УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Описания практических работ

Раздел 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РИСУНОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ И АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

Тема 1. Простой натюрморт из трех геометрических тел

Практическая работа № 1 (14 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка группы предметов в натюрморте.

Список литературы:

основная литература [2];

дополнительная литература [8].

Задание: выполнить простой натюрморт из трех геометрических тел с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Принципы выполнения академического рисунка: от общего к частному, от частного к общему. Методы выполнения рисунка: натурный метод, метод визирования. Последовательность выполнения академического рисунка. Компоновка изображения на формате. Линейно-конструктивное построение предметов, учет пропорций и расположения предметов в пространстве. Особенности перспективного решения предметов. Передача средствами светотени объема предметов, их конструктивности, взаимосвязи в пространстве, единства освещенности. Техника реалистического академического рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для того чтобы работа над рисунком группы предметов (натюрморта) продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

1. Анализ формы предметов постановки.

В начале работы над рисунком группы предметов необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки.

2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения.

3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению.

4. Выявление объемной формы и перспективного построения рисунка на плоскости.

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Работая тоном, необходимо знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен.

5. Полная тональная проработка формы.

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень).

6. Подведение итогов работы над рисунком (обобщение).

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую цельность.

Тема 2. Простой натюрморт из 3-4 геометрических тел

Практическая работа № 2 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка группы предметов в натюрморте.

Список литературы:

основная литература [2];

дополнительная литература [8].

Задание: линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Последовательность выполнения академического рисунка. Конструктивное построение натюрморта, передача пропорций предметов, их симметричности, прорисовка невидимого контура. Перспективное построение предметов. Передача основной формы предметов с незначительным включением тона. Особенности техники выполнения тонального рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для того чтобы работа над рисунком группы предметов (натюрморта) продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

1. Анализ формы предметов постановки.

В начале работы над рисунком группы предметов необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки.

2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения.

3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению.

4. Выявление объемной формы и перспективного построения рисунка на плоскости.

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Работая тоном, необходимо знать, что са мое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен.

5. Полная тональная проработка формы.

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень).

6. Подведение итогов работы над рисунком (обобщение).

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую цельность.

Тема 3. Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой Практическая работа № 3 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка группы предметов в натюрморте.

Список литературы:

основная литература [2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Повторение ранее изученных основных стадий ведения рисунка, законов пропорциональных отношений, нюансов и контрастов, целостности и др. Закрепление и углубление навыков изображения предметов в их пространственной взаимосвязи.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для того чтобы работа над рисунком группы предметов (натюрморта) продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

1. Анализ формы предметов постановки.

В начале работы над рисунком группы предметов необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки.

2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения.

3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению.

4. Выявление объемной формы и перспективного построения рисунка на плоскости.

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Работая тоном, необходимо знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен.

5. Полная тональная проработка формы.

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень).

6. Подведение итогов работы над рисунком (обобщение).

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую цельность.

Тема 4. Натюрморт с гипсовым орнаментом Практическая работа № 4 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка группы предметов в натюрморте.

Список литературы:

основная литература [2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Основные стадии академического рисунка. Перспективное изображение объемных предметов в натюрморте. Выполнение тонального рисунка. Освоение техники академического рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для того чтобы работа над рисунком группы предметов (натюрморта) продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

1. Анализ формы предметов постановки.

В начале работы над рисунком группы предметов необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки.

2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения.

3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению.

4. Выявление объемной формы и перспективного построения рисунка на плоскости.

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Работая тоном, необходимо знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен.

5. Полная тональная проработка формы.

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень).

6. Подведение итогов работы над рисунком (обобщение).

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую цельность.

Раздел 2. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. РИСОВАНИЕ ЧЕРЕПА ЧЕЛОВЕКА

Тема 5. Рисунок гипсовой модели головы «обрубовка» в 2-3 ракурсах

Практическая работа № 5 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой модели головы.

Список литературы:

основная литература [1,2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Основные плоскости головы. Компоновка на одном листе двух изображений головы. Последовательность выполнения рисунка. Определение 44

и передача в рисунке основных плоскостей, образующих объем головы. Передача большой формы головы и основных ее частей средствами светотени.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Начало работы над рисунком с натуры гипсовой головы всегда сопряжено с поисками композиционного размещения изображения. В данном рисунке необходимо показывать два положения головы, например, в фас и сбоку, а также отдельные массы общей формы, подобно тому, как это делают скульпторы, но только в глине. Хорошо взятое общее, даже в предельно упрощенном виде, напоминает на плоской поверхности бумаги как бы реальную объемность. Внимательно изучая натуру, как в ходе зрительного наблюдения, так и в процессе ее изображения, присмотритесь к наличию в ней основных плоскостей поверхностей формы. Такая «обрубовка» формы головы помогает видеть основные плоскости в изображении головы. Необходимо провести вспомогательные линии, определяющие построение лицевой части. На срединной линии определяется переносье, основание носа, разрез рта и низ подбородка. Дальше необходимо найти все плоскости гипсовой головы (лицевую, боковые, височные и т. д.) и строго определить их перспективные сокращения при различных наклонах. Определив объем, характер и пропорции лица, следует легкими штрихами наметить светотень, затем приступить к детальной проработке формы, - наблюдая модель со всех сторон, чтобы уловить характер лица.

Тема 6. Рисунок экорше Гудона

Практическая работа№6(8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка анатомической головы.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Основные мышцы головы человека, их влияние на пластическую характеристику. Последовательность выполнения рисунка. Выявление анатомического строения головы, пластики лицевого отдела головы, основных групп мышц в линейно-конструктивном и тональном рисунке.

Материалы и принадлежности: бумага формата АЗ, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для правильного и грамотного рисунка экорше головы необходимо знать строение черепа и расположение основных мышц. Череп определяет основные пропорции головы. Следовательно, в рисунке экорше нужно обратить внимание на пропорции гипсовой модели, а также на композицию и характер головы с обнаженными мускулами. Напоминаем, начало работы над рисунком с натуры всегда сопряжено с поисками композиционного размещения изображения. В данном рисунке необходимо показывать отдельные массы общей формы, подобно тому, как это делают скульпторы, но только в глине. Хорошо взятое общее даже в предельно упрощенном виде напоминает на плоской поверхности бумаги как бы реальную объемность. Приступая к рисунку экорше, надо обратить внимание на активное движение в форме легкой откинутости и почти неуловимого поворота головы чуть вправо. Внимательно изучая натуру, как в ходе зрительного наблюдения, так и в процессе ее изображения, присмотритесь к наличию в ней основных поверхностей формы. Такая «обрубовка» формы головы помогает видеть объем в изображении и передать его в окончательном виде без упрощенности и резкости в трактовке. Экорше головы человека имеет часть шеи, форму которой, прежде всего, определяет парная мышца со сложным названием грудино-ключично-сосцевидная, тянущаяся наискосок по боковой поверхности шеи. Работая над рисунком экорше головы в тоне, следуйте тем же требованиям, какие предъявляются к любому тоновому рисунку. Выполнение рисунка экорше головы человека дает первые серьезные навыки и хорошую методическую подготовку для дальнейшей работы в рисовании людей.

Тема 7. Рисунок черепа человека в трех ракурсах

Практическая работа № 6 (8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка черепа человека.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Анатомическое строение черепа человека. Последовательность выполнения академического рисунка. Компоновка изображений черепа на одном листе. Определение положения черепа и его основных плоскостей в пространстве. Проработка крупных и средних деталей черепа.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

При работе над построением рисунка с натуры необходимо строго соблюдать методическую последовательность в рисунке. Легкими движениями карандаша наметьте общий приблизительный силуэт черепа, после чего необходимого проверить правильность размещения предполагаемого объекта на листе, одновременно следя за его размером. Определив местоположение и размер черепа, приступайте к его построению. Строя обобщенную конструктивную форму черепа, следует ориентироваться по опорным точкам - характерным костным выступам и углублениям. Построив обобщенную конструктивную форму черепа, сверьте свой рисунок с натурной моделью. Заметив ошибки, не откладывая, приступайте к их исправлению. Соблюдая закономерности членения головы человека на пропорциональные части, приступайте к разметке уровней местоположения надбровных дуг, основания носа и его костей, разделительной линии челюстных костей подбородка, лобных бугров, скуловых костей и нижних краев глазничных впадин. Ориентируясь по намеченным линиям, приступайте к уточнению характера форм как всего черепа, так и его деталей, добиваясь убедительного объемно-конструктивного построения изображения. После построения общей конструкции формы черепа переходят к тональной моделировке.

Для того чтобы иметь более полное представление о строении формы черепа, необходимо поупражняться в его рисовании с трех положений: спереди, сбоку, сзади или в трехчетвертном положении в том же порядке. Для закрепления полученных навыков очень полезно делать зарисовки и наброски формы черепа, как с натуры, так и по памяти, в различных положениях и ракурсах.

Тема 8. Рисунок гипсовых частей лица - слепков со скульптуры Микеланджело «Давид»

Практическая работа № 8 (30 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовых частей лица.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Последовательность выполнения рисунка гипсовых частей лица. Призматический характер носа, его основные плоскости - боковые, передняя и основание. Глазничная впадина. Шарообразность глазного яблока. Веки, радужная оболочка глаза, зрачок, слезник; основная пластика глаза. Компоновка изображений на одном формате. Целостное восприятие большой формы носа, глаз, губ, уха, выполнение тонального рисунка, учет характера модели и ее формы.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Приступая к построению формы носа, начинать следует с основных пропорциональных величин, а затем определить наклон и положение носа в пространстве с учетом перспективы. Рисуя гипсовый слепок носа, не забудьте наметить общую форму и точно определить его размеры - высоту, длину и ширину. Затем наметьте надбровную дугу, длину призмы носа, ширину его основания в области переносицы, крыльев носа, переднюю плоскость с кончиком носа и переносицу. Для этого необходимо знать характерные конструктивные точки. Эти точки располагаются симметрично относительно осевой профильной линии, разделяющей форму носа на две половины. Они являются парными и располагаются следующим образом. Точки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа, боковую поверхность - сверху у основания -внутренние края слезников, снизу - уголки краев крыльев носа. Они же определяют нижнюю поверхность основания носа. Соединив линиями эти точки, получим обобщенную схему призмы носа, которая состоит из четырех плоскостей - передней, двух боковых и нижней. Наметив общую форму, переходите к размещению составных элементов натуры и тут же уточняйте характер каждого. Закончив данный этап построения, проведем проверку. Если вы проверили правильность построения конструктивной основы формы носа, можете начать моделировку формы тоном.

Рисунок глаза начинать следует с определения линии горизонта, затем с уточнения общего размера гипсового слепка по вертикали и по горизонтали. Построение гипсовой модели глаза выполняется в линейноконструктивном изображении, когда модель рассматривается как бы в прямоугольном пространстве с последующими уточнениями характера форм. Рисуя глаз, внимательно следите за его рельефом с учетом перспективных сокращений. Прежде чем определить посадку глазного яблока, нужно наметить линию надбровных дуг. Наметив надбровные дуги, можно переходить к определению линии разреза глаз, на что следует особо обратить внимание. Рисуя форму глаза, не спешите рисовать веки, пока не определили посадку глазного яблока и зрачка. Определив размер и посадку формы глазного яблока, можно приступить к рисованию век. Рисуя веки, следите за тем, чтобы они облегали форму глазного яблока, учитывая при этом их толщину и характер изгиба. По мере завершения работы над построением рисунка глаза переходите к тональной моделировке формы.

Приступая к изображению губ, необходимо знать не только закономерности строения формы, но и правила их изображения на плоскости. Построение изображения губ должно выполняться линейно-конструктивным методом. Легким движением карандаша наметьте местоположение губ с учетом пропорциональных и перспективных сокращений. После чего определите вспомогательными линиями общий характер линии рта сообразно характеру модели. Губы состоят из половинок, их середина находится на профильной осевой линии. Определив вспомогательными линиями и точкой серединную профильную линию, уточняя толщину губ, наметьте легкими непрерывными линиями дугообразную кромку формы верхней губы. На середине дугообразной кромки верхней губы, над ее бугорком, от носогубной бороздки строится характерный изгиб, который характеризует форму верхней губы. При изображении бугорка верхней губы правильно определите его направление, следя за серединной профильной линией, идущей вдоль его горбинки. При построении формы нижней губы также следует ориентироваться на серединную профильную линию. Необходимо отметить, что формы губ, также как и остальные детали головы и лица, относятся к парным формам. Поэтому при их изображении следует строго придерживаться парности строения форм. На завершающем этапе построения рисунка губ, намеченного легкими линиями, необходимо в нужной мере расставить акценты на своем рисунке. Затем надо перейти к тональной моделировке форм.

Рисунок уха следует начинать с изображения общей формы. Конструктивная схема строения формы ушной раковины обусловлена хрящевыми образованиями, поэтому при ее построении следует ориентироваться на конструктивные опорные точки. Такими точками на ухе являются характерные выступы и углубления, которые продиктованы его анатомическим строением. После чего следует перейти к изображению составных частей уха. Одновременно следите за пропорциональными соотношениями частей по отношению друг к другу и к целому. Намечая местоположение дольки уха (мочки), а также его полость, толщину завитка, противозавитка, козелка, противокозелка и их вырезки, следите за тем, чтобы они были верно определены в масштабе. Закончив работу над построением рисунка ушной раковины, нужно, не откладывая, проверить его правильность. После этого можно перейти к тональной моделировке формы ушной раковины.

Раздел 3. РИСОВАНИЕ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 9. Рисунок гипсовой головы Дианы

Практическая работа № 9 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой головы.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Этапы выполнения рисунка гипсовой античной головы. Определение положения головы в пространстве, ее симметричности и перспективы. Передача средствами светотени объема и конструкции головы: изображение большой формы.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Процесс работы над гипсовой головой можно разбить на несколько стадий.

Композиционное размещение рисунка на листе. Студент должен легким штрихом определить в общих чертах характер движения головы как большой массы. Перед выполнением длительного задания полезно сделать набросок, в котором будет найдена композиция.

Линейное построение. Определив положение головы в пространстве, намечают основные пропорции и уточняют характер формы. На этом этапе важно правильно сконструировать форму, строго соблюдая ее анатомию.

Детальная моделировка. Моделируя детали, необходимо: следить за переходами одной формы в другую, найти основные анатомические подробности и их взаимосвязь, верные тональные отношения (свет, полутон, тень, рефлекс) и на завершающей стадии обобщить все сделанное раньше. Очень важно при детальном анализе формы сохранить так называемое целостное видение модели, постоянно сравнивая отношение малых величин к большим, силы света к полутону и тени, а также к фону. С помощью тона достигается цельность и выразительность формы. Понимание конструктивных особенностей головы поможет острее передать характер ее формы, подчеркнуть главное. Так, при положении головы в фас или три четверти, когда лицо полностью или на три четверти скрывает затылок, главное внимании устремляется на глаза, нос, губы.

Тема 10. Рисунок гипсовой головы Аполлона

Практическая работа № 10 (14 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой головы.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Последовательность и принципы построения рисунка гипсовой античной головы. Целостность восприятия при выполнении рисунка. Принцип парности рисования головы, ее симметричность, вспомогательные линии построения.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Композиционное размещение рисунка на листе. Студент должен легким штрихом определить в общих чертах характер движения головы как большой массы. Перед выполнением длительного задания полезно сделать набросок, в котором будет найдена композиция.

Линейное построение. Определив положение головы в пространстве, намечают основные пропорции и уточняют характер формы. На этом этапе важно правильно сконструировать форму, строго соблюдая ее анатомию.

Детальная моделировка. Моделируя детали, необходимо: следить за переходами одной формы в другую, найти основные анатомические подробности и их взаимосвязь, верные тональные отношения (свет, полутон, тень, рефлекс) и на завершающей стадии обобщить все сделанное раньше. Очень важно при детальном анализе формы сохранить так называемое целостное видение модели, постоянно сравнивая отношение малых величин к большим, силы света к полутону и тени, а также к фону. С помощью тона достигается цельность и выразительность формы. Понимание конструктивных особенностей головы поможет острее передать характер ее формы, подчеркнуть главное. Так, при положении головы в фас или три четверти, когда лицо полностью или на три четверти скрывает затылок, главное внимании устремляется на глаза, нос, губы.

Тема 11. Рисунок гипсовой головы Вольтера

Практическая работа № 11 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой головы.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Знание основных костей черепа и мышц головы. Принцип построения их. Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы. Построение плоскости головы по опорным зрительным анатомическим точкам (лобные бугры, теменные, скуловые кости, угол нижней челюсти и т. д.)

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Композиционное размещение рисунка на листе. Студент должен легким штрихом определить в общих чертах характер движения головы как большой массы. Перед выполнением длительного задания полезно сделать набросок, в котором будет найдена композиция.

Линейное построение. Определив положение головы в пространстве, намечают основные пропорции и уточняют характер формы. На этом этапе важно правильно сконструировать форму, строго соблюдая ее анатомию.

Детальная моделировка. Моделируя детали, необходимо: следить за переходами одной формы в другую, найти основные анатомические подробности и их взаимосвязь, верные тональные отношения (свет, полутон, тень, рефлекс) и на завершающей стадии обобщить все сделанное раньше. Очень важно при детальном анализе формы сохранить так называемое целостное видение модели, постоянно сравнивая отношение малых величин к большим, силы света к полутону и тени, а также к фону. С помощью тона достигается цельность и выразительность формы. Понимание конструктивных особенностей головы поможет острее передать характер ее формы, подчеркнуть главное. Так, при положении головы в фас или три четверти, когда лицо полностью или на три четверти скрывает затылок, главное внимании устремляется на глаза, нос, губы.

Тема 12. Рисунок гипсовой головы Гаттамелаты

Практическая работа № 12 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой головы.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Последовательность выполнения рисунка гипсовой античной головы. Передача характерных особенностей гипсовой головы: пропорций, крупных частей (лоб, нос, глаз, рот, ухо и т. д.). Передача пластических особенностей головы в тональном рисунке. Совершенствование техники исполнения. Достижение целостности и выразительности рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Композиционное размещение рисунка на листе. Студент должен легким штрихом определить в общих чертах характер движения головы как большой массы. Перед выполнением длительного задания полезно сделать набросок, в котором будет найдена композиция.

Линейное построение. Определив положение головы в пространстве, намечают основные пропорции и уточняют характер формы. На этом этапе важно правильно сконструировать форму, строго соблюдая ее анатомию.

Детальная моделировка. Моделируя детали, необходимо: следить за переходами одной формы в другую, найти основные анатомические подробности и их взаимосвязь, верные тональные отношения (свет, полутон, тень, рефлекс) и на завершающей стадии обобщить все сделанное раньше. Очень важно при детальном анализе формы сохранить так называемое целостное видение модели, постоянно сравнивая отношение малых величии к большим, силы света к полутону и тени, а также к фону. С помощью тона достигается цельность и выразительность формы. Понимание конструктивных особенностей головы поможет острее передать характер ее формы, подчеркнуть главное. Так, при положении головы в фас или три четверти, когда лицо полностью или на три четверти скрывает затылок, главное внимании устремляется на глаза, пос, губы.

Раздел 4. РИСОВАНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 13. Рисунок головы живой натуры. Зарисовки, длительный портрет

Практическая работа № 13 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка головы живой натуры.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Построение общей формы головы с учетом ее характерных особенностей и положения в пространстве. Правильная методика ведения зарисовок, умение делать обобщения, отбор общих существенных пластических и психологических признаков модели.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Начинать рисовать голову надо с поисков композиции на листе. Контурно наметив размер головы, характер ее движения, студент уточняет пропорции. Затем проводит вспомогательные линии, определяющие построение лицевой части. На срединной линии определяется переносье, основание носа, разрез рта и низ подбородка. Дальше необходимо найти все плоскости головы (лицевую, боковые, височные и т. д.) и строго определить их перспективные сокращения при различных наклонах. Для более четкого выявления объема головы, прежде всего, следует внимательно изучить поверхность лобной кости и ее бугры: надбровные дуги, глазные впадины, переносье; затем найти переднюю и боковые плоскости носа, крылья носа, выпуклые скуловые кости и нижнюю челюсть.

Определив объем, характер и пропорции лица, следует легкими штрихами наметить светотень, затем приступить к детальной обработке формы, наблюдая модель со всех сторон, чтобы уловить характер лица. После этого нужно более четко выявить светотень, рефлексы и, постепенно усиливая тон, убрать лишние детали, подчиняя их целому.

Тема 14. Рисунок портрета натурщицы с ярко выраженной анатомической характеристикой

Практическая работа № 14 (16 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка портрета натурщицы.

Список литературы:

основная литература [1; 2; 3];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Этапы выполнения рисунка головы. Выделение конкретных задач построения на каждом этапе. Перспектива головы и ее деталей, передача объема.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Начинать рисовать голову надо с поисков композиции на листе. Контурно наметив размер головы, характер ее движения, студент уточняет пропорции. Затем проводит вспомогательные линии, определяющие построение лицевой части. На срединной линии определяется переносье, основание носа, разрез рта и низ подбородка. Дальше необходимо найти все плоскости головы (лицевую, боковые, височные и т. д.) и строго определить их перспективные сокращения при различных наклонах. Для более четкого выявления объема головы, прежде всего, следует внимательно изучить поверхность лобной кости и ее бугры: надбровные дуги, глазные впадины, переносье; затем найти переднюю и боковые плоскости носа, крылья носа, выпуклые скуловые кости и нижнюю челюсть.

Определив объем, характер и пропорции лица, следует легкими штрихами наметить светотень, затем приступить к детальной обработке формы, наблюдая модель со всех сторон, чтобы уловить характер лица. После этого нужно более четко выявить светотень, рефлексы и, постепенно усиливая тон, убрать лишние детали, подчиняя их целому.

Тема 15. Поясной портрет натурщицы с руками

Практическая работа №15 (18 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка натурщика с руками.

Список литературы:

основная литература [1; 2; 3];

дополнительная литература [8].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Определение характера натуры, пропорций, движения головы, торса, рук. Связь всех деталей в гармоническое целое. Передача характера освещения. Подчинение складок особенностям внутренней формы фигуры. Совершенствование техники работы графическими материалами.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Правила ведения рисунка (от начала до завершения) и материалы для выполнения те же, что и для всех рисунков. Большое внимание уделяется голове: следует хорошо проработать глаза, зрачки, остальное - свободнее. Должное внимание необходимо уделить прорисовке ноздрей и губ. Подход к рисунку одежды более свободный, руки нужно хорошо проработать, но подчинить голове. Руки, как известно, могут быть не менее выразительны, чем лицо. Отсюда понятно, какое они имеют значение в портрете.

Раздел 5. РИСОВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Тема 16. Сравнительный рисунок руки скелета, руки живой натуры и гипсовой анатомической модели кисти

Практическая работа № 16 (6 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка частей тела.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Основные части и кости верхних конечностей человека. Проработка крупных и средних деталей кистей рук. Рисунок предплечья и кистей рук натурщика. Изучение пластических особенностей кисти со стороны ладони и тыльной стороны.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Одной из самых сложных форм человеческого тела являются конечности - кисти и стопы. Внимательное и пристальное изучение анатомического строения конечностей позволяет лучше понять и усвоить закономерную связь между внутренним и внешним строением форм конечностей, осознать их конструктивную и функциональную целесообразность. Правила ведения рисунка (от начала до завершения) и материалы для выполнения те же, что и для всех других рисунков.

Тема 17. Рисунок гипсовой модели руки в двух ракурсах

Практическая работа № 17 (6 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейноконструктивного, тонового решения рисунка гипсовой модели руки.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Размещение на листе двух рисунков кистей рук. Пластическое строение кисти. Выявление характера, объема, пластики модели. Принципы работы над построением: от общего к частному; анализ и вычленение больших плоскостей и их положения в пространстве.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

В построении формы руки и кисти особое значение придается выявлению конструктивной основы. Выражая конструктивную схему строения конечностей, за основу берут наиболее характерные анатомические выступы и углубления на формах руки и кисти. Начинать учебный рисунок следует с гипсовых слепков, так как неподвижность гипсовых моделей дает возможность не спеша вести работу, анализировать, сверять пропорцию, учитывать перспективу, то есть все то, что придется делать и при рисовании живой натуры. При построении формы руки и кисти нужно ориентироваться на характерные анатомические выступы и углубления - так называемые опорные и узловые точки, определяя направление, движение, пропорции и массу форм руки, кисти и пальцев, подчиняя их законам перспективы.

Тема 18. Рисунок полуфигуры с кистями рук сидящего натурщика

Практическая работа №18 (6 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка полуфигуры.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Пластическая анатомия руки. Суставы, мышцы, сухожилия. Конструктивные особенности руки. Чашеобразность ладони. Выпуклость общей формы с тыльной стороны. Разнообразность движений кисти руки и выражение через них эмоций.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Правила ведения рисунка (от начала до завершения) и материалы для выполнения те же, что и для всех рисунков. Большое внимание уделяется голове: хорошо проработать глаза, зрачки, остальное - свободнее. Ноздри и губы тоже проработать точнее. Одежду - свободнее, руки хорошо проработать, но подчинить голове. Руки, как известно, могут быть не менее выразительны, чем лицо. Отсюда понятно, какое значение они имеют в портрете.

Тема 19. Сравнительный рисунок ноги скелета, живой и гипсовой модели ноги

Практическая работа № 19 (8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка гипсовой модели ноги.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Пластическая анатомия ноги. Скелет, мышцы, сухожилия. Характер стопы, ее строения (плюсна, предплюсна, фаланги пальцев); особенности большого пальца.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Построение изображений стоп, а также других деталей фигуры человека выполняется аналогичным, ничем не отличающимся от построения кисти руки, методом и способом изображения. О методах и приемах построения рисунков стоп и кистей говорилось выше.

Раздел 6. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

РИСУНОК СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

Тема 20. Рисунок скелета человека.

Линейно-конструктивный и линейно-тоновой рисунок

Практическая работа № 20 (6 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка скелета человека.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка скелета человека с легкой тоновой проработкой.

Содержание практической работы

Анатомия скелета человека. Компоновка рисунка на листе с учетом пространственно-перспективного расположения скелета. Построение формы тоном и при помощи основных средств, передающих объем.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Для основательного овладения рисунком фигуры человека крайне необходимо не только теоретическое изучение строения костных основ человеческого тела, но и умение грамотно и верно изображать его графически. Переходя к рисованию скелета, следует напомнить студентам, что не обязательно прорисовывать каждую косточку, нужно знать закономерности внутренней структуры, то есть необходимо овладеть конструктивноструктурными принципами изображения скелета человека. Приступая к построению рисунка формы скелета, осмотрите модель, изучая ее со всех сторон. Для начала нужно наметить основные параметры формы скелета: высоту, ширину, пропорциональные членения - уровни расположения лобкового сочленения, плечевого пояса, головы, грудной клетки, таза, кости большого вертела, коленного сустава. Рисуя скелет, не приучайте себя срисовывать отдельные ребра, а старайтесь разобраться в логике строения основной формы. Поэтому, рисуя скелет и его кости, старайтесь вникнуть в суть дела, серьезно анализируя структуру анатомического строения скелета, помните о его объемно-пространственной характеристике и целостности форм.

Тема 21. Рисунок анатомической фигуры Гудона (мышечная анатомия) в 1-2 ракурсах

Практическая работа № 21 (6 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка анатомической фигуры.

Список литературы'.

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Основные мышцы человеческой фигуры. Анатомические опорные точки скелета человеческой фигуры. Ведение процесса изображения от общего построения главных масс к последовательному насыщению их деталями с последующим обобщением, чтобы частности не мешали образной стороне рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Приступая к работе над рисунком анатомической фигуры, следует внимательно изучить ее со всех сторон, анализируя форму скелета и мышечный покров. Так, например, рисуя анатомическую фигуру спереди, видим, что мышцы, лежащие на поверхности, точно облегают форму скелета, не деформируя форму грудной клетки, плеча, таза и тазобедренного сустава. Прорисовывая большие грудные мышцы, рисующий должен понимать, что они располагаются над жесткими конструкциями передней поверхности грудной клетки. Прорисовывая над передним краем грудной клетки прямые мышцы живота, нужно помнить, что мышцы, огибая жесткие края форм грудной клетки, переходят в мягкую область живота, где нет жестких конструкций. Затем, спускаясь вниз, к лобку, они опять встречаются с костями таза - лобковым выступом. То же наблюдается и в области тазобедренного сустава, подвздошных гребней тазовой кости, большого вертела, яремной ямки, плеча и т. п. Такая расстановка акцентов при рисовании анатомического торса крайне необходима. Наряду с этим, рисуя мышцы, нужно чувствовать кончик карандаша: где и когда подчеркнуть сильнее, а где — еле заметно, передавая тем самым пространственное положение формы, то есть перспективное сокращение мышц и костей. Рисуя мышцы, карандаш должен двигаться по направлению волокон. Все эти указания в равной степени относятся к рисованию мышц со спины и с бока, а также мышц верхних и нижних конечностей.

Тема 22. Рисунок обнаженной фигуры человека с прорисовкой скелета. Линейно-конструктивный и линейно-тоновой рисунок

Практическая работа № 22 (8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка фигуры человека.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [4; 11].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Компоновка двух изображений, в фас и со спины, на одном листе. Передача пропорций и движения основных масс фигуры человека. Изучение пластических особенностей фигур в двух положениях, обусловленных анатомическим строением. Прорисовка одного из положений скелета фигуры и пластической связи частей.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Фигуру человека выгодно начать рисовать спереди, так, чтобы линия горизонта проходила по ее середине. Это нужно для того, чтобы не усложнять изучение и рисование модели. Начинать рисунок следует с отметки линии центра тяжести, которая, как правило, начинается от яремной впадины или от седьмого шейного позвонка, в зависимости от положения рисующего по отношению к фигуре. При рисовании фигуры спереди линию проводят от яремной ямки, при рисовании со спины - от седьмого шейного позвонка. После этого намечаются верхушка темени, основание стопы и уровень лобкового сочленения, а также уровень и направление плеча и таза, коленных суставов, высота и ширина таза, размер головы. При построении модели очень важно помнить о взаимодействии двух частей туловища: грудной клетки с плечевым поясом и таза. Их взаимное положение при опоре на одну ногу имеет свои закономерности. Рисуя фигуру и следя за ее постановкой на плоскости, нужно одновременно вести работу над выявлением характера общей формы модели. Работая тоном, прежде всего надо уяснить, что выявлять форму следует так, будто вы лепите из глины, придавая ей реальную живую форму и характер натурной модели. Выявлять форму в рисунке фигуры можно одними линиями без применения тона. Наметив форму фигуры, в нее необходимо вставить скелет и его кости. Старайтесь вникнуть в суть дела, серьезно анализируя структуру анатомического строения скелета, помните о его объемно-пространственной характеристике и целостности форм.

Раздел 7. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 23. Рисунок обнаженной сидящей женской фигуры в легком повороте

Практическая работа № 23 (8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка фигуры человека.

Список литературы'.

основная литература [1; 2; 3];

дополнительная литература [7; 9; 10].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Особенности пропорций и строения женской фигуры. Комплексное решение учебных задач длительного рисунка: передача движения фигуры, ее пропорций, характера формы; объемное конструктивное построение формы в перспективе; анатомический анализ формы, ее пластическая моделировка средствами светотени; тональное решение пространства.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Перед началом работы над рисунком модели фигуры непременно следует изучить ее со всех сторон, чтобы получить наиболее полные сведения о рисуемом объекте: о строении формы, положении, движении, объеме формы и ее характере. При построении формы необходимо знать не только строение скелета, но и основные мышцы, ибо только тогда можно уяснить себе характер теней, образованных той или иной формой. Надо все время сравнивать пропорции отдельных частей тела, соотнося их к большой форме, связывая со всей фигурой. Работа должна вестись от общего к частному: от пластической характеристики главных масс к последовательному насыщению их деталями с последующим обобщением. Анатомический анализ позволяет преодолеть поверхностное копирование модели, дает возможность сознательно воспринимать реальную пластическую форму, подчеркивать характеристику масс. С помощью тона передается материальность пластической формы и пространственная глубина частей тела.

Для выявления объемности форм большое значение приобретает фон, причем особенно важно проследить касание фона у освещенных и теневых мест формы. В рисунке должно быть ясное понимание линии и тона как двух связанных, дополняющих друг друга способов передачи пластической формы.

Тема 24. Рисунок обнаженной мужской фигуры в легком движении

Практическая работа №24 (8 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного, линейно-конструктивного, тонового решения рисунка фигуры человека.

Список литературы:

основная литература [1; 2; 3];

дополнительная литература [7; 9; 10].

Задание: тоновое или линейно-конструктивное решение рисунка с легкой тоновой проработкой предметов.

Содержание практической работы

Повторение пропорций фигуры человека, строение скелета и мышц. Построение рисунка, показ пропорций движения основных масс в фигуре. Использование при построении знания пластической анатомии с методической основой ведения рисунка фигуры. Выявление симметричности фигуры, узловых опорных точек скелета и основных групп мышц. Решение рисунка в тоне, передача освещения, использование воздушной и линейной перспективы.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Правила ведения рисунка (от начала до завершения) и материалы для выполнения те же, что и для других рисунков фигуры человека.

Тема 25. Рисунок одетой сидящей фигуры в легком повороте с предметом в руках

Практическая работа №25 (10 часов)

Цель: изучить и освоить основные принципы и методы выполнения академического рисунка, приемы перспективного и тонового решения рисунка фигуры человека.

Список литературы:

основная литература [1; 2];

дополнительная литература [7; 8].

Задание: тоновое решение рисунка.

Содержание практической работы

Повторение основ рисования сидящей модели. Особенности выполнения складок одежды. Комплексное решение учебных задач длительного рисунка. Построение фигуры с учетом анатомических основ, перспективы и характера данной натуры. Тональное решение рисунка.

Материалы и принадлежности: бумага формата А2, карандаш.

Методические указания по выполнению работы

Рисуя фигуру человека в одежде, необходимо исходить в построении формы от тех участков фигуры, к которым одежда плотно прикасается, облегая их и тем самым обнаруживая их форму. Такими участками будут: плечевой пояс, область грудной клетки и таза, коленные суставы во фронтально повернутой к нам фигуре, а со спины - лопатки, ягодичные и икроножные мышцы. Выявление этих участков помогает понять пластическую структуру фигуры и образование больших складок, возникающих в тех местах, где одежда не прилегает к формам тела.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >