ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Рахматуллина Алина Юсуповна, студентка 4 курса, группы 7 ЗЭФГно-9 Университета машиностроения (МАМИ), г. Москва, Россия.

Баркова Ирина Николаевна, научный руководитель, доцент кафедры «Философия и психология» Университета машиностроения (МАМИ), г. Москва, Россия.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственной личности в условиях техногенной цивилизации. Главной задачей является переход от техногенной цивилизации к антропогенной цивилизации. И личность становится главной ценностью общества.

Ключевые слова: личность; техногенная цивилизация; проблема человека; гуманизм; безопасность; ценность; антропогенная цивилизация.

THE FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL PERSONALITY

IN THE CONDITIONS OF TECHNOGENIC CHANGES OF MODERN SOCIETY

Rakhmatullina Alina,

4th year student, group Segno 7- ЗЭФГно-9 University of mechanical engineering (MAMI), Moscow, Russia

Barkova Irina,

supervisor, associate Professor of the Department "Philosophy and psychology" University of mechanical engineering (MAMI), Moscow, Russia

Abstract. In the article the problem of formation of spiritually-moral personality the conditions of technogenic civilization. The main objective is the transition from industrial civilization to human civilization. And the identity becomes the main value of society.

Keywords: personality; technogenic civilization; the problem of man; humanism; safety; value; antropogennaya civilization.

Сегодня главным персонажем культуры, голосом её стала личность, противостоящая спрессованной массе, унификации и стандартизации людей. Личность - это не просто каждый отдельный человек, а человеческое в человеке в его предельном развитии. В личности закреплены два главных результата познания человека - высшая форма человеческого бытия и качественная ценностная характеристика человека. В ходе углубления и обогащения понимания человеческой сущности мы должны вступить на путь создания личности как высшей духовно-нравственной реальности.

Что же происходит с человеком, с личностью в современном техногенном мире? Человек существенно изменился. Большое влияние на него оказал научно-технический прогресс. Природная среда обитания человека уступила место искусственной среде. Техногенная цивилизация создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Её достижения в развитии науки, в улучшении качества жизни людей создавали представления, что она является основным путём развития человечества. Ещё пятьдесят лет назад немногие полагали, что её система ценностей приведёт мир к критическим и даже трагическим рубежам. Стало ясно, что глобальные проблемы современности порождены тем, что техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень социальной организации, технико-экономическая компонента преобладала и подавляла культурно-этическую составляющую. Поэтому сегодня ставится задача перехода от техногенной цивилизации к антропогенной цивилизации, где главной ценностью и смыслом была бы личность, а не техника [1, с.127].

О кризисе гуманизма как идеи высшей ценности личности заговорили в XX веке многие мыслители. Русский философ Н.А. Бердяев в статье «Человек и машина» подчеркивал, что техническая эпоха влечет культуру к гибели, т.к. в ней вещь становится выше человека. По мнению мыслителя, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух. Она даёт человеку чувство страшного могущества и толкает его к господству в окружающем мире. При этом поражается сама человеческая природа, её душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, т.к. совершенно чужда ему. Н.А. Бердяев отмечал, что технический мир на какой-то ступени своего развития восстаёт против своего творца и больше ему не повинуется. Человек, помещая себя в холодную, металлическую реальность, сам становится холодным и металлическим [2, с. 27]. Н.А. Бердяев делает вывод о том, что, когда человеку даётся сила, при помощи которой он может управлять миром и может истребить большую часть человечества, тогда всё становится зависящим от духовно-нравственного состояния самого человека [2, с. 30]. Поэтому невозможно допустить автономии техники, предоставления ей полной свободы действий, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни.

Характеризуя бытие человека в мире, немецкий философ К. Ясперс отмечал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землёй и небом, это был его мир. В современную эпоху человек уже как бы не принадлежит ни этому миру, ни себе. Он стал частью действующего гигантского и бездушного механизма. Человек нивелируется и теряет своё индивидуальное своеобразие, над ним господствуют масса и всесильный государственный аппарат. Современный технический мир порождает кризис человека, по мере развития техники сам человек становится похожим на техническое устройство, на машину. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть техницизм и механицизм, а целью является искусственный комфорт. Ясперс приходит к выводу о том, что техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, она превратила всю планету в единую фабрику [3, с. 20].

Мир изменился, изменился и человек. Это уже человек, существующий прежде всего в искусственном техническом мире. Человек, зачастую бессильный перед социальным миром, ощущающий себя заброшенным в него как во враждебную среду и поэтому одинокий. Это человек, собственной деятельностью погружённый в стихию острейших проблем, которые определены как глобальные проблемы человечества. Налицо невиданный ранее кризис, который превратился в общий кризис цивилизации, основательно деформирующий все стороны жизни человека, деформирующий саму личность. Поэтому сегодня проблема видится в необходимости качественно нового типа цивилизационного развития. Не “затаиться” в ожидании, отказавшись от всех достижений научно-технического прогресса, не “вернуться к природе” в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, общества и человека, обеспечить их стабильное, уравновешенное взаиморазвитие. Человек должен освободиться от технического фетишизма и стать в полной мере творцом гуманизированной техносферы. Это и есть актуальнейшая задача современности, её решение должно обеспечить безопасность и спасение человека в современном мире.

Список литературы

  • 1. Баркова, И.Н. Патриотизм как ценностный компонент духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / И.Н.Баркова, К.И. Барков // Известия МГТУ «МАМИ»: научный рецензируемый журнал. - 2014. - Т. 5 - № 1 (19).
  • 2. Бердяев, Н.А. Человек и машина [Текст] / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. -1993, - №10.
  • 3. Ясперс, К. Духовная ситуация времени [Текст] / К. Ясперс // Философские науки. -1988, - №11-12.

УДК 371

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >