Основные признаки и структура политической культуры личности. Особенности се формирования в современном обществе

Как всякая человеческая деятельность регулируется культурой, сфера политики также предполагает проявление политической культуры. Хотя понятие культуры весьма многогранно, в нашем контексте уместно выделить аспект, указывающий на сознательное, добропорядочное выполнение людьми своих политических функций. Политическая культура (как и юридическая) не может существовать в обществе, пронизанном коррупцией, взяточничеством, своячсничсством, телефонным правом и другими отклонениями от норм социально-политической жизни. Чаще всего это понятие выступает своеобразным идеальным типом общественного поведения, к которому можно лишь стремиться, воспитывая идеально грамотных в политическом отношении граждан. Жизнь же (особенно политико-юридическая) представ ляет собой ожесточенное поле борьбы, где культуре отводится отнюдь не ведущее место. Тем не менее как идеал это понятие имеет большой социальный смысл и требует своего анализа.

Политическая культура представляет собой сложную характеристику деятельности людей. Ее сложность определяется тем, что она имеет ментальный, действенный и материальный смысл. Кроме того, культура выступает и как личностная характеристика отдельно взятого политика, и как общее свойство организации политической жизни общества в целом, что в свою очередь имеет проявление в общественном сознании и в общественной практике.

В каждом из указанных аспектов этого понятия проступают те или иные сущностные характеристики культуры. Прежде всего необходимо указать на то, что понятие культуры вообще и политической культуры в частности имеет сугубо нравственный характер. Нет законов, определяющих нормы культуры, но есть некоторые признаки, характеризующие ее проявление. Попросту говоря, культура обозначает нечто хорошее, нечто положительное и одобряемое окружающими, то, что в общении между людьми создает атмосферу взаимопонимания и делового сотрудничества. Если же в общении двух лиц возникают перебранка, угрозы, неуважительные выражения, то вряд ли такую ситуацию можно отнести к разряду культурных. Эти рассуждения позволяют сделать вывод о том, что культура - это, во-первых, особый склад личности, характер ее действий и поведения в общественной среде; во-вторых, она выступает оценочной характеристикой, определяющей различные масштабы человеческого и служебного общения. Культура не может быть представлена как некое врожденное свойство человеческой психики. Ее формирование и совершенствование происходит в процессе социализации человека, в процессе его политической деятельности.

На этом основании можно утверждать, что подлинным субъектом культуры вообще и политической культуры в частности является отдельно взятый человек (политик или просто гражданин) как субъект политического действия. В этом случае культура представляет собой проявление психологических, волевых и нравственных норм отдельно взятого человека, характера его политической социализации, особенностей его политического поведения и участия, понимание особенностей текущего политического момента, отстаивание не только личных, но и общественных интересов.

Объектом культуры может выступать и деятельность институциональных структур. Это значение возникает тогда, когда мы говорим о политической культуре отдельных групп населения, политической культуре общества, о политической культуре властных структур, о политической культуре общественных организаций и т.д. Что же в этом случае означает данное понятие, совпадает ли оно с тем, что говорилось о культуре выше?

Приходится признать, что повое значение понятия культуры выражает не столько нравственный строй личности, сколько общее состояние политических дел. В этом случае мы говорим не столько о стандартах поведения отдельно взятой политической личности, сколько характеризуем собственно систему политико-государственного правления. Следовательно, понятие культуры выступает общей характеристикой структурной организации общества в целом, качественной оценкой функционирования его политических институтов. Культура политики и политическая культура приобретают общесоциальный смысл. Здесь не столько учитываются нравственные принципы поведения политиков, сколько демократические основы управления. Оценивается, насколько сама власть удовлетворяет принципу справедливости, умеет ли учитывать интересы различных слоев общества, насколько неподкупна судебная система и т.д. Иными словами, политическая культура личности и политическая культура общества - это разные понятия. Первое характеризует личностные качества политика, второе - состояние и степень развития самой политической системы. Эти два значения понятия культуры взаимопредполагаемы, по имеют и специфические проявления, которые необходимо учитывать при конкретном анализе политической культуры.

К институциональным проявлениям политической культуры можно отнести традиции и нормы политической жизни общества, сложившиеся отношения между гражданами и представителями власти, строгое выполнение правил поведения как чиновниками, так и представителями гражданского общества. Иначе говоря, должен доминировать принцип взаимного уважения властей и граждан, что и определяет политическую культуру общества в целом. Как граждане должны с уважением относиться к представителям власти, так и представители властей должны уважительно относиться к гражданам, и к этому стремятся все демократически устроенные политические системы.

Баланс этих отношений весьма подвижен - от мирного сосуществования до стычек силового характера. Безусловно, о политической культуре общества можно говорить только в том случае, если

6.4. Основные признаки и структура политической культуры личности ... 221 рассматривается общественная жизнь в периоды ее мирного развития. В периоды войн, революций, восстаний, общественных бунтов вопросы о культуре вообще и политической культуре в частности отодвигаются на задний план общественного бытия. Противоречия и конфликты в эти периоды обостряются настолько, что отпадает необходимость рассуждения о культуре.

Таким образом, культура и политическая культура - достаточно сложные понятийные образования, имеющие индивидуальный, коллективный и институциональный смыслы. В институциональном смысле политическая культура представляет собой сложившиеся в нормы и ценности, касающиеся существующих политических структур, сущности власти, ее авторитета, признания этого авторитета членами общества, уважительное отношение властных и подвластных структур. Все эти элементы (имеющие духовный характер) формируются в обществе стихийно, постепенно приобретая идеологический смысл. Они существуют как некая духовная санкция, определяющая политический климат общества, как особое проявление общественного сознания, воздействующего на поведение людей. Конкретно политическая культура реализуется в правильности действий ветвей власти, в глубоком осмыслении и понимании членами общества справедливости и необходимости этих действий. Иначе говоря, политическая культура предстает как объективное образование, как некая идеальная (духовная) матрица, которая пронизывает все структуры общества сверху донизу. Опа определяется не только моралью, но и системой действующих законов, выступает как разумное подчинение этим законам и их строгое исполнение.

Конечно, эти принципы могут восприниматься как идеологические фикции, как некие теоретические постулаты. Политическая культура лишь тогда приобретает реальный статус, когда ее принципы становятся внутренними потребностями, правилами политических действий людей, нормой их жизни, когда уважение к закону и нравственным нормам становится всеобщим правилом поведения. Именно всеобщим, т.е. таким правилом, которое регулирует и деятельность государственных чиновников, и действия всех (или хотя бы большинства) членов гражданского общества.

Наконец, политическая культура не может господствовать в обществе, не затрагивая сознания и поведения отдельных личностей как в системах управления, так и в системах подчинения. На личностном уровне политическая культура распадается на два слоя. Первый - это культура каждого гражданина существующего общества, т.е. культура отдельных граждан, поведение которых регулируется сознательным выполнением всех действующих законов.

Второй слой - это поведение самих политиков, их умение держать власть, не злоупотребляя ею. Здесь есть свои нюансы проявления политической культуры государственных чиновников высшего ранга до властных исполнителей низшего звена - судей, следователей, прокуроров, работников милиции (полиции) и т.д., т.е. политической культуры в повседневном общении.

Разумеется, все эти рассуждения о политической культуре имеют значение лишь в периоды мирного развития общества. Однако политика и политические отношения редко укладываются в строгие рамки культуры. Чаще всего они напоминают ситуацию борьбы, противостояния различных политических интересов, где вопросы культуры зачастую отходят на задний план. Но даже эта борьба, учитывая тот факт, что она ведется между гражданами одного и того же государства, должна проводиться в рамках культурного поведения. В противном случае не избежать военного (силового) решения политических споров и конфликтов, что и происходит в периоды гражданских войн и революций.

Таким образом, природа политической культуры тесно связана с элементами общественного сознания, в структуре которого переплетаются элементы идеологии и общественной психологии. Если идеология в современном мире - подвижная, динамичная часть общественного сознания, то общественная психология представляет собой более глубинные структуры общественного сознания, определяемые историческими и экологическими особенностями развития того или иного народа или нации. Культура вообще и политическая культура в частности не существуют сами по себе, они являются частью общественного сознания и вбирают в себя, с одной стороны, элементы идеологии, прежде всего правовой, а с другой стороны - общие психологические черты нации, в рамках которых осуществляется бытовая оценка (бытовое осмысление) политико-правовых норм.

Официальная идеология (какой бы характер она ни принимала -религиозный или светский) всегда была связана с укреплением государства, с обоснованием важности и необходимости усиления государственных структур управления. При этом идеология всегда стремилась воздействовать на общественную психологию в духе выработки у людей глубокого осознания этой важности, в духе воспитания лояльности граждан к властным структурам. Это влияние было тем успешнее, чем в большей степени идеология соответствовала национально-психологическим традициям общественного со знания, оказывая при этом активное воздействие на формирование соответствующих структур общественной психологии.

Особенность развития политической культуры Беларуси состоит в том, что долгое время страна представляла собой регион сельскохозяйственного производства с общинным характером общественных отношений. В этих условиях сформировался весьма устойчивый славянский этнос со своей местной культурой, языком и национальными традициями. При этом политическая власть всегда носила какой-то наднациональный надэтнический характер. Народ жил как бы сам по себе, а власти всегда приходили со стороны. Очень часто историки говорят о разделах Польши, по почему-то не упоминают о разделах белорусских земель. Народу приходилось жить то в одном государстве, то принадлежать к разным государственным системам, то объединяться, то разъединяться. Гражданское общество Беларуси (вернее сказать, гражданско-этническое общество) постоянно было выключенным из политики. Власть всегда формировалась сверху, оставалось только ей подчиняться.

К этому следует добавить и особые этнические тенденции развития белорусского общества. Дело в том, что со времен княжеских раздоров и до Второй мировой войны территория Беларуси постоянно оказывалась полем военных сражений, после которых какая-то часть разбитых войск (пленные, раненые) оставалась па этой территории, смешиваясь с местным населением. Варяги, шведы, литовцы, татары, поляки, французы, немцы, россияне много раз проходили по этой территории, явно или неявно влияя на формирование местного этноса.

Особая история этого формирования связана с эпохой социалистических преобразований. Особенность ее состоит в том, что началась великая эра переселения народов. Часть зажиточных крестьян была отправлена в Сибирь, по население не уменьшалось, так как Беларусь стала, в сущности, большим военным лагерем, где размещались боевые части Советского Союза. Во время войны, как известно, погиб каждый четвертый житель Беларуси, но и эти потери были восполнены, так как к военным переселенцам добавились гражданские, которые прибыли из всех республик Советского Союза для восстановления разрушенного народного хозяйства. Кроме того, Беларусь, как известно, находится на границе между Западом и Востоком, которые весьма существенно различаются по уровню политической культуры.

Таким образом, Беларусь действительно оказалась горнилом, в котором переплавлялись разные культуры, языки, религии, что и определяет современную политическую культуру гражданского общества Бела руси как довольно сложное духовное образование. По мнению ряда специалистов, к признакам этой культуры следует отнести:

  • • преобладание коллективных форм общественной жизни;
  • • продолжительный период отсутствия традиций самостоятельной правовой государственности (которая начала складываться только после обретения Беларусью независимости и суверенитета);
  • • длительное отстранение граждан от реальных рычагов власти;
  • • незначительное влияние механизмов самоуправления;
  • • дух патернализма (уважительное отношение к начальству и к представителям власти);
  • • политическая лояльность;
  • • политический конформизм;
  • • уважительное (толерантное) отношение к людям иных наций и конфессий ;
  • • подлинный интернационализм.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие политической культуры Беларуси. Совершенствуется работа выборных органов управления, различных ветвей власти, соотношения государства и гражданского общества, поскольку политическая культура общества не представляет собой нечто застывшее и стабильное. Это - живой, развивающийся процесс с явной ориентацией на достижение принципов подлинно народной демократии.

Вопросы для повторения

  • 1. Что означает идеальный смысл понятия политическая культура ?
  • 2. Какова структура политической культуры?
  • 3. Что означает личностное и групповое проявление политической культуры?
  • 4. Что означает институциональный характер проявления политической культуры?
  • 5. Как соотносятся между собой понятия демократии и политической культуры ?
  • 6. Как сочетаются в политической культуре элементы идеологии и общественной психологии?
  • 7. В чем проявляются особенности политической культуры граждан белорусского общества?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >