Предисловие

Данное учебное пособие по зарубежной литературе предназначено для студентов гуманитарных, в том числе нефилологических, специальностей. В нем не стоит искать глубоких изысканий теоретического характера, подробных изложений биографий даже самых популярных авторов и полного всестороннего анализа программных произведений. Свою основную задачу мы видели, во-первых, в точном и лаконичном изложении культурных фактов и эстетических идей, необходимых для освоения историко-литературного контекста, без которого, в свою очередь, невозможно адекватное понимание классических произведений, как правило, вызывающих трудности у студентов даже гуманитарного профиля. Во-вторых, при разборе самих произведений мы старались предлагать, за некоторыми исключениями, не спорные, а устоявшиеся трактовки, при этом отнюдь не настаивая — подчеркнем это особо — на том, чтобы они воспринимались как единственно правильные. По нашему замыслу, они должны стать отправной точкой для самостоятельных размышлений студентов. В-третьих, нам хотелось дать читателю наглядное представление не только об идейно-содержательной стороне программных текстов, но и об их стиле, и с этой целью мы включили в пособие обширные фрагменты из некоторых ключевых произведений программы.

Особенность литературного материала, представленного в данном пособии, состоит в том, что он охватывает не один, а два периода истории зарубежной литературы, различающихся во многих аспектах. Не случайно в последние десятилетия авторы академических учебников по истории зарубежной литературы предпочитают не сводить XVII и XVIII века под одной обложкой. В данном случае различие это сказывается, в частности, в том, что две части курса структурированы на разных основаниях: первая — по собственно эстетическим категориям, т. е. по художественным направлениям (барокко и классицизм), родам и жанрам, а вторая — по национальным вариантам Просвещения.

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА Общая характеристика XVII века в истории европейской культуры

С начала XVII века Европа заняла в мире доминирующее положение. Португальские, испанские, голландские, английские, французские купцы в поисках золота, пряностей и других ценных товаров осваивали все новые территории. Так, вслед за торговцами Северную Америку начали обживать европейские колонисты, многие из которых (прежде всего английские пуритане) бежали от религиозных преследований, войн и прочих неурядиц на родине. К концу XVII века отдельные европейские страны, разбогатевшие на международной торговле, превратились в мировые империи: их колонии были разбросаны по всему земному шару и по площади в несколько раз превышали размеры метрополии.

Столетие было насыщено драматическими событиями. С 1618 по 1648 год на территории Центральной Европы, прежде всего Германии, шла Тридцатилетняя война между Протестантской унией и Католической лигой, в которую были вовлечены почти все европейские страны. В этой войне Германия не только потеряла около трети населения, но и оказалась отброшенной на уровень средневековья в плане социально-политического устройства, в ней была закреплена феодальная раздробленность. В Англии растущие противоречия между монархом и пуританским большинством в парламенте вылились в 1640-е годы в гражданскую войну и буржуазную революцию, завершившуюся казнью короля Карла I и установлением диктатуры Оливера Кромвеля. Вскоре после его смерти, в 1660 году, монархическая форма правления была восстановлена (Реставрация). Однако в 1688 году произошла новая, так называемая «Славная революция», в результате которой не только сменилась правящая династия, но и установилось то политическое устройство страны, которое обеспечило примерно на два следующих столетия гегемонию Англии в мировом масштабе и в основных чертах сохранилось по сей день: «декоративная» монархия («король или королева царствуют, но не правят»), парламентская система правления, две основные партии, формирующие правительство.

Если бесспорным лидером политической и экономической жизни Европы была Англия, то в области культуры на эту роль претендовала прежде всего Франция. В этой стране к началу рассматриваемого периода кровавые потрясения религиозных войн казались ушедшими в прошлое. На рубеже XVI-XVII веков Генрих IV начал процессы централизации власти и создания мощного монархического государства, которые продолжил при Людовике XIII кардинал Ришелье, и во второй половине XVII века в царствование «короля-солнца» Людовика XIV французский абсолютизм достиг наивысшего расцвета. В этот период Париж приобрел репутацию культурной столицы Европы, диктуя моды в области нарядов, кухни, этикета, искусства.

XVII век не получил в истории такого яркого названия, как Возрождение или Просвещение. Тем не менее он являет собой вполне самостоятельную новую эпоху в развитии культуры, предложившую различные варианты реакции на кризис ренессансного гуманизма. В этот период, в условиях утраты веры в ренессансную идею мировой гармонии {«Великая цепь бытия») и в поисках иных оснований для упорядочивания представлений о положении человека во вселенной, европейская цивилизация совершила что-то вроде качественного скачка: именно с начала XVII века мы ведем отсчет Нового времени, в котором живем и поныне. Возникают принципиально новые философские системы, отличные как от средневековой схоластики, так и от возрожденческих истолкований античных концепций (прежде всего неоплатонизма). Француз Рене Декарт, положив в основу философского мышления принцип очевидности, непосредственной достоверности сознания («cogito ergo sum» — «мыслю, следовательно, существую»), наличия «врожденных идей», создал систему классического рационализма, на которой базируются основные художественные концепции эпохи. Иным путем пошли англичане. Для них основным принципом познания был практический опыт. Опираясь на достижения и перспективы не столько чистой математики, сколько естественных наук, они создали философию сенсуализма, или эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

На этой философской базе в XVII веке совершаются фундаментальные научные открытия. С помощью новоизобретенного телескопа Галилей открывает спутники Юпитера, лунные горы, солнечные пятна, а Кеплер вычисляет законы движения планет. Паскаль формулирует основной закон гидростатики и исследует атмосферное давление, Торричелли изобретает барометр и открывает вакуум, Бойль дает первое научное определение химического элемента, Ньютон формулирует основные законы классической механики, закон всемирного тяготения и, подводя своеобразный итог развитию науки за столетие, строит модель Вселенной. Гарвей открывает кровообращение млекопитающих, Гук — клеточное строение растений, Левенгук описывает бактерии.

Для XVII века, переживающего распад гармоничного представления о мироздании, сложившегося в эпоху Ренессанса, характерны динамичность, неустойчивость, беспорядочные метания в поисках утраченных ориентиров, стремление к противоречивым крайностям. Все это — идейная основа художественного стиля барокко, наследовавшего исчерпавшему себя Возрождению.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >