Список рекомендуемой литературы

История зарубежной литературы XVII века / под ред. 3. Плавскина. М., 1987 (2-е изд. - М., 1999).

История зарубежной литературы XVII века / под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005.

Аникст А. А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы / А. А. Аникст // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XVI-XVII веков. М., 1966. С. 220-244.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме / А. А. Аникст. М., 1967.

Бояджиев Г. Н. Вопрос о классицизме XVII века. Драматургия и театр / Г. Н. Бояджиев // Ренессанс. Барокко. Классицизм. С. 290-340.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков (любое изд.).

Виппер Ю. Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур / Ю. Б. Виппер // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. С. 11-60.

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVII-XVIII веков / А. Н. Горбунов. М., 1993.

История всемирной литературы. М., 1987. Т. 4.

Купреянова Е. Н. К вопросу о классицизме / Е. Н. Купреянова // XVIII век. Сб. 4. Л., 1959. С. 5-44.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Морозов А. Проблемы европейского барокко / А. Морозов // Вопр. лит. 1968. № 12. С. 111-126.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм / Д. Д. Обломиевский. М., 1968.

Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности / Н. Т. Пахсарьян // Зарубежная литература второго тысячелетия, 1000-2000 : учеб, пособие. М., 2001. С. 40-68.

Пинский Л. Е. «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа / Л. Е. Пинский// Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 148-186.

Силюнас В. Театр золотого века / В. Силюнас. М., 2012.

Штейн А. Л. Литература испанского барокко / А. Л. Штейн. М., 1983.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Общая характеристика XVIII века в истории европейской культуры

В XVIII веке численность населения Европы стала быстро расти, это связано с улучшением питания (во многом за счет разведения высокоурожайных заокеанских культур кукурузы и картофеля), медицинского обслуживания, распространением прививок от оспы, усвоением основных правил гигиены. Рождаемость постепенно па-чала превышать смертность (раньше они были примерно равны). Городское население составляло около 20 % (в Англии — 30 %, во Франции —15-17%), при этом в самой передовой стране — Англии избирательными правами обладали лишь 5 % населения.

После смерти в 1700 г. последнего испанского короля из рода Габсбургов Англия, Голландия, Австрия и Пруссия повели против Франции Войну за испанское наследство, стремясь подорвать французскую гегемонию в Европе. Утрехтский мир 1713 г. усилил морское и колониальное могущество Англии. Ее доминирование в мире подтвердили и результаты Семилетней войны (1756-1763). Мощь ее, однако, не была беспредельна: с 1775 года североамериканские колонии Англии повели освободительную войну, и в 1783 году она вынуждена была признать их независимость. Во Франции стремление высших сословий к роскоши и безудержная эксплуатация низших слоев населения (где семья из пяти человек была вынуждена тратить на ржаной хлеб около 98 % заработка) привели к народному восстанию, переросшему в Великую французскую революцию (1789-1794), утвердившую окончательное наступление буржуазной эпохи в масштабе всего Запада. Завоевательные походы Наполеона Бонапарта конца XVIII — начала XIX веков стали первым важнейшим событием новой эпохи.

XVIII столетие — особый этап развития европейской культуры. Традиционно его определяют как век Просвещения, хотя такое наименование в собственном смысле подходит не ко всем явлениям, обычно причисляемым к этому феномену. XVIII век — прежде всего век Разума, но не в смысле декартовского рационализма, поскольку разум стал ограничиваться рамками опыта, нашел компромисс с сенсуализмом.

Во Франции салон как универсальная форма общения стал популярным не только у высшей аристократии, но и в среде просветителей. В Англии господствовала этика «разумного эгоизма»; расцвела журналистика. Раздробленная Германия, состоявшая из множества мелких монархических государств, прославилась большим числом университетов, придворных театров, оркестров: князья хвалились своей «просвещенностью».

Наиболее последовательно Просвещение как идеологическое движение воплотилось во Франции, на родине таких крупных писателей и общественных деятелей, как Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Кульминацией Просвещения можно считать выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780) Дидро и Д’Аламбера, а завершением — Великую французскую революцию. В социально-политическом смысле Просвещение было борьбой буржуазии со слабеющей феодальномонархической системой. Борьба эта объединяла просветителей, которые в остальном могли придерживаться разных взглядов, но практически все отличались активной общественной позицией, стремлением преобразовать мир, уничтожив тиранию. В философской картине столетия, кроме сенсуалистского рационализма, обращает на себя внимание развитие материализма (Гольбах, Гельвеций). В сфере религии многие просветители придерживаются взглядов деизма — религиозной философии, где Бог рассматривается лишь как творец мира, не вмешивающийся в его дальнейшее развитие. Другие склоняются к так называемой «религии сердца» (Руссо), видя в ней прежде всего основание нравственности. Показательно, что большинство крупных деятелей эпохи Просвещения резко отрицательно относятся к официальной церкви, особенно католической.

В литературе XVIII век богат художественными направлениями и стилями. В Англии развивается реалистический роман (Дефо, Ричардсон, Филдинг). Во Франции прециозный вариант барокко трансформируется в стиль рококо, в шутливо-изящной форме разрабатывавший эпикурейские мотивы (его черты можно, например, найти в легкой салонной лирике и «Орлеанской девственнице» Вольтера). Но классицизм продолжает оставаться главным направлением в первой половине столетия, в том числе в Германии и отчасти в Англии. По сравнению с XVII веком он расширил допустимые границы (например, появился жанр «мещанской драмы»), стал более публицистичным, ориентированным на актуальные проблемы современности (Вольтер).

Самым оригинальным направлением, целиком принадлежащим XVIII веку, является сентиментализм, возникший в середине столетия во Франции (Руссо) и быстро распространившийся по Европе (Стерн, Голдсмит — в Англии, молодые Гете, Шиллер — в Германии, Карамзин, Радищев — в России). Этому способствовало выявление к середине века некоторой ограниченности культа разума, потребность дать простор и чувству: приближалась эпоха романтизма. Для Англии характерно явление так называемого «предромантизма»'. «готическийроман», «кладбищенская поэзия», публикация средневековых поэтических памятников, «открытие природы» (И. Шайтанов) в поэзии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >