ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ

ОСНОВЫ политологии

Раздел 4

Политика и политическая система общества

Политика и политические отношения, основные принципы политики

На всех этапах развития человечества, начиная с его первобытной стадии, существовала система управления коллективной жизнью и деятельностью людей. Вожди племен были первыми руководителями в таких первобытных образованиях. С возникновением в древнем мире первых городов формируется система городского управления. В Древней Греции города назывались полисами, а сам город представлял собой зачаток государственной системы, государство в миниатюре. Именно о таком государстве идет речь в одноименном произведении Платона. Решение общегородских (или общегосударственных) дел стало именоваться политикой. С тех пор и до наших дней политикой называется деятельность государственных управленческих органов по упорядочиванию общественных дел, координации деятельности граждан в экономической, правовой и социальной сферах в мирное время и мобилизация ресурсов в период военных действий. Любая общегосударственная проблема приобретает политический характер, если для ее решения требуется участие центральных органов управления, использующих для этого приемы властного управления.

Таким образом, государство и политика тесно взаимосвязаны. Говоря о государстве, мы предполагаем политику, а говоря о политике, предполагаем государство. Масштабность решаемых обществом вопросов также приобретает политический смысл. Особый политический смысл имеют вопросы организации самой государственной власти и способы ее реализации.

Уточняя связь политики и государства, необходимо иметь в виду два основных значения понятия государства. В первом случае это -страна (территория), имеющая свои внешние и внутренние (административные) границы; вопросы жизни страны, их регуляция имеют общесоциальпый, общегосударственный, т.е. политический характер. Во-вторых, государство представляет систему органов управления (центральных, областных, районных и местных), деятельность которых имеет политически-властный характер. На этой основе и политика имеет две разные формы своего проявления. Во-первых, это наличие общегосударственных вопросов, требующих разрешения во внутреннем или внешнем аспектах. Во-вторых, сам способ их разрешения (административный или силовой). В общем плане можно сказать, что политика - это деятельность управленческих структур по поддержанию порядка (законности) в обществе и его гармоничного функционирования.

Социальной базой политики является гражданское общество. Люди заинтересованы в том, чтобы государство отстаивало их интересы, служило арбитром в различных социальных конфликтах. Однако государство (его органы управления) также состоит из людей, интересы которых не всегда совпадают с интересами гражданского общества, что приводило и приводит к рассогласованию интересов государства и общества, интересов служителей власти и различных социальных группировок.

Это расхождение интересов приобретает особо острый политический характер при определении путей формирования властных структур. Борьба за власть становится как бы вершиной всей политической жизни. Именно эта борьба приводила к дворцовым заговорам, династическим спорам, войнам между близкими государствами, к бунтам и революциям.

Гражданское общество также не представляет собой однородную социальную массу. Оно складывается из различных слоев и общностей, имеющих общественные объединения, союзы и партии. Соотношение между этими элементами социальной структуры также определяют политическую жизнь общества.

Таким образом, политика как многоаспектное социальное явление складывается из деятельности государства, из соотношений государства и гражданского общества, из соотношений различных организаций самого гражданского общества и их отношений к властным структурам, а также из соотношений государств друг к другу на мировой арене.

Вопросы политики, государства и общества всегда были в центре внимания философов, правоведов и политиков. Уже Платон и Аристотель сформулировали свои первые теоретические системы, в которых объяснялись сущность государства, его происхождение и основные функции данного политического учреждения. С тех пор и до наших дней накопилось большое количество самых разнообразных объяснений этих вопросов. Это различие определялось той социальной позицией, которую занимал тот или иной мыслитель, а также тем, оценивал ли он эти вопросы с позиции господствующего класса (который и формировал властные структуры), или же отстаивал интересы различных слоев гражданского общества.

В XIX веке, когда классовая дифференциация в Европе достигла апогея, вся политическая жизнь стала рассматриваться через призму классовых противоречий и классовой борьбы. В этих условиях государство оценивалось не как часть общества, а как некая структура, стоящая над обществом. Именно тогда и произошло разделение таких понятий, как государство и гражданское общество. Об однозначном существовании связи между политикой и разделением общества па классы говорили основоположники марксизма. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс отмечает: «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоположными экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» [28. С. 170].

Ключевыми в этой цитате являются слова «порядок», «сила», «отчуждение», которые выражают суть любого государства, любой власти, стоящей над обществом. И хотя речь идет о порядке как главной цели государственного управления, но сам этот порядок не является абстракцией. В нем всегда проявляются чьи-то интересы. Выразителями интересов могут быть отдельные личности, группы, сословия, классы, элитные группы внутри одного и того же класса, другие общественные объединения.

Исторически сложилось так, что государственная власть формировалась не просто обществом, а какой-то доминирующей в обществе группой. Такой группой, как правило, оказывался господствующий класс (его элитные структуры), интересы которого и отстаивало государство. Поэтому борьба за власть велась с позиции того или иного класса, определяя политический климат государства. Смена же властных структур осуществлялась не только при переходе от одной формации к другой, но и в рамках одной формации, так как борьба за власть могла происходить не только между классами, но и внутри господствующего класса, между различными его группировками, или политическим элитами. Поэтому политика - это деятельность властных структур, а политические отношения - это отношения между различными социальными структурами (классами, сословиями, элитами) по отношению к власти и к властным структурам.

Теоретическое осмысление этих отношений приводило к созданию различных концепций, объясняющих природу государства и историю его происхождения, сакральное или светское к нему отношение, святое преклонение перед властью или жажду ее изменения, т.е. стремление новых элит войти в управленческие структуры.

Таким образом, отношение к власти со стороны действующих государственных структур, различных социальных групп и объединений гражданского общества составляет сущность политических отношений. Система этих отношений определяет политическую жизнь страны, ее нормальное или аномальное состояние.

Вопросы для повторения

  • 1. Что такое политика, какова сущность этого понятия?
  • 2. Когда зарождаются представления о политике?
  • 3. Что такое гражданское общество?
  • 4. Как соотносятся между собой государство и гражданское общество?
  • 5. Какова природа политических отношений?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >