Действие инструментов и команд при наличии выделения

В предыдущих темах были рассмотрены инструменты создания и команды обработки выделенной области. Все рассмотренные приёмы работы с выделением направлены лишь на то, чтобы тщательнее обособить интересующий нас фрагмент изображения и работать именно с ним, не захватывая при этом ничего лишнего и не оказывая воздействия на оставшуюся часть изображения.

Выделенные объекты можно трансформировать, перемещать, обводить, заливать, разрисовывать, а также применять для них тоновую коррекцию.

Удобнее всего изучать данную тему в рамках выполнения практической работы по созданию несложного коллажа, в ходе которой и будут рассмотрены действия инструментов и команд в пределах выделения. Порядок и способы выполнения этой работы выбраны исходя из целей обучения заявленным темам в пределах уже известного материала и поэтому не являются оптимальными и единственно верными.

Перемещение и трансформирование выделенного фрагмента

После того как в изображении создано выделение, выделенный фрагмент приобретает свойства, похожие на свойства объекта в программе векторной графики: его можно перемещать и трансформировать как единое целое.

  • 1. Откройте документ globe.jpg. Попробуем «изменить представление о Земле», превратив глобус-шар в кубик.
  • 2. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + 0 для установки удобного масштаба демонстрации документа.

У тела кубической формы видимыми бывают три грани, которые мы назовём передней, боковой (левой) и верхней. Каждая грань является квадратом, но при взгляде на кубик квадратные грани представляются наблюдателю параллелограммами или даже трапециями. Таким образом, чтобы имитировать кубик, можно взять три квадратных фрагмента и, исказив соответствующим образом, составить из них подобие объёмной фигуры.

Рисование кубов и параллелепипедов, как подсказывают навыки школьного курса геометрии, удобнее всего производить на клетчатой основе, поэтому на время выполнения задания включим отображение координатной сетки.

  • 3. В меню Просмотр (View) выберите Показать (Show) - Сетка (Gird). Поверх изображения появится сетка серого цвета.
  • 4. Убедитесь, что около команды Привязка (Snap) стоит галочка и что выбрана команда Привязка к (Snap То) - Сетка (Gird), указывающая на то, что выравнивание по сетке установлено.

В данном примере шаг появившейся сетки не имеет значения, поскольку размеры куба могут быть произвольными. Подробно особенности работы с сеткой и настройка её параметров будут рассмотрены в теме «Выравнивание».

  • 5. Возьмите инструмент Прямоугольная область (Rectangular Marquee). На панели настроек инструмента выберите из списка Стиль (Style) вариант Заданные пропорции (Aspect ratio). Установите в полях ширины и высоты равные значения, чтобы при растягивании область всегда имела форму квадрата.
  • 6. Поместите курсор в точку пересечения линий сетки, приблизительно в центре глобуса. Вытягивая контур вправо и вниз, выделите в пределах глобуса квадрат наибольшего размера. Длина стороны должна составлять целое количество клеток сетки (в нашем примере - 6). Это будет передняя грань куба.
  • 7. Возьмите инструмент Перемещение (Move). Перенесите выделенный фрагмент в правую нижнюю часть рисунка (рис. 90, а).

Если при перемещении выделенного фрагмента удерживать нажатой клавишу Alt, то перемещаться будет не сам выделенный фрагмент, а его точная копия.

Для придания естественного вида передней грани куба, её нужно трансформировать, превратив в параллелепипед.

  • 8. Выберите в меню Редактирование (Edit) команду Произвольная трансформация (Free Transform) или нажмите сочетание клавиш Ctrl + Т. Вокруг выделенной области появилась рамка с манипуляторами, такая же, как при трансформации границ выделения.
  • 9. Трансформация выделенного фрагмента осуществляется так же, как и трансформация выделения, но при этом изменяться будут не границы, а сам выделенный объект.
  • 10. Подведите указатель к боковому манипулятору правой стороны рамки. Удерживая клавиши Ctrl + Shift, переместите манипулятор на две клетки вертикально вверх. Обратите внимание: сразу после смещения манипулятора соответствующим образом изменился внешний вид выделенного фрагмента. Примените трансформацию, сделав двойной щелчок мышью в области рамки. Передняя грань сформирована.
  • 11. Нажмите клавишу М (латинского алфавита), чтобы вновь активизировать инструмент Прямоугольная область (Rectangular Marquee). Поместите курсор в левый верхний угол области, возникшей на месте перемещённого фрагмента изображения.
  • 12. Выделите квадрат того же размера (6x6), растягивая контур выделения влево и вниз.
  • 13. Активизируйте инструмент Перемещение (Move) нажатием клавиши V. Перенесите выделенный фрагмент в правую нижнюю часть рисунка и установите его таким образом, чтобы правая сторона перемещаемого фрагмента встала точно к левой стороне сформированной передней грани (рис. 90, б).
  • 14. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + Т для вызова команды трансформации выделенной области.
  • 15. Подведите указатель к боковому манипулятору левой стороны трансформационной рамки и, удерживая Ctrl + Shift, сместите его мышью вертикально вверх на три ячейки сетки. Отпустите клавиши и кнопку мыши. В таком виде грань куба будет смотреться неестественно длинной.
Результат действия команд перемещения (а) и трансформации (б) выделенных фрагментов

Рис. 90. Результат действия команд перемещения (а) и трансформации (б) выделенных фрагментов

  • 16. Передвигая боковой манипулятор вправо, уменьшите размер трансформируемого фрагмента слева на две ячейки (рис. 91, а). Сторона стала меньше, но теперь угол между передней и левой гранями будущего куба кажется чуть больше прямого.
  • 17. Удерживая Ctrl, поднимите всё тот же боковой манипулятор вверх на одну клетку. Теперь грани куба смотрятся более естественно. Примените трансформацию (рис. 91,6).

а б

Рис. 91. Трансформация грани куба

  • 18. Активизируйте инструмент Прямоугольная область (Rectangular Marquee). Подведите курсор к верхнему левому углу удалённого фрагмента. Выделите квадрат размером 6><6, растягивая контур выделения вправо и вверх.
  • 19. Инструментом Перемещение (Move) перенесите выделенный фрагмент к будущему кубу и установите его таким образом, чтобы нижний правый угол выделенной области совпал с вершиной верхнего угла между гранями (рис. 92, а). Такое размещение фрагмента имеет смысл, поскольку на исходном изображении (глобусе) данная область являлась продолжением той, которая сейчас стала левой гранью. Разумно сохранить эту взаимосвязь.
  • 20. Нажмите клавиши Ctrl + Т для вызова трансформационной рамки.
  • 21. Чтобы совместить нижнюю сторону выделенного фрагмента с верхней стороной левой грани, нужно выполнить поворот этого фрагмента относительно его правого нижнего угла. Для этого на панели параметров режима трансформации установите переключатель положения якорной точки в соответствующий угол. Подведите курсор к противолежащему угловому манипулятору и поверните рамку таким образом, чтобы нужные стороны совпали (рис. 92, б).
  • 22. Как видите, соседние стороны верхней и левой граней не совпали по размерам. Нужно исправить положение. Перемещайте боковой манипулятор левой стороны трансформационной рамки в режиме обычного масштабирования, добиваясь совпадения углов обеих граней куба.
  • 23. Теперь кубик напоминает коробку с открытой крышкой. Чтобы «закрыть крышку», подведите указатель к боковому манипулятору правой верхней стороны рамки и, удерживая клавишу Ctrl, наклоняйте фрагмент, добиваясь одновременно совпадения сторон углов (рис. 92, в).
  • 24. Примените трансформацию нажатием клавиши Enter. Кубик готов.
Результат применения различных видов трансформации (окончание см. на с. 164)

Рис. 92. Результат применения различных видов трансформации (окончание см. на с. 164)

Результат применения различных видов трансформации (начало см. на с. 163)

Рис. 92. Результат применения различных видов трансформации (начало см. на с. 163)

мРаботая с инструментом Перемещение (Move), можно оперативно вызвать трансформационную рамку для преобразования выделенного фрагмента. Для этого в панели настроек инструмента установите галочку Показывать управляющие элементы.

Рисование и тоновая коррекция

Согласно предложенному заданию готовое изображение должно содержать и кубик, и шар. Но внутри глобуса, на месте перемещённых фрагментов, образовалась «дырка» фонового цвета. Восстановить изображение на этом участке можно с помощью инструмента Архивная кисть (History Brush). Однако существует опасность уничтожения участков созданного куба в том случае, если действие инструмента «коснётся» этой области изображения. После восстановления глобуса возникнет другая проблема: окраска куба идентична окраске глобуса, и, когда рядом с кубом не станет области однородного цвета, оба объекта зрительно будут сливаться.

Чтобы восстановить утраченный рисунок глобуса, не повредив при этом созданный куб, и произвести необходимую цветокоррекцию, имеет смысл выделить одну и маскировать другую части документа.

При наличии выделенной области все инструменты и команды действуют только в её пределах. Коррекция тонов и цвета также распространя ется только на выделенный участок. Невыделенная область защищена от применения любых средств редактирования.

  • 25. Выберите в панели инструментов Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso). Привязываясь к узлам сетки, выделите им границы куба.
  • 26. Инвертируйте выделение:

Выделение (Select) - Инверсия (Inverse).

  • 27. Возьмите инструмент Архивная кисть (History Brush). На панели настроек выберите жёсткую кисть большого диаметра и установите для неё нормальный режим наложения с непрозрачностью 100 %.
  • 28. В палитре История (History) определяется исходное состояние, до которого будет восстановлен изменённый фрагмент изображения. По умолчанию, если не задано другого состояния, восстанавливающая кисть будет приводить изображение к виду на момент открытия документа. Восстановите утраченный фрагмент. Обратите внимание: процедура восстановления никак не коснулась куба, так как он был маскирован.
  • 29. Как видите, куб теперь теряется на фоне глобуса. Выполним для него небольшую коррекцию цвета и тона. Для этого вновь инвертируйте выделение, нажав сочетание клавиш Sift + Ctrl +1.
  • 30. Вызовите окно Цветовой баланс (Color Balance) через главное меню или сочетанием клавиш Ctrl + В. Измените цветовое решение выделенной области так, чтобы основным цветом был голубой (рис. 93).
  • 31. С помощью диалогового окна Яркость/Контраст (Brigh-tness/Contrast) увеличьте яркость выделенной области, чтобы изображение стало светлее, и добавьте контраст.

Теперь, когда изменён общий тон куба, можно поработать с отдельными гранями, чтобы придать ему объём. Для имитации объёма надо затемнить или осветлить отдельные стороны куба исходя из направления и степени освёщённости центрального объекта - глобуса.

Цветовой баланс

Уровни: -57 -11

Г олубой

Пурпурный

Желтый 1

Тоновой баланс

О Тени

И Сохранить свечение

Яркость:

-----------------3"

Контрастность:

-------------------З1

Балансировка цвета и тоновая коррекция выделенной области

Рис. 93. Балансировка цвета и тоновая коррекция выделенной области

Но если мы стремимся к натуральности, нельзя не заметить, что куб сейчас «висит» в воздухе. «Опустим» объект на уровень глобуса, а потом примемся за проработку освещённости граней.

  • 32. Активизируйте инструмент Перемещение (Move) нажатием клавиши V.
  • 33. Переместите выделенный фрагмент на две клетки вертикально вниз. Куб занял подходящее положение, но участок перемещённого фрагмента опять заполнился фоновым цветом. Оцените теперешнее положение куба. При необходимости произвольно подкорректируйте положение объекта.
  • 34. Инвертируйте выделение и восстановите с помощью инструмента Архивная кисть (History Brush) утраченный фон.
  • 35. Инвертируйте выделение, чтобы выделенным вновь оказался куб.

Сейчас у куба освещённой выглядит верхняя грань, причём источник света, вероятно, находится сверху. Глобус также освещён в верхней части, но блик на глобусе, в отличие от кубика, виден слева. Такие различия в отсветах предметов, как правило, портят впечатление от увиденного, оставляя ощущение того, что на картинке «что-то не так». Приведём в соответствие «освещённые» части предметов.

  • 36. Возьмите инструмент Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso) и в режиме пересечения выделите верхнюю грань куба. Поскольку для работы была установлена функция привязки к сетке, сделать точное выделение не составит труда.
  • 37. Инструментом Пипетка (Eyedropper) выберите синий (или темно-голубой) цвет из имеющихся на изображении.
  • 38. Мягкой Кистью (Paintbrush) в режиме Затемнение (Darken) с низким значением непрозрачности (15-20 %) затемните светлые участки с правой стороны грани. Теперь грань не имеет бликов.
  • 39. Оцените изображение. Посмотрите, как освещён глобус, и решите, где должен находиться на кубе светлый участок, чтобы предметы выглядели освещёнными одинаково. Вероятно, вся верхняя грань куба должна быть хорошо освещена, при этом в передней части она должна быть немного светлее основного тона, а в задней - чуть темнее. Мягкой кистью соответствующего диаметра в режиме осветления Осветление (Screen) с маленьким значением непрозрачности осуществите задуманное.
  • 40. После процедур осветления и затемнения, если пропала чёткость изображения, немного увеличьте контраст. Снимите выделение.
  • 41. Инструментом Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso) выделите левую грань куба.
  • 42. В режиме затемнения темно-синим или чёрным цветом с низкой непрозрачностью проведите линию вдоль ребра куба под верхней гранью. Снимите выделение.
  • 43. Выделите переднюю грань куба.
  • 44. Слегка осветлите область левого верхнего угла. При необходимости немного увеличьте контраст. Снимите выделение.
  • 45. Прорисуйте рёбра куба. Возьмите образец светло-голубого цвета с изображения куба. Установите для инструмента Кисть
  • (Paintbrush) диаметр 2-3 пикселя, минимальную жёсткость, непрозрачность 50-70 % и в режиме осветления проведите прямые линии. Для создания прямой линии щёлкните кистью на одном конце ребра, а затем нажмите Shift и щёлкните на другом конце. Между этими двумя точками будет создана прямая линия.
  • 46. Работа над кубом завершена (рис. 94, о). Но изображение не будет выглядеть естественно до тех пор, пока от внесённого объекта не упадёт тень. Выберите чёрный цвет и в режиме Умножение (Multiply) с малой непрозрачностью нанесите мягкую тень от куба на глобус и поверхность подставки (рис. 94, б). Во время работы используйте выделение или маскирование определённых участков изображения; применяйте по необходимости восстанавливающую кисть.

а б

Рис. 94. Изображение (я) выглядит более естественно, когда добавлена тень от объекта (б)

Отмените демонстрацию координатной сетки, сняв поставленную галочку в меню Вид (View) или нажав сочетание клавиш Ctrl +’ или Ctrl + Н.

На рис. 94, б, представлено законченное изображение. Поскольку вся работа производилась на основе оригинального документа, композиция получилась немного смещённой вправо. Процедура кадрирования поможет убрать излишки ненужного фона слева.

  • 47. На панели инструментов выберите Кадрирование (Crop).
  • 48. Растяните инструментом прямоугольную рамку так, чтобы внутри неё оказалась приблизительно та часть изображения, которую вы желаете сохранить. После отпускания кнопки мыши часть изображения, оставшуюся за пределами рамки и подлежащую удалению, программа покроет серой пеленой.
  • 49. На предназначенной для сохранения части изображения появилась пунктирная рамка обрезки с боковыми и угловыми манипуляторами, с помощью которых рамку обрезки можно свободно масштабировать (рис. 95, а). Добейтесь такого размера и положения рамки, чтобы композиция смотрелась наилучшим образом.
  • 50. Поместите курсор внутрь рамки обрезки и сделайте двойной щелчок мышью. Изображение будет обрезано по границе рамки (рис. 95, б).

а б

Рис. 95. Изображение с рамкой обрезки (а) и после кадрирования (б)

Обводка и заливка областей

Команды заливки и обводки выделенной области удобно рассматривать в рамках изучения одной из полезных и эффектных возможностей программы - создание собственного образца кисти и модели заливки.

1. Откройте документ rosa.jpg. Допустим, требуется изготовить орнамент, повторяющимся элементом которого должен стать силуэт данного цветка.

  • 2. Используя инструмент Волшебная палочка (Magic Wand) и команду инвертирования (Shift + Ctrl + I), выделите в документе розу.
  • 3. Выберите команду трансформации выделенной области, нажав сочетание клавиш Ctrl + Т.
  • 4. В панели настроек параметров трансформирования щёлкните по кнопке сохранения пропорций Сохранять пропорции (Maintain aspect ratio), расположенной между полями W и Н. Введите в поле ширины W значение 20 %. Примените трансформацию.
  • 5. После трансформации на изображении остался едва заметный серый контур цветка (краевые пиксели, не вошедшие в выделение). Чтобы очистить фон, установите фоновым цветом - белый; инвертируйте выделение и нажмите клавишу Delete.
  • 6. Снимите выделение. Уменьшенное по размерам изображение цветка определим как образец будущей кисти.
  • 7. Инструментом Прямоугольная область (Rectangular Marquee) создайте выделенную область, охватывающую изображение цветка.
  • 8. В меню Редактирование (Edit) выберите команду Определить кисть (Define Brash). Появится окно Название кисти (Brush Name) с образцом будущей кисти и её размером в пикселях. В поле Имя (Name) можно ввести название созданной кисти или принять предложенное по умолчанию. Щёлкните по кнопке ОК, и новая кисть будет создана. Она помещается последней в списке кистей. Отмените выделение.
  • 9. Выберите новую кисть, щёлкнув на её образце в списке кистей. Откройте вкладку Кисти (Brushes) и настройте интервал кисти таким образом, чтобы отпечатки в виде цветка не накладывались друг на друга, а располагались красивым орнаментом.
  • 10. Проведите линию созданной кистью. Попробуйте провести линии разным цветом и с различной степенью прозрачности (рис. 96).

• f f f f

Puc. 96. Линия, проведённая созданной кистью

со значением интервала 100 %

Кисть создаётся как полутоновое изображение. Это значит, что все чёрные области рисунка станут непрозрачными, белые - прозрачными, а цветные участки приобретут частичную прозрачность в зависимости от яркости.

Создавать кисть, оставляющую отпечатки в виде полутоновых изображений, имеет смысл лишь тогда, когда это продиктовано замыслом произведения. Для всех остальных случаев лучше создавать монохромные кисти.

11. В палитре История (History) вернитесь к состоянию, когда был выделен, но ещё не трансформирован цветок.

Чтобы получить монохромную кисть, область цветка должна быть полностью чёрной. Для сплошной заливки выделенной области существует специальная команда Залить (Full) в меню Редактирование (Edit).

12. Выберите в главном меню Редактирование (Edit) команду Залить (Full) или нажмите сочетание клавиш Shift + F5. Программа откроет диалоговое окно (рис. 97). В этом окне устанавливаются цвет заливки, непрозрачность и режим наложения.

Диалоговое окно команды заливки выделенной области

Рис. 97. Диалоговое окно команды заливки выделенной области

  • 13. Выберите в списке Использовать (Use) чёрный цвет. Установите режим наложения Нормальный (Normal) и непрозрачность 100 %.
  • 14. Щёлкните по кнопке ОК. Выделенная область залита сплошным чёрным цветом.
  • 15. Повторите действия, описанные в пунктах 3-10: трансформируйте выделенный фрагмент до величины 20 % от текущего размера; очистите фон, выполните прямоугольное выделение и определите образец кисти; настройте интервал; проведите созданной кистью линию.
  • 16. Поэкспериментируйте с настройками динамик вкладки Кисти (Brushes) и получите орнаменты разного вида (рис. 98).

Рис. 98. Линии, созданные новой кистью

без использования динамических параметров (а)

и с использованием параметров динамики кисти (б)

^Использование команды заливки выделенной области из меню Редактирование (Edit) равносильно применению внутри выделенной области инструмента Заливка (Paint Bucket) со значением параметра Чувствительность (Tolerance) - 255.

Помимо заливки выделенной области, Photoshop предоставляет возможность обвести контур выделения линией произвольной толщины, прозрачности и цвета. Команда обводки Штриховать (Stroke) также находится в меню Редактирование (Edit).

1. В документе rosa.jpg выделите цветок или вернитесь в палитре История (History) к состоянию, когда цветок был выделен, но ещё не трансформирован.

  • 2. Установите фоновым - белый, а основным - голубой цвет.
  • 3. В меню Редактирование (Edit) выберите команду Выполнить обводку (Stroke). Программа откроет диалоговое окно для выбора варианта обводки (рис. 99).
Диалоговое окно команды обводки выделенной области

Рис. 99. Диалоговое окно команды обводки выделенной области

Расположение обводки относительно линии выделения

Рис. 100. Расположение обводки относительно линии выделения

  • 4. Задайте Ширину (Width) линии обводки - 10 пикселей, Расположение (Location) - Снаружи (Outside) (рис. 100), режим наложения - Нормальный и прозрачность - 100 %.
  • 5. Щёлкните по кнопке ОК. Выделенная область обведена широкой линией голубого цвета.
  • 6. Нажмите клавишу Delete. Выделенная область очищена от изображения и заполнена фоновым цветом. На белом листе остался лишь голубой контур цветка.
  • 7. Снова вызовите команду Выполнить обводку (Stroke). В диалоговом окне установите ширину обводки - 3 пикселя, цвет -синий (немного темнее уже использованного голубого), расположение - Внутри (Inside), режим наложения и прозрачность оставьте прежними.
  • 8. Щёлкните по кнопке ОК. Контур цветка выглядит так, как будто его только что обвели по трафарету (рис. 101).
Изображение, полученное в результате применения команды Выполнить обводку (Stroke) выделенной области

Рис. 101. Изображение, полученное в результате применения команды Выполнить обводку (Stroke) выделенной области

Вопросы для самоконтроля приобретенных знаний и умений

  • 1. Чем отличаются результаты операций перемещения и трансформирования выделенного фрагмента от операций перемещения и трансформирования выделенной области?
  • 2. Как осуществляются интерактивная и точная трансформации выделенного фрагмента?
  • 3. Как действуют инструменты и команды при наличии в документе выделенной области?
  • 4. Как выполнить заливку и обводку выделенной области?
  • 5. Как в Adobe Photoshop создать новый образец кисти?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >