деятельности: спектакли, литературно-музыкальные композиции, создание авторских пьес учащимися, занятия по сценическому мастерству, этюды, волонтерская деятельность, фольклорная деятельность, культурно-массовая работа. Организация театральной деятельности осуществляется поэтапно.
  • 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности учащегося как личности. В рамках данного подхода осуществляется опора в воспитании, обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. Учащиеся колледжа становятся участниками театральной деятельности на основе собственного желания. Не может быть препятствием для участия отсутствие каких-либо ярко выраженных театральных талантов. Организаторы театральной деятельности видят своей задачей создание условий для развития творческих способностей личности.
  • 3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Это предполагает обучение учащихся выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В рамках работы театрального коллектива учащиеся сами вместе с руководителем театра, преподавателями выбирают театральный материал, готовят реквизит, разрабатывают сценарную линию, анализируют результат сценического выступления.
  • 4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимодействия в социальной группе, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с учащимися. В каждом учащемся руководитель коллектива стремится найти ту сторону возможностей данной личности, которая может быть полезна для общего результата.
  • 5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей. Учащиеся не только развиваются на основе освоенной ими культуры, но и вносят в нее нечто принципиально новое, т.е. они становятся творцами новых элементов культуры. В основе деятельности театра колледжа лежит обращение к истокам и богатству белорусской культуры, русского и зарубежного театрального искусства.

Для работы театрального коллектива были определены задачи:

  • - создать условия для реализации творческих способностей и формирования навыков творческой деятельности;
  • - создать среду, направленную на духовный рост учащихся, формирование идейных и нравственных убеждений, повышение уровня политической культуры, развитие стремлений к социально-преобразующей деятельности;
  • - использовать средства театральной деятельности для развития интеллектуальных способностей учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков общения.

Организация театральной деятельности в колледже основана на поэтапной системе работы:

Этап

Виды деятельности

Диагностический

Анкетирование, прослушивание учащихся 1-го курса, проведение конкурсов по выявлению творческого потенциала

Этап

Виды деятельности

Теоретические занятия

Учебные занятия по темам «Виды театрального искусства», «Особенности творческого труда актера, режиссера, композитора», «История театра», «Белорусский театр», «Театр и музыка», «Театральные драматурги», «Зарубежная театральная классика», «Великие мастера сцены». Творческие работы учащихся: доклады, викторины. Просмотр спектаклей, фильмов и их обсуждение, совместный поход в театр, экскурсии, знакомство с творческими коллективами других учреждений образования

Практические занятия

Театральные игры, упражнения, этюды, импровизации, работа над сценической речью, занятия по ораторскому искусству

Работа над спектаклем

Знакомство и разбор пьесы, обмен впечатлениями, пересказ сюжета, воспроизведение отдельных событий, эпизодов, разбор текста по линии действий и последовательности

Репетиционный период

Работа над характером, внутренней линией действия, самостоятельная работа над отдельными сценами, отработка мизансцен, работа с музыкальным оформлением и хореографией

Показ спектакля

Подготовка афиш, программок, билетов, декораций, реквизита, костюмов, света, музыкального сопровождения, хореографии. Определение ответственных за различные составляющие спектакля

Итоговое обсуждение

Обсуждение спектакля, подготовка альбома, фоторепортажа о спектакле. Внесение необходимых изменений в дальнейшее исполнение спектакля

После выступления

Данная система работы позволила создать постоянно действующий театральный коллектив, который получил название «Летуценшю». Состав театрального коллектива постоянно обновляется и обычно составляет 20-25 учащихся-актеров, 12—15 учащихся танцевального коллектива, 8—10 учащихся вокального ансамбля. В подготовке выступления театрального коллектива участвуют преподаватели и другие учащиеся, задействованные в оформлении и обеспечении спектакля.

Театральный коллектив приобрел индивидуальные черты, особенности, которые отражают его органичную связь с современной жизнью. Учащиеся приходят на репетиции после занятий, и театральное творчество становится продолжением их основной учебной деятельности. События сегодняшнего дня, проблемы, заботы - это конкретные условия репетиции. Сценическая, театральная работа участников коллектива непрерывно связана с осмыслением проблем, волнующих общество. Репетиции театра - это то клубное пространство, в рамках которого учащиеся колледжа реализуют свою потребность в общении, находят своих единомышленников, увлеченных общим театральным делом.

Театральные подмостки становятся средством укрепления связей театрального действия с реальными событиями, с жизнью участников коллектива. Здесь важен не только итог - спектакль, но и сам факт действия, становления личности - социально-активной, творческой.

Уровень творческой деятельности на репетициях, степень понимания художественной глубины произведения становится фундаментом, на котором возможны возникновение действительного творческого начала и пробуждение чувства гражданской ответственности у участников коллектива.

Ощущение гражданской значимости своей деятельности побуждает к раскрытию творческих способностей, к активному выражению жизненной позиции.

Белорусский обряд «ЧырачкЬ>

Часто после спектакля у участников и зрителей возникает желание продолжить разговор о жизненных или общественных проблемах, затронутых на сцене, посоветоваться, как решить их в жизни. Общественная деятельность театра проявляется в том духовном влиянии, которое оказывают ее участники на современность.

Репертуар театрального коллектива “ЛетуценшкГ разнообразный: постановки пьес всемирно известных белорусских, русских и зарубежных авторов, литературно-музыкальные композиции, поэтические вечера, фольклорные праздники. Участники коллектива пробуют самостоятельно писать сценарии для сценических постановок.

Первой театральной постановкой стал отрывок из пьесы В. Вольского «Несцерка». Колоритные персонажи известной комедии, дополненной музыкальным оформлением и оригинальным хореографическим решением, вызвали положительные эмоции и восторг зрителей.

Каждый самодеятельный спектакль, представленный на суд зрителей, становился творческим событием колледжа.

Театральная постановка «С душой поэта и сердцем солдата»

Удачным опытом творческой деятельности стала литературномузыкальная композиция, посвященная героям Великой Победы, тем, кто приближал ее, жертвуя собой.

После удачного выступления участники коллектива «загорелись» идеей написания авторского сценария о героях Великой Отечественной войны. Была организована театральная постановка «С душой поэта и сердцем солдата», посвященная 46-ому гвардейскому Таманскому Краснознаменному ночному авиационному полку, прозванному врагами «ночные ведьмы». Две героини пьесы - это наши землячки, летчицы Галина Докутович и Полина Гельман. Постановка вызвала у зрителей живые эмоции, сопереживание, гордость за отважных героев. Спектакль имел большое воспитательное значение. Учащиеся встретились со своими одногодками - юношами и девушками, судьбу которых омрачила война.

Сила чувств любви и ненависти, доброты и самоотдачи смогла объединить актеров и зрителей, дала возможность сравнить подлинные, настоящие ценности с незначимыми и мимолетными желаниями.

В репертуар театрального коллектива органично вошли произведения классиков Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.П. Чехова «Школьное сочинение».

Эти произведения, актуальные и сегодня, заставляют думать, рассуждать, делать выводы. И артисты, и зрители, улавливая смысловую доминанту великих классических произведений, проецируют типажи и события давно прошедших лет на сегодняшний день.

В спектакле по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который представил театральный коллектив, очень значимым было ожидание чуда, осмысление настоящей любви. Спектакль получился музыкальным, с интересным режиссерским решением.

Репертуар театрального коллектива постоянно пополняется оригинальными авторскими сценариями. Участница коллектива, учащаяся колледжа Юлия Моисеева, написала пьесу «А я хочу безумно жить!». В пьесе делается акцент на чувствах, переживаниях, эмоциях современной молодежи в различных аспектах - в ситуациях жизненного выбора, принятия собственного решения. Герои произведения близки актерам. Их объединяют общие желания, поиск идеалов, смысла жизни. Пьеса стала любимым произведением учащихся и преподавателей колледжа.

Спектакль «Не пакщай мяне»

В октябре 2011 года прошел спектакль по пьесе А. Дударева «Не пакщай мяне». Именно этот спектакль был выбран для участия в городском конкурсе “Арт-проба-2012”. Спектакль состоялся в Молодежном независимом театре 27 ноября - в день освобождения г. Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. Зрители высоко оценили мастерство участников коллектива.

Конкурс художественной самодеятельности

Кроме спектаклей, в работе театра используются и жанры малых форм: литературно-музыкальные композиции - “Дзёншк мащ” (к 90-летию I. Мележа); поэтичекие вечера - “Нязгасная зорка Максима Багданов1ча”, “Якуб Колас i Янка Купала - песняры Зямл! беларускай”.

Обращение коллектива к народным культурным традициям - еще одно направление, которое неизменно вызывает интерес у зрителя. Фольклорные праздники - “Купалле”, “Грамнщы”, “Пахаванне стралы”, “Чырачю” и др. - это театральные постановки, в которые участники театрального коллектива, отражая идеи белорусских праздников и традиций, вносят свое современное видение.

Участники коллектива принимают активное участие во всех традиционных мероприятиях колледжа: Дне знаний, новогодних праздниках, выпускных вечерах. Они хорошо зарекомендовали себя в качестве ведущих на мероприятиях Центрального района г. Гомеля, городских, областных и Республиканских концертных программах, фестивалях, конкурсах, праздниках.

У коллектива сложились хорошие дружеские отношения с учащимися школ, воспитанниками детских садов, городского социально-педагогического центра, со специальной школой №4 г. Гомеля, Улуковской школой-интернатом для детей, которые остались без опеки родителей. В рамках программы «От сердца- к сердцу!» участники театрального коллектива ежегодно организуют утренники, праздники для воспитанников данных учреждений, оказывают им гуманитарную помощь, дарят подарки.

Деятельность театрального коллектива колледжа «Летуценнш» (руководитель Ж.В. Терновская) неоднократно была отмечена грамотами и дипломами. Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 16.10.2012 №79 театральному коллективу колледжа было присвоено звание «Народный любительский коллектив».

Жанровая разноплановость, тематическое разнообразие театральных постановок помогают формированию благоприятного окружения для каж дого участника театрального коллектива, более полному раскрытию индивидуальных особенностей учащихся, их личному становлению.

Творчество в педагогической деятельности - это тот потенциал, с помощью которого будущий учитель развивает себя, формирует педагогическое мастерство.

Педагогический коллектив колледжа, руководитель театра Ж.В. Тер-новская убеждены, что увлеченность сценическим искусством поможет будущему учителю, воспитателю стать творческим педагогом, настоящим гражданином своей страны, мобильным, конкурентоспособным специалистом.

ЛИТЕРАТУРА

Брызгалова, А. Театрально-игровая деятельность дошкольников /

A. Брызгалова. Минск, 2006.

Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи /

B. В. Буткевич. Минск, 2007.

Ватацы, Н.Б. Беларуская драматурга / Н.Б. Ватацы. Мшск, 1993.

Коваленя, А.А. Патриотизм - важнейшее условие формирования социально-активной личности / А.А. Коваленя // Адукацыя i выхаванне. Минск, 2008. №5.

Линк, Н.А. Творческая составляющая в профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы / Н.А. Линк, М.А. Худякова // Начальная школа. 2009. № 5. С. 13-16.

Новицкая, Л.П. Уроки вдохновения / Л.П. Новицкая. М., 1984.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Министерства образование Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16.

У истоков режиссуры / Минист. культуры РСФСР. Ленинград, 1976.

Чварова, Е. Народные театры. Взгляд со стороны. Сами о себе / Е. Чварова. М., 1981.

Чеботаревская, Т.М. Путешествие по театральной программке / Т.М. Чеботаревская. М., 1975.

Яцухна, В. Беларуская малафарматная драматург!я XVI - першай палевы XX стст. / В. Яцухна. Гомель, 2004.

Они ушли, чтобы цвели сады

Литературно-музыкальная композиция

Тем, кто погиб в сорок первом,

И тем, кто в сорок пятом Пал за миг победы.

Всем известным и неизвестным Военачальникам и солдатам, Чьи подвиги и чьи жизни Светят нам в Вечном огне...

Звучит музыка. Чтец

Случалось вам быть в стороне лесной,

Где память о бурях и бедах — прогал,

За каждой третьей сосной - ни пня,

Ни ствола, ни веток?

Звучит Бас (соло)

Так и война прошла топором глухим, буреломом и пламенем алым. По людям в краю моем, в краю и прогалье, прогалье...

Появляется девушка - символ материнского и девичьего горя и одиночества, поет:

Ой, хотела ж меня мати

За четвертого отдать

Алеша. Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины, в голове моей - шум. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет таким горячим? Пусть будут страдания, кто сказал, что я боюсь страдать? Я ведь пригожусь для жизни, я хочу жить! Я ведь даже 10-й класс не закончил да и целовался всего один раз, когда прощался со своей Наташей. Но я все пройду, до самого конца буду стрелять по проклятым фашистам!

Чтец поворачивается спиной и уходит в центр сцены.

Зоя (отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя»)

Как морозно, как светла дорога

Утренняя, как твоя судьба.

Поскорей бы! Нет, еще немного!

Нет... еще не скоро, по тропинке

До того столба. Надо ведь еще

Дойти до туда,

Этот длинный путь еще прожить!

Может ведь, еще случится чудо?!

Где-то я читала.

Может быть?

Жить, потом не жить, что это значит?

Видеть день, потом не видеть дня - а это как?

И зачем старуха плачет? Кто ее обидел?

Жаль меня?! Почему ей жаль меня?!

Не будет: ни земли, ни боли - слово ЖИТЬ!

Будет все, как есть. Не может быть!

Если мимо виселицы, прямо, все идти к Востоку -Там - Москва! Если очень громко крикнуть Мама! Люди видят, есть еще слова.

Граждане! Не стойте! Не смотрите! Я живая!

Голос мой звучит! Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Тоже поворачивается спиной, уходит.

Звучит музыка.

Чтец

Они и сегодня не заросли, память песком не заносит глубокую рану своей земли -Боры без четвертых сосен...

Звучит Бас (соло)

Ждали с надеждою вдовы мужей,

Матери долго ждали детей,

Не верили, не верили,

Что мертвый каждый четвертый...

Они ушли, чтобы цвели сады...

Появляется девушка в черном, поет:

Ой, хотела ж меня мати

За четвертого отдать...

Клава. Ничего больше не будет. Не будет меня, не будет тебя.

«Они ушли, чтобы цвели сады»

Ваня. Мы увидимся, мы еще увидимся и не расстанемся никогда. И умрем в один день. И земля исчезнет из виду, и мы уже не сможем различить ее среди миллионов других точек, и сами станем частью вселенной, двумя бессмертными и вечными ее песчинками, потому что мы любим друг друга!

Клава. Я проберусь к тебе, положу ладонь на лоб, и мы уже не расстанемся. Мы возьмемся за руки и полетим - все выше и выше, все дальше и дальше: от войны, от слез, от горя, от мук! Только небо и звезды будут вокруг нас... Я давно хотела спросить, что значила та строчка из стихотворения, помнишь? (Поворачивает голову в сторону Вани, но его там уже нет). Не говори, я и сама знаю. Ведь травы... Они вечны... Они все видят и молчат. Можно уничтожить все... Но травы... Они вечны. И тому, кто хочет, кто умеет их слушать, они расскажут все, все, что знают (все слова сопровождаются музыкой, после - пауза). Тише, вы слышите? Это растут травы.

Композиция заканчивается песней «Родина» (сл. Ф. Савинова, муз. А. По-лячека).

С душой поэта и сердцем солдата

Литературно-музыкальная композиция

Действующие лица:

Полина Гельман (Гв. ст. лейтенант) - Куцакова Анна Галина Докутович (штурман звена) - Васильцова Дарья Наташа Меклин (Гв. ст. лейтенант) - Быковская Мария Ирина Себрова (Гв. ст. лейтенант) - Медведева Елена Руфина Гашева (Гв. ст. лейтенант) - Моисеева Юлия

Летчики из мужского полка ПО-2:

Рыбаков Павел

Филипович Виталий

Сапончик Сергей

Дащенко Владимир

Федораков Сергей

Тищенко Антон

Дубовцов Артем

Чтец

Посвящается «ночным ведьмам» - 46-му Гвардейскому Таманскому Краснознаменному ордена Суворова III степени ночному авиационному полку.

Кадры документальной хроники о Великой Отечественной войне. (Сражение авиации, бойцы - девушки-летчицы.)

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят ие хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

На сцену выходят девушки-летчицы, они вернулись после ночного вылета.

Галя. Ну и задали мы этим проклятым фрицам!

Полина. Да, склад с горючим подорвали точно!

Ирина. А подбитые фашистские «Мессеры»?

Наташа. Это гадам за Полину Макогон, за Лиду Свистунову.

Галя. И за Юлю Пашкову... да... Юлька... 20 лет всего... певунья, плясунья, умница, красавица... а смелой-то какой была... а теперь нет ее. Нет!

Руфина. Галя, послушай, пройдет много лет, окончится война. И на месте могил люди построят огромный мраморный памятник. Посадят много красивых цветов. И матери скажут своим детям: «Здесь похоронены летчицы». И дети долго будут смотреть на красивую мраморную девушку и плести венки на каменных ступенях памятника.

Наташа. Да, девочки, так все и будет. Только (замолкает, опускает голову), только как же я рада, что мы все живы остались. (Закрывает лицо руками и плачет.)

Девушки начинают успокаивать подругу.

Полина. Да ничего с нами не случится!

Руфина. Мы еще на твоей свадьбе погуляем!

Ирина. Ох, потанцуем - каблуки сломаем!

Галя. Эх, Наташка, Наташка! А ведь хороший из тебя штурман получился! А ведь когда тебя в первый раз увидела, то сразу подумала - блоковская Незнакомка, такой романтический образ. Куда тебе: грязь, холод, смерть кругом...

Руфина. А теперь тоже ночной ведьмой стала, только не на метле, а на «рус фанер», так фрицы наш фанерный тихоход зовут. (Все удивляются.)

Наташа. Да, я у мамы одна, поэтому баловала она меня страшно! Берегла, заботилась: горло шарфом закутала. «Бойся, - говорила, - сквозняков!» (Девушка улыбается.) А нарядов было у меня сколько душе угодно, от женихов отбоя не было. Только это все там, в довоенном времени осталось. Говоришь, блоковская Незнакомка? Как бы не так! Если фашистская гадина мою землю топчет, народ мой уничтожает, все смогу, все преодолею, только бы победить, только бы победить!

Ирина. Слышали, как диктор сказал: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Не может быть иначе... я сама из-под Смоленска, деревенская. Вот если засыпаю после боя, то один и тот же сон вижу: домик наш, аккуратненький такой, пол свежевымытый, шторки на окнах белые, накрахмаленные, а в углу иконка висит... И мамка, мамка моя хлеб печет, и что самое интересное - запах хлеба чувствую. Только нет больше мамки, сестренки с братишкой тоже нет... Немцы в деревню ворвались, всех в сарай загнали и сожгли. Нет больше ни деревни, пи дома.

За родных, за близких мстила и мстить буду! За землю нашу родную!

Полина. Да... Мы с Галей часто Гомель наш вспоминаем. Город красивый какой был! А сейчас там немцы, разруха кругом.

Руфина. А Гомель - это где?

Галина и Полина вместе. В Беларуси.

Галина. Девчонки, какой там парк...

Полина. А дворец старинный...

Галина. А вот когда каштаны цветут... запах... будто в сказку попал!

Полина. Мы ведь с Галей в одном классе учились.

Ирина. Правда?

Наташа. Сколько летаем, а не знали.

Галина. Ну вы и не спрашивали. Между прочим, Полина не просто была отличницей, но и старостой класса.

Полина. А Галина, помимо того, что отлично училась, еще кое-чем отличилась.

Все удивленно. Чем же?

Галина. Мне тоже интересно...

Полина. А ты не догадываешься? Впервые в истории Гомельского аэроклуба право на самостоятельный полет получила девушка - Галина Докутович!

Галя. С тех пор я и полюбила авиацию, а потом уже в Москву в авиационный институт поступила.

Руфина. Ух, ты ...

Ирина. Прямо со школьной скамьи.

Девушки задумываются.

Наташа. А я после войны артисткой стану! Уж больно мне это нравится!

Ирина. А я учительницей, детей учить буду!

Галина. Наших детей!

Ирина. А ты, Руфина, журналистом станешь!

Наташа. Или писателем!

Все. Точно-точно!

Ирина. У тебя эта жилка есть!

Руфина. Стану, если вы читать будете!

Все. Конечно будем!

Руфина. Я тут для нашего журнала стихи припасла. Предлагаю Ольгу Берггольц.

Все. А кто это? О чем она пишет?

Руфина. О блокадном Ленинграде слышали?

Все (грустно). Слышали.

Руфина. А какие она стихи о Родине пишет!

Ирина. Ну, давай, читай.

Руфина

Мы предчувствовали полыхание

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной - с тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена -

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все б мы встали, а не я одна.

Я люблю Тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал, наш час, и что он значит -

Только нам с тобою знать дано.

Я люблю тебя - Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ,

Я и Ты по-прежнему - одно.

Ирина. Здорово!

Полина. Девчонки, я совсем забыла, у меня письмо для Гали.

Все. От кого?

Полина. От Мишки, любовь-то какая!

Галина. Да от Мишки, от любимого моего! Вот закончится война, и все у нас с ним будет хорошо, а Аленка (берет куклу) моя сбережет меня.

Ирина. А я думаю, такая серьезная девушка, а на боевое задание с куклой.

Галина. Куклу мне Миша еще в госпитале подарил, оберег она мой. Теперь всегда вместе со мной.

Наташа. Кому любовь, кому письма... А нам?

Полина. А для вас тоже есть сюрприз...

На сцене появляются парни, они из мужского полка самолетов ПО-2. Ребята исполняют песню военных лет, знакомятся с девушками. После песни они расходятся и общаются, только Галя читает письмо от любимого.

На авансцену выходит парень и одна из летчиц - Ирина.

Парень. А можно с Вами познакомиться? Вас как зовут?

Ирина. Ира.

Парень. А меня Сергей! Ирина, какие у Вас глаза красивые! (Взрыв.)

Парень. Мы с Вами еще встретимся?

Ирина. Встретимся, обязательно встретимся!

Все разбегаются. Неожиданно возвращается за флягой Полина и видит лежащую куклу.

Полина. Галя... кукла... это же твой талисман...

Звучит музыка.

Паводле твора «Мйшпау лапацъ» Mixacn Чарота

(Камедыя «Людз1 казал!» у 2 актах)

Наш дружный коллектив

Веска. Звычайная вясковая хата. Уздоуж - лава, збйпы з дошак стол, некалыа табурэтак, печ, драуляны ло.жак. Кружацца пары, гучыць музыка...

Акт I. З’ява I

На аванецэне з яуляецца першая пара i прадстауляе сябе:

  • - Грышна!
  • - Яумен!

Пара змяняецца шшым! дзеячым! асобамг, як1я таксама прадстауляюць сябе:

  • - Дар’я!
  • - Яуген!
  • - Зоська!
  • - Саука!
  • - Мпата! I... астаты 1я.

У танцы, размауляючы пам!ж сабой, пары сыходзяць са ецэны. За-стаюцца Яумен i Грыпша. Грытна пачынае тупаць ля печы, рыхтаваць страну, прыб!рацъ...

Яумен. Каб не ежка ды адзежка — была б грошай поуна дзежка. Як работа робщца, дык i яда тады есца. U,i ты яму смачнага дай, щ нясмачнага — не разб!раецца чалавек, кал! добра напрацуецца. Яму тады абы м!ску вялшую над нос пастав!у. Хоць камень дай працавггаму чалавеку: глыне яго замест скваркц стравщь i жывата не папсуе. Ен з’есць тое, што сабак трое. Во i я кажу, што работу рабщь няма н!якага сэнсу. Людз! кажуць: ра бота дурня любщь, дурань - работу. Так яно i ёсць.Таму трэба работу ад першага дня кщаць рабщь i памаленьку адвыкаць есщ. Што ж чалавеку шакшае трэба, кал! не яда i адзежка? Дзеля чаго чалавек працуе цяжка, кал! не для таго, каб к!шку напхаць i сякую-такую рызу налажыць на сябе ад холаду i ад людзей? А кал! работу не рабщь, нщзе не хадзщь, а тольк! у цёплым месцы ляжаць не варушачыся, кал! раз у два месяцы перакацщца з аднаго боку на друг!, дык адзенне не будзе насщца.

Грытна, трымаючы у руках чапялу, прыслухоуваецца, пасля наюроуваецца да мужа.

Грышна. А каб цябе! Лайдак ты гэтак!, аб!бок!

Яумен. А табе шкада, што я час-часм лустачку хлеба з’ем? Добра! Але ж трасцу я табе i работу буду рабщь!

Грытна. Жыв! так, як хочаш. Я к табе па-добраму... А кал! ты на за-дзёр - трасцу: не возьмеш жа ты у мяне шчога!

Яумен. I не трэба мне твая яда! Пражыву i так!

Грытна усе са стала прыЫрае: лыжк1, MicKi, хлеб. У шкафчык схавала, замкнула, а ключ сабе у кйиэню паклала.

Грышна. Паглядз!м, хто каму сагрозщь!

Яумен. Будзем бачыць!

Грышна. I дзень Яумен ляжыць, i друг!. Вельм! цяжка было, кал! жонка з дачкой снедал!, вячэрал!. Хочацца Яумену есщ. Слшы повень рот нацякло, а ён усё ляжыць, глытае яе щхенька i цярпщь!

Яумен. Перацярплю! I хацецца не будзе!

Яумен варочаецца з боку на бок, муляе вопратка, сон не прыстае... Не ляжыцца.

Яумен (уголас). Ой, як есщ хочацца! Не вытрымаць! I ратунку брыдка прасщь. От каб крышачку... Каб хоць з лыжачку... Каб хоць кропельку - у роце прамачыць. Болып бы шчога не хацелася.

Яумен на дыбалках, прыслухоуваючыся, падыходзщь да шкафчыка. Замкнены. Падыходзщь да печы, выцягвае чыгун.

Яумен. Але дай ты рады: н! м!сю, ш лыжк!, хоць рукам! сёрбай. Усё ведзьма пазамыкала, каб табе рот замкнула... Кал! чалавек у горы, дык ён i без лыжк! прымайструецца пад’есщ, як голад прыщсне. Вось я кварту вазьму.

Яумен бярэ ля вядра з вадою кварту... Скрыл у сенцах. Яумен палоха-ецца. 3 перапугу выпускав з рук кварту, хутчэй бяжыцъ на ложак. Накры-ваецца з галавой коудрай. У хату заходзщъ дачка Зоська.

Зоська. Што тэта? Хто тут быу?

Яумен. Хадз! сюды, Зоська.

Зоська. Тэта Вы тут был!, татка?

Яумен. Я! Ты прым! там усё, скажы, што кот!

Зоська. Добра, я прыму. Скажу, што кот!

Яумен. Ну, глядз! ж, дачушка. Ой, ой, ой!

Зоська. Чаго ж Вы, татка, што Вам балщь?

Яумен. Дай мне, дачушка, лустачку хлеба, надта у жываце бурчыць, KiiiiKi марш !граюць!

Зоська дастае ключ, адмыкае шкафчык, адразае ад бохана добрую лусту, дае бацъку. Яумен есцъ, аж нос упрысядку ходзщъ. 3 ’яуляецца жонка.

Грьппна. Во-во, не кожны хворы, што стогне! Ах ты... каб яды - як на дзяды, а каб рабшь - як у недзельку. А божачка мой мшеныа, навошта ты мне такога дурня да-а-у! Рук! растуць ад за-а-ду, цвжа не заб’е-е-е! Плот не загаро-о-дзщь! Я працую дзень i ноч, як той вол, таму i хлеб, i сала, i бульба есць! Дачка ужо дарослая, а яму дзела няма! Ан!якага!

З’ява II

Дар я - суседка з аусом у прыполе кгйча курэй.

Дар’я. U,in! Цт! Цт! Дзе ж яны падзелюя? Каб часам зноу не пайшл! несщся у суседаву крашву! Вось бяда з курам!! Бадай на ix каршун! Цш! Цш! Цш! Кур! Кур! Кур! Няздарма, мусщь, людз! кажуць, што суседз! не-шта ведаюць, што у ix не то што свае куры нясуцца у хаце, але i чужыя прыходзяць несщся!

З’ява III

Дар ’я - Грытна.

Грьппна (проз акно). Каб ты не ведала ш святых каляд, ш асеншх дзядоу, кал! я што-небудзь тэта паганае ведаю i кал! у мяне чужыя куры нясуцца. Вось ты - дык прауда, што кожную ранщу аусом ды ячменем пры-наджваеш да сябе чужых курэй! Выдра ты! Пляткарка! Шкада святой сера-ды, а то аблаяла б я цябе!

Дар’я. Суседачка! Я ж на Вас шчога дрэннага не кажу. Што у Вашай крашве мае куры неслюя - тэта прауда, твой мужык Яумен не дасць манщь... Але ж я не кажу, што Вы ix брал!... Няхай мяне Пярун заб’е, кал! я дарэмна кажу. А кал! яйца мае прападал!, мо Вы ix i з’ел!!

Грьппна. Я? З’ела? Цьфу! Гаварыць з табой не хачу! (Адыходзщь.)

З’ява IV

Дар’я. Не разумею, чаго яна да мяне чэпщца?!

З’ява V

Дар ’я - Саука.

Саука (выходзщь з хаты). Мама! Навошта Вам сварыцца с суседзям!?

Дар’я. Мой сынок! Щ ж тэта я? Тэта ж яна першая пачала!

Саука. Яна пачынае, а Вы узял! i пайшл! у хату! Што людз! кажуць, чуючы штодзень сварку на нашым двары?

Дар’я. Гэтак то гэтак. Але чаго ж яна да мяне лезе заусёды?

Саука. Няужо не разумееце за што? У сё за тое.

Дар’я. Што дачк! не хоча за цябе аддаць? Мы ж сшком не бяром... чаго сварыцца! Захочаш жанщца, дык такое дабро знойдзем.

Саука. Не кажыце гэтак, бо Зоська мяне усею душою кахае... i бацька згаджаецца... вось толью мац! н!як...

Дар’я. I л!ханька яе бяры... Але не дажджэ яна! Я ёй такую штуку надстрою, такога вераб’я падпушчу, што яшчэ сама прыйдзе маёй ласк! прасщь. Вось пабачыш! Не я буду, кал! не аддзякую за яе сварку! Лухта тэта! Як пачнецца рашца - i пачынае лэхцщь языком, як трапло! Сутрымаем язык, пачакай тольк!! (1дзе у хату.)

З’ява VI

Саука (адз1н).

Саука (зняушы касу са сцяны). Эх, бяда з гэтым! старым!... Н!як не паладзяцца! Не тое, дык тое! Не за курыцу, дык за яйцы, а усе сварацца. Н!як ix пагадзщь няможна. Не ведаю, што дау бы, каб тольк! яны жыл! у згодзе... Мо хутчэй Зоська была б маёю... Гэтак я яе страшэнна кахаю... Дзе н! !ду, усё аб ёй думаю. (Уздыхае.)

З’ява VII

Саука — Грытна.

Грытна (уваходзщъ). Аб к!м тэта, пане дабрадзею, думает?

Саука. Ды вось думаю, як бы сенажаць хутчэй скончыць касщь. А цяпер пайду у садок цялятам травы выкашу...

Грытна. Аб сенажащ думай сабе кольк! хочаш, а вось аб Зосьцы кшь думаць... Не раз казала i цяпер кажу, што яна табе не пара... За такога, як ты, я яе не выдам, няхай лепш у дзеуках сядзщь... Што у цябе ёсць? Зямл! кавалак ды хата, крытая небам!

Саука. Мне здаецца, цётачка, што лепш выйщ за беднага, кал! яго ка-хаеш, чым за багатага, ды нялюбага...

Грышна. Што з твайго кахання: спаднщу пашыеш щ хлеб есщ буд-зеш? Лепш богу не грашы i людзей не смяшы, хлапец!.. Шукай сабе такую, як i сам, ды жашся, а на Зоську не спадзявайся, бо шчога не будзе... Знайшоу каго пакахаць! (1дзе у хату.)

З’ява VIII

Саука (адзш).

Саука.- Ц! я вшават, што яе кахаю... Мо б я i не хацеу кахаць, але сэрца!.. А што я бяднейшы за яе... i тут не вшей... Эх!... Як гэтыя старыя не могуць зразумець нас, маладых... Няужо у свой час iM не прыходзыася кахацца i гэтак хварэць, як хварэю я... не, мусщь, не... бо, каб ведал! яны, як тэта цяжка... Эх! Убогасць усяму вша. Але Зоська? Яна шчыра кахае, нягледзячы, што я бедны... Бацька дакляруе нават дапамагчы чым-колечы, а мац! i гаварыць не хоча...

З’ява IX

Саука - Зоська.

Зоська (бегучы з вулщы). Ой! Вой! Вой! Вой! Савачка, баран! мяне... (Minima паказваецца i хаваецца.)

Саука. Што! Што такое?

Зоська. Вой! Утамшася! Тэта ж той дурань гнауся за мною!

Саука. Хто? Як! дурань?

Зоська. Як! дурань! Адзш жа у нас дурань - М!к!та!

Саука (смяецца). А бадай цябе! I ты яго спалохалася?

Зоська. Заусёды ка мне чэшцца, кажа - кахаю цябе, жыць без цябе не магу...

Саука. Ну, значыцца, кахае...

Зоська (злосна). 1дз! ты вон разам з !м! Як да нас прыходзщь, я з хаты уцякаю альбо яго качаргою ганю вон... Ты застушся за мяне!

Саука. Ну добра, заступлюся.

Зоська. А щ сёння мацерк! нашы не сварылюя?

Саука. Як жа... яшчэ як!

Зоська. Завошта?

Саука. За курэй! Эх, Зоська, нешчасл!выя мы з табою. Не быць, мусщь, таму, аб чым мы так часта гутарыл!.

Зоська. Не сумуй, Савачка! Прыйдзе шчасл!вая хвипна - мацерк! на-шыя пагодзяцца, i мы злучымся назаусёды... А пакуль што кахаймася i не трацьма надзе!, што i наша зорка засвецщь ясней на небе i узвядзе нас на адну сцежку, якой i будзем гсщ з табою усё жыцце. (У гэты час Minima праходзщъ па вулщы, хаваецца за вугал i слухае.) Мо, хто-небудзь пагодзщь нашых мацерак.

Саука. Зоська! Я не счакаю той гадзшы!

Зоська. Э-э! Счакаеш! Не памрэш! (Minima пераходзщь на dpyei вугал, бл1жэй.) А куцы ты касщь пойдзеш?

Саука. Пайду у садок, выкашу трох!, пакуль сонца не пячэ, бо тады за вашым! пчолам! няможна падысц!...

Зоська. Ну, добра! Ты щз! касщь, а я пайду табе блшоу прынясу.

Саука. Што ты, Зоська!

Зоська. Тэта не твая справа, кал! я кажу, так i трэба. Я хутка. (Здзеу хату.) Саука (паглядзеушы услед). Ну i Зоська! Без яе мне жыцця не будзе!

Эх, доля, доля! Чаму я так!м нарадз!уся! (1дзеу садок.)

З’ява X

MiKima (адзш).

MiKira (падбягаючы пад дзверы). Ага, не злав!у! А то, дальбог, пацалавау бы! Вось толью лапаць развязауся, ганяючыся за ёю. (Садзщца на лауку i абувае.) А спрытная дзяучына, як наша цялушка! Тольк! хвастом не махае, а бяжыць, што дагнаць няможна... I чаму яна мяне не любщь? Перш казала: люблю! Нават i яблыю ей давау, дык не хацела браць, кажа: лепш сам еш, я цябе шкадую... А цяпер Hi прыступу, як малады конь да аглобляу. Вой дык Зоська, Зоська! (Чухае патылщу.) Трэба пачакаць, мо хутка будзе блшы несщ Сауку, хоць пабачу - i то лягчэй будзе. (Кладзецца на лауку.} Каб толью яна Сауку не пакахала. Але ж! Кажуць людз!, што мяне - значыць мяне... (Пяе.) Значыць, мяне... (Пяе.)

Ай у пол! жыта расце з каласам!,

Пакахала М!юту яна з кутасам!.

Здаецца, !дзе!... (Маучыць.) (Зося з блшала idee у садок.) Пайду за кусты схаваюся... Як пачне Саука блшы есц!, я знянацку як крыкну! (Крычыць.) Ён спужаецца i блшам! удавщца, а мне Зоська застанецца... (Пяе «заста-нецца...» i idee у садок.)

З’ява XI

Дар 'я (адна).

Дар’я (вышила). Што тэта сёння доуга Яумена няма з поля... Зараб!уся!.. Трэба яму нагаварыць хоць няпрауды, каб яе трох! аддубас!у, няхай ведае, як добра слухаць няпрауду... Каб хутчэй ён толью ехау... Па-бачым, хто перад юм паклошцца... Паскуда гэтакая!.. Брахуха! (1дзеу хату.)

З’ява XII

Зоська (адна).

Зоська (бяжыць, баронячыся ад пчол, раск1дае бл1ны). А няхай вас л!ха! Вой! Вой! У валасы ц! што забился?.. Мёд смачны, але моцна куса-юцца, i блшоу не данесла Сауку, а ён будзе чакаць. (Бяжыць у хату.)

З’ява XIII

Minima (адзш).

MiKira (idee ззаду, падымае блшы i есць напяваючы). Смачныя блшы! Смачныя блшы! Вось яшчэ адзш... Яюя смачныя блшы пячэ Зоська. А я яшчэ не снедау сёнека. Вось падвязло. (Пяе.) Смачныя блшы! Смачныя блшы! (Углядаецца.) Здаецца, бацька яе !дзе з поля! Трэ уцякаць. (Пяе.) Смачныя блшы! (Уцякае.)

З’ява XIV

Яумен - Дар 'я.

Яумен. Во пячэ!

Дар’я. Добры дзень, суседзе!

Яумен. Добры дзень!

Дар’я. Я ж кажу, што зранку начало так пекчы, часам каб дождж не пайшоу. I замарьипся Вы, вщаць...

Яумен. Замарыуся!

Дар’я. Я ж кажу, што чалавек за працай нават не чуе, што людз! кажуць.

Яумен. А што яны кажуць? Што я гультай?

Дар’я. Ды не... Але лепш аб гэтым не казаць.

Яумен. Ды што такое?

Дар’я. Кажу, лепш не казаць.

Яумен. Защкавша, трасца яму у бок, а казаць не хочаш. Кажы, я зла-вацца не буду!

Дар’я. Баюся казаць, каб дрэннага шчога не выйшла... Мо тэта шчэ i няпрауда!

Яумен. Ну! Кажы давай!

Дар’я. Чула я, што жонка твая вядзьмарка. Чалавека у мядзведзя пе-ратварыла. (Уважл1ва глядзщъ на Яумена.) U,i мядзведзя у чалавека! (Ад-ступае назад.) Кажуць, што на Купалле робщца яна чорным катом i ходзщь дащь чужых кароу!

Яумен. Трасца табе у бок! Ад каго ты чула?

Дар’я. Ад людзей! Ад каго! Але яшчэ раз кажу: можа, усе маняць. Пакуль сам не пераканаешся, маучы лепш: мала што людз! кажуць!

Яумен (разважаючы). To-та я гляджу, яна усе шэпча, i шэпча, i шэпча. А як гляне на мяне, аж дрыжыю бяруць, nori падкошваюцца - сапрауды ведзьма!

З’ява XV

Дар ’я (адна).

Дар’я. Вось i удалося! Няхай жа ведае, як няпрауду казаць... Будзе ведаць, як з суседзям! трэба жыць!

З’ява XVI

Яумен, Грытна, Зоська.

Яумен прыходзщь дадому, пачынае здымаць вопратку, мые рук1, а сам паглядае на жонку. Грытна ставщь ежу на стол.

Грышна. Хадземце ужо, снедаць будзем! Яумен! Зоська! (Зоська з бацькам садзяцца за стол, Яумен нясмела бярэ лыжку.)

Яумен. Гарачая? Паспрабуй! (Дае лыжку з кашай жонцы паспытацъ.)

Грышна. Ты што, дзщя маленькае? Вецер над носам маеш! (Грытна садзщца побач i пачынае снедаць.)

Яумен сядзщъ, nasipae на жонку.

Грыпша. От дурань!

Яумен (сам сабе). Апяць шэпча!

Грыпша. Ты есц! будзеш ид не?

Яумен. Мусщь, сол! няма? (Жонка злуе, сыпле соль, мусщь, шмат.)

Грышна. А ну еш! (Яумен глытае лыжку кашы, давщца, у вачах слезы.) Яумен. Вядзьмарка! Звесщ мяне з гэтага свету хочаш? Атруту дала?

Грыпша. Я табе кашу дала.

Яумен. Прауду людз! кажуць!

Грыniiia. Што людз! кажуць? (Яумен пачынае нешта паказвацърукамй)

Грыпша (у залу). 3yciM здурэу! (Стукае Яумена па с nine.)

Яумен. Вядзьмарка ты!

Грыпша. Што?

Яумен (mpoxi ачуняушы). Я табе пакажу, як здзек! з мяне строщь, трас-ца табе у бок. Вон з двара, каб вочы мае не бачьин цябе, кал! ты гэтакая!

Грьппна. Слухай, Яумен...

Яумен. Слухаць не хачу! Я вось вывяду твой вядзьмарск! розум, трас-ца табе у бок! (Зоська пачынае заступацца за мащ.)

Зоська. Татачка! Няпрауда усё тэта! (Яумен бяжыць за Грытнай, яна уцякае ад яго.)

Грыпша. Здурэу зус!м!

Яумен. Дык ты вось як! Я табе пакажу, трасца табе у бок!

Акт II. З’ява I

Тая самая дэкарацыя. На лауцы сядзяць i гутараць Грышна i Дар ’я.

Грьппна. Не хачу клясщся святою нядзелькаю! Сам! ведаеце, што да-рэмна на мяне Яумен кажа. Каб я кал! казала што якое - школ!, шчога, шкому! Ды щ ж Вы, суседачка, бачыл!, па суседству жывучы, каб я каль небудзь хадзита чужых кароу дащь? Ды яшчэ ператварыушыся у чорнага ката?.. Але усё блапя язык!...

Дар’я. Я ж кажу - язык!... Сёння спаткалася з Яуменам i учора нават казала яму, што не слухай людзей, бо людз! - чэрщ, так i мяркуюць, каб звесщ каго-небудзь!

Грьппна. Дзякую, дзякую. Я бачу, што ён памякчэу крыху, мусщь, ад таго, што вы яму гаварыл! аба мне...

Дар’я. У хаце сядзщь.

Грьппна. I Зоська адна у хаце. Чаму ж ён не прыйдзе да яе? А Вам дзякуй, што Вы хоць майго дурня угаворваеце. Ен Вам дае веры. Ды пайду i я у хату...

З’ява II

Дар’я (1дучы у хату). Ну вось i удалося! Бач, якая мяккая стала, хоць к хвораму месцу кладзь А то нос вышэй комша насша! Ага! Як у бяду упадзеш, Кузьму бацькам назавеш! Тольк! хутчэй бы зус!м ix згодзщь, мо тады i Зоська з Саукам был!...

З’ява III

MiKira (праходзячы па вутцы, пяе i naeipae у двор).

На вулщы тупанец,

Дзеука, не шатайся.

Хлопец зловщь, пацалуе -

Н!кому не жалься! (Пай шоу.)

З’ява IV

Зоська (адна).

Зоська (проз акно). Эх, як хораша на дварэ! Хлопцы i дзяучаты на ся-ле гуляюць, а мне так сумна, што тэта нядзелька здаецца будшм днём. I Саука таксама сумненьк!. I хто нам дапаможа у нашым каханш, хто дапа-можа злучыцца назаусёды? Эх!

З’ява V

Саука - Зоська.

Саука (выходзщь з хаты). У свята шчэ горш на сэрцы робщца. У будн! дзень працуеш, дык аб ус!м забываецца. Хадзем, Зоська, паспяваем ды па-танцуем.

З’ява VI

Зоська (адна).

Зоська. Бывай! Бывай, мой сакол!к! Гуляй за мяне, а я... я застануся у хаце i буду чакаць вечара! Ох! Хутчэй бы сонейка хавалася i зорк! на небе убачыць. Не... не так хутка! Шчэ рана. Эх, эх! (Хаваецца.)

З’ява VII

Дар’я (выйшла). Саука! Саука! Дзе ж тэта ён дзеуся? Няужо да Яуменавых пайшоу! Палуднаваць забыуся хлапец! А бадай цябе!

З’ява VIII

Зоська, Minima.

MiKka. Хлопец зловщь, пацалуе - шкому не жалься. (Хоча абняць Зоську. Яна адсоуваецца ад яго.)

Зоська. Вось як скажу Сауку!

М!к!та. Зоська! Зоська! Я табе падарунак прынёс!

Зоська. Не трэба мне! (Мйата дастае з кйиэш жабу.)

MiKira. Вось (падсоувае Зосьцы) жабка якая, у балоце злав!у! (Зоська спалохана.) А! А! А! (Уцякаюцъразам.)

У Мйатпы развязваецца лапацъ, на сцэне застаюцца лапацъ i жабка.

З’ява IX

Яумен. Не угледзеу толью, хто паляцеу з двара! Жонка! Трасца ёй у бок! А тэта што? (Бярэ лапацъ, з яго выскоквае жабка.) Чараваць пачала!

З’ява X

Minima (адзш).

МнЛта. Куцы ж тэта ён дзеуся? Так напалохала, што згуб!у лапаць i не ведаю дзе. Вось бяда! Хоць новыя лапц! плящ. Не ведаю! (Пайшоу па вулщы.)

З’ява XI

Яумен (адзш).

Яумен. Цяпер не вывернется! (Пад акно.) Суседка! А суседка! Кал! ласка, на хвйпнку выйдз! на двор!

З’ява XII

Дар ’я - Яумен.

Дар’я. А што маеце казаць?

Яумен. Скажы мне, чый тэта лапаць i гэтая... жаба? (Дар ’я крывщца.)

Дар’я. Скуль я ведаю, пане суседзе!

Яумен. Не! Ты ведаеш, але казаць не хочаш! Вы усе адну дудку irpaene, трасца вам у бок!

Дар’я. А дзе Вы яго узял!, пане суседзе?

Яумен. Дзе узяу? Вось тут на дварэ!

Дар’я. Мо дзещ чые прынеслЁ..

Яумен. Дзещ, дзещ! Вось я ёй пакажу - дзещ! I ты за яе? А, чорт за чорта! А шчэ хацела, каб дачку аддау за сына, трасца табе у бок! А прауды казаць не хочаш!

Дар’я. Ды кшьце Вы, суседзе! Людз! нагаварьип, Вы i веры дал!. (1дзе у хату.)

З’ява XIII

Яумен. Я не кшу, пакуль не буду ведаць, чый гэта лапаць... Чараунщы гэтай! (На вулщы бегае Minima, шукае лапаць, размахваеруками)

З’ява XIV

Яумен - Minima.

Яумен. Мпата!

MiKira. Чаго?

Яумен. Ты не бачыу?

MiKira. Karo?

Яумен. Хто з двара бег?

MiKira. Чаго?

Яумен. Хто з двара бег?

MiKira. Чаго?

Яумен. Цьфу! Дурнща, трасца табе у бок, я пытаю...

MiKira. Чаго?

Яумен. Ты не бачыу?

MiKira. Karo?

Яумен. Хто з двара бег?

MiKira. Чаго?

Яумен. Цьфу! Трасца табе у бок! (Пайшоу.)

З’ява XV

MiKira. I крычыць, i спявае! Щ не адурнеу ён? Hinora не разумею! I што тэта будзе? Што я бацьку скажу, дзе ён дзеуся? А мо я яго дома забыуся? Не, здаецца, быу! Трэба шукаць!

З’ява XVI

Яумен - Зоська - Грыпша.

Яумен. Трасца табе у бок! Я пытаю цябе, чый тэта лапаць i гэтая... жывёла?

Зоська. Татачка, тэта ж не жывела, тэта... жабка! I скуль жа мама ве-дае, чыё тэта? Можа, свшш прыцягнул! на двор? А мо MiKira, у яго бачыла.

Яумен. Мо, скажаш, вароны прынеслП Не, я усе разумею! Далей гэтак не будзе! (Суне лапаць жонцы пад нос.) Кажы хутчэй, чый тэта лапаць?

Грышна. Адчапюя! Здзящнеу, щ што? Знайшоу недзе атопак, ды каб я ведала, чый ён! Скуль мне ведаць?!

Зоська. 1зноу, тата, пачынаеце? Святы дзень - усе людзА на вулщы смяяцца будуць!

Яумен. Няхай смяюцца! Няхай ведаюць, якую Яумен жонку мае. Мя-не... на той свет перавесщ хоча. Каб я... (Падымаерук1 да неба.) I шчэ жабу з балота прыцягнула! Чараунща!

З’ява XVII

Яумен, Зоська, Грыпша, Дар ’я.

Дар’я. Няужо ж аб тым? Суседзе даражэнькП

Грышна. Вось бачыш, мая мыенькая, знайшоу на вулщы лапаць i хоча, каб я згадала, чый ён... Звар’яцеу, щ што, чалавек?

Яумен. Не не вулщы, а на дварэ. I не голый лапаць, а шчэ тэта... (77а-казвае жабу.) Трасца табе у бок!

Зоська. Кшьце Вы яго, тата!

Яумен. Не кшу, пакуль не даведаюся, чый ён! Чые тэта прадзелк!?

Дар’я. Кажу, што дзещ тут пясок у iM вазтп, сама бачыла.

Грыпша. Ну, вось, пясок вазип...

Яумен. Ты яшчэ будзеш зубы загаворваць? Я цябе пытаю, чый тэта лапаць?

З’ява XVIII

Тыя ж i MiKima.

MiKiTa. А дзядзечка, аддайце лапаць мой, а то тата сварыцца будзе на мяне!

Яумен. Як лапаць? Трасца табе у бок?!

MiKira. Ды мой! Я уцякау, бо спужауся, а лапаць зшк.

Яумен. А жаба?

MiKira. Жаба не мая, я яе з балота дастау.

Яумен (nidae лапаць у жабу). Цьфу! Трасца табе у бок! Што ж ты раней не казау, як я цябе пытау?

MiKira (падымаючы лапаць). А я не зразумеу Вас!

Дар’я. Я ж кажу, суседзе, людзей не слухай!

Грыпша. Вось як вазьму тэты лапаць! (Бярэ лапаць.)

MiKira (не даючы). Ой-ёй! Я не дам, я не дам лапця паскудзщь!

Грыпша (да Яумена). Hpaci прабачэння!

Дар’я. Але, суседзе, трэба перапрасщь жонку! Мала што прыйдзецца. Лепш згодна жыць.

Яумен. Ну, прабачай! Я абмьипуся - людзей паслухау... Болей гэтага не будзе... I Вы, суседка, прабачайце: здаецца, з гарачк! сёння i Вас Tpoxi аблаяу, мне здавалася...

Грышна. Здавалася!.. Няхай табе не здаецца, дурной авечцы... Здавалася!

Зоська. Вось, дзякуй табе, MiKira, што ты прызнауся да лапця, а невя-дома, што было б...

MiKira. Прызнауся! Каб да свайго лапця ды не прызнацца! Хто мне спляце, акром бацькП

Дар’я. А лепш за усё - тэта з суседзям! жыць у згодзе. Яны заусёды прауду скажуць!.. Цд ж не бачаць, што робщца на адным дварэ... (Чуваць спеу хлопцау i дзяучат.)

Зоська. Пэуна, Саука вяртаецца! А мо б у тэту шчасл!вую гадзшу на усё мама згадзшася? (1дзе на вулщу, за ёй Minima.)

Грыпша. Ды мы, здаецца, школ! не сварымся, xi6a вось ён...

Яумен. Што ён? Што ён, трасца табе у бок?

Дар’я. I дзета! нашы жывуць у згодзе пам!ж сабою!.. Мой Саука кольк! разоу хацеу, але не адважыуся у Вас запытацца.

Яумен. Ды што там пытацца, кал! Зоська згодна...

Грыпша. Ц! ж у нас аб гэтым пытаць? Сам! хай згаворацца!

Зоська. Мамачка! Даражэнькая! Дауно аб гэтым хацела Вас запытацца.

Грьппна. Дачушка! Або я перашкаджаю? Няхай Бог дае усяго най-лепшага...

Дар’я (убок). Вось i памагло тое зелле! MiKira, лазав! Сауку.

MiKira. Вось ён тут ужо! 1дзе з хлопцам!.

Зоська радасцю). Саука! Хутчэй, хутчэй!

З’ява XIX

Убягае Саука. Услед за 1м хлопцы i дзяучаты.

Саука (да Зосъкг). Чаго табе?

Зоська. Не пытай чаго, а вось цалуй руку тату i маме!

Саука. Навошта?

Зоська. Не пытай чаго, а вось цалуй, кал! кажу! Ды Мжпу «дзякуй» скажы, хутчэй яго лапцю: ён пагадз!у бацькоу, а яны згадзипся, каб мы жанипся...

Саука. Няужо (цалуе руку). Дзякую! Болыпага шчасця я мець не хачу! Дзякую!

Яумен. Жашся з Зоськай, а як памром, прыары сваю зямлю да нашай, трасца вам у бок!

Жонка. Няхай вас Бог благаслауляе. (Mirima з лапцем, робщь мшу.)

Дзяучына. М!кгга! Абувай лапаць! Зараз скакаць будзеш. Зоська замуж !дзе за Сауку!

MiKira. Замуж! За Сауку! Вой! Вой! Вой!

Зоська. Ну, Млата, i ты паскачаш на вяселль Бо каб не твой лапаць, мо б шчэ не скора яно было б. (Смяецца.)

MiKira. А мо тэта не мой лапаць? (Углядаецца.)

Дзяучына. Ну, хутчэй абувай, чуеш! Скакаць пойдзеш!

MiKira. 3 табой?

Дзяучына. Ну, а што ж? Са мною! Ох ты, дурнша! Яшчэ падзякуй, што бяру!

MiKira. Бярэш? Буду абувацца. (Садзщца i абуваецца.)

Яумен. Трасца вам у бок, праспявайце што-небудзь ды паскачыце!

Дар’я. Але, дзяучатк!!

Усе. А цяпер паскачам!

Дзяучына. Хутчэй, М!кгга!

MiKira. Абору завяжу!

Яумен. Мо i мы, свацця, тупнем, трасца !м у бок!?

Дар’я. А чаму ж не?

Хлопец. А я з Вам!, цетачка, каб зайздросна не было, што усе скачуць.

Грьппна. Дауно я ужо не скакала.

MiKira. А цяпер i я тупну! Вось гэтым лапцем, што Зоську ажашу! Пойдзем, Аугшя, ды тупнем, каб чорту моташна стала! (Усе напяваюцъ i пачынаюцъ скакаць.)

Заслона.

Сценарий концертной программы, посвященной Дню Победы

На сцене духовой оркестр. На экране кадры бомбежки.

Ведущий 1 (за кулисами). 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

Ведущий 2. Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается...

Звучат песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.А. Александрова), исполняет самодеятельный оркестр духовых инструментов Гомельского музыкально-педагогического колледжа под руководством И.С. Орлова. Рассказ И.С. Орлова об истории песни, поздравительное слово для ветеранов.

Духовой оркестр уходит со сцены. Ведущие внизу.

Ведущий 1. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

Ведущий 2. Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Ведущий 1. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее, но из последних сил боролся с врагом. Мучительно, больно, по мужественно и самоотверженно. Жертвуя своими сыновьями и дочерями, провожая их на фронт...

Звучит песня «Баллада» (сл. М. Матусовского, муз. В. Соловьева-Седого), исполняет Гордиенко Мария, учащаяся группы М-21.

Ведущий 2. 69 лет отделяют нас от той суровой и грозной войны, но время никогда не изгладит ее из памяти народа. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.

Ведущий 1. Песня помогала хотя бы на время забыть о всех ужасах войны, поднимая боевой дух советского солдата.

Звучит песня «Смуглянка» (сл. Я. Шведова, муз. А. Новиков,), исполняет дуэт баянистов колледжа: Лобачев Денис Викторович и Бородуля Сергей Николаевич.

Ведущий 2. Четыре года обожженных километров, чужой боли и памяти сотен тысяч.

Ведущий 1. Женская память захватывает тот материк чувства на войне, который обычно ускользает от внимания. То, что женщина запомнила, вынесла из смертельного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных возможностей.

Ведущий 2. Ведь для того, чтобы победить всем, народу всему победить, надо было победить каждому, каждому в отдельности. Не выделяя женщин и мужчин. У войны не женское лицо, и женщина должна была быть вдвойне сильной, чтобы выдержать самой и вывести мужчин за собой.

Звучит музыка.

Ведущий 1. Несмотря на четыре года войны, на боль и страдания, наши герои завоевали Победу.

Ведущий 2. Долгожданный день пришел 9 мая 1945 года - день всенародного ликования, радости со слезами на глазах.

Ведущий 1. Но для многих вернувшихся с фронта еще долго эхом отзывались все ужасы войны. Многим приходилось заново учиться жить. Жить в мире, вернувшись в свой любимый старенький дворик...

Свое авторское произведение «Старый дворик» исполняет Сидорова Ирина Григорьевна, концертмейстер.

Ведущий 2. Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда.

Ведущий 1. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память всего народа.

Ведущий 2. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Ведущий 1. И мы обещаем помнить тех девушек и ребят, чью молодость омрачила война.

Ведущий 2. Они также любили, ждали друг друга с фронта, трудились день и ночь, но продолжали жить и обязательно пели песни, которые благодаря их Победе стали бессмертными.

«Попурри военных песен» исполняет ансамбль аккордеонистов «Мечта», руководитель Воскрякова Татьяна Федоровна.

Ведущий 1. Сегодня у нас есть возможность поздравить ветеранов, которые присутствуют в зале, и сказать им искренние слова благодарности за мирное небо.

Вручение цветов Певзнеру Григорию Яковлевичу, Орлову Илье Семеновичу.

Ведущий 2. Для учащихся нашего колледжа сегодняшний день имеет особое значение - они вступают в ряды общественной организации «Белорусский республиканский союз молодежи». Для вручения им членских билетов на сцену приглашается секретарь первичной организации 00 «БРСМ» колледжа Филипенко Виктор Викторович.

Вручение членских билетов учащимся колледжа.

Ведущий 1. Дорогие ветераны, примите этот музыкальный подарок от благодарных потомков, которые, благодаря Вам, не знакомы с войной.

Звучит песня.

Ведущий 2. 67 лет прошло с тех пор, как залпом над Землей прозвучала долгожданная Победа.

Ведущий 1. 67 лет между нами и тем рассветом, что возвестил приход нового мирного дня.

Ведущий 2. Мир должен помнить о подвиге народа, который подарил нам возможность жить и творить на этой земле.

Звучит песня в исполнении ансамбля баянистов, руководитель Лобачев Денис Викторович.

На ступеньках сцены выстраивается хор.

Ведущий 1. День Победы - это праздник, который всегда будет напоминать нам о мужестве и героизме людей, отстоявших мирное небо.

Ведущий 2. И сегодня от имени всех живущих на Земле мы говорим Вам, наши ветераны, спасибо.

Ведущий 1

Спасибо вам за это век,

И за любовь, и за воздух вольный,

Хотим, чтоб голос песни креп,

Чтоб навсегда исчезли войны.

Ведущий 2

И ты лети, наш мирный марш,

Над голубой лети планетой.

Людское счастье - не мираж,

Мы постоим за счастье это!

Звучит песня в исполнении сводного хора колледжа.

ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ

(Методические материалы)

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >