Структура дисциплины для студентов заочной формы обучения

Раздел дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу' студентов, и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля успе-ваемо-сти и интерактивные формы

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ. занятия

СРС

1.Пространственный рисунок геометрических предметов и архитектурных форм

1

51

2

7

42

Просмотр и анализ

  • 1-й семестр
  • - экзамен

2. Пластическая анатомия головы человека. Рисование черепа человека

2

51

2

7

42

Просмотр и анализ

  • 2-й семестр
  • - экза

мен

3. Рисование гипсовой головы человека

3

51

2

7

42

Просмотр и анализ

  • 3-й семестр
  • - зачет

4. Рисование головы человека

4

51

2

7

42

Просмотр и анализ

  • 4-й семестр
  • - зачет

5. Рисование частей тела человека

5

51

2

7

42

Просмотр и анализ

Контрольная работа

6. Пластическая анатомия фигуры человека. Рисунок скелета человека

6

51

2

7

42

Просмотр и анализ

7. Рисование фигуры человека

7

60

2

10

48

Просмотр и анализ

  • 7-й семестр
  • - экзамен

Итого: 504 часа

366

14

52

330

108 часов - промежуточная аттестация

Содержание дисциплины

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

Введение

Академический рисунок как предмет изучения. Цель и задачи дисциплины «Академический рисунок». Значение дисциплины для профессиональной подготовки специалистов графического дизайна.

Связь дисциплины с общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами.

Организация аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы студентов.

Состав теоретических знаний и практических умений по дисциплине «Академический рисунок». Требования к уровню освоения дисциплины. Формы контроля теоретических знаний и практических умений

Формируемые компетенции: - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7)

РАЗДЕЛ 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РИСУНОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ И АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

Тема 1. Простой натюрморт из трех геометрических тел

Принципы выполнения академического рисунка: от общего к частному, от частного к общему. Методы выполнения рисунка: натурный метод, метод визирования. Последовательность выполнения академического рисунка. Компоновка изображения на формате. Линейно

конструктивное построение предметов, учет пропорций и расположения предметов в пространстве. Особенности перспективного решения предметов. Передача средствами светотени объема предметов, их конструктивности, взаимосвязи в пространстве, единства освещенности. Техника реалистического академического рисунка

Формируемые компетенции:

- владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

В результате изучения раздела студент должен: знать:

- основы построения геометрических предметов, теорию света; виды и технику рисунка; основы перспективы;

уметь:

- изображать объекты пред-меткого мира;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения работ в материале

Тема 2. Простой натюрморт из 3-4 геометрических тел

Последовательность выполнения академического рисунка. Конструктивное построение натюрморта, передача пропорций предметов, их симметричности, прорисовка невидимого контура.

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

Перспективное построение предметов. Передача основной формы предметов с незначительным включением тона. Особенности техники выполнения тонального рисунка

Тема 3. Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой

Повторение ранее изученных основных стадий ведения рисунка, законов пропорциональных отношений, нюансов и контрастов, целостности и др. Закрепление и углубление навыков изображения предметов в их пространственной взаимосвязи

Тема 4. Натюрморт с гипсовым орнаментом Основные стадии академического рисунка. Перспективное изображение объемных предметов в натюрморте. Выполнение тонального рисунка. Освоение техники академического рисунка

РАЗДЕЛ 2. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. РИСОВАНИЕ ЧЕРЕПА ЧЕЛОВЕКА

Тема 5. Рисунок гипсовой модели головы «об-рубовка» в 2-3 ракурсах

Основные плоскости головы. Компоновка на одном листе двух изображений головы. Последовательность выполнения рисунка. Определение и передача в рисунке основных плоскостей, образующих объем головы. Передача большой формы головы и основных ее частей средствами светотени

Формируемые компетенции:

- владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

В результате изучения раздела студент должен: знать:

- основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой натуры; основы перспективы;

уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

Тема 6. Рисунок экорше Гудона

Основные мышцы головы человека, их влияние на пластическую характеристику.

Последовательность выполнения рисунка. Выявление анатомического строения головы, пластики лицевого отдела головы, основных групп мышц в линейно-конструктивном и тональном рисунке

Тема 7. Рисунок черепа человека в трех ракурсах

Анатомическое строение черепа человека. Последовательность выполнения академического

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

рисунка. Компоновка изображений черепа на одном листе. Определение положения черепа и его основных плоскостей в пространстве. Проработка крупных и средних деталей черепа

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения ра-бот в материале

Тема 8. Рисунок гипсовых частей лица - слепков со скульптуры Микеланджело «Давид» Последовательность выполнения рисунка гипсовых частей лица. Призматический характер носа, его основные плоскости - боковые, передняя и основание. Глазничная впадина. Шарообразность глазного яблока. Веки, радужная оболочка глаза, зрачок, слезник; основная пластика глаза. Компоновка изображений на одном формате. Целостное восприятие большой формы носа, глаз, губ, уха, выполнение тонального рисунка, учет характера модели и ее формы

РАЗДЕЛ 3. РИСОВАНИЕ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 9. Рисунок гипсовой головы Дианы

Этапы выполнения рисунка гипсовой античной головы. Определение положения головы в пространстве, ее симметричности и перспективы. Передача средствами светотени объема и конструкции головы: изображение большой формы

Формируемые компетенции:

- владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

В результате изучения раздела студент должен: знать'.

  • - основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой натуры; основы перспективы; уметь:
  • - изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения работ в материале

Тема 10. Рисунок гипсовой головы Аполлона Последовательность и принципы построения рисунка гипсовой античной головы. Целостность восприятия при выполнении рисунка. Принцип парности рисования головы, ее симметричность, вспомогательные линии построения

Тема 11. Рисунок гипсовой головы Вольтера Знание основных костей черепа и мышц головы. Принцип построения их. Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы. Построение плоскости головы по опорным зрительным анатомическим точкам (лобные бугры, теменные, скуловые кости, угол нижней челюсти и т. д.)

Тема 12. Рисунок гипсовой головы Гаттаме-латы

Последовательность выполнения рисунка гипсовой античной головы. Передача характерных

и

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

особенностей гипсовой головы: пропорций, крупных частей (лоб, нос, глаз, рот, ухо и т. д.). Передача пластических особенностей головы в тональном рисунке. Совершенствование техники исполнения. Достижение целостности и выразительности рисунка

РАЗДЕЛ 4. РИСОВАНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 13. Рисунок головы живой натуры. Зарисовки, длительный портрет

Построение общей формы головы с учетом ее характерных особенностей и положения в пространстве. Правильная методика ведения зарисовок, умение делать обобщения, отбор общих существенных пластических и психологических признаков модели

Формируемые компетенции:

- владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

В результате изучения раздела студент должен: знать:

  • - основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов класси-ческой культуры и живой натуры; основы перспективы; уметь:
  • - изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения работ в материале

Тема 14. Рисунок натурщицы с ярко выраженной анатомической характеристикой Этапы выполнения рисунка головы. Выделение конкретных задач построения на каждом этапе. Перспектива головы и ее деталей, передача объема

Тема 15. Поясной портрет натурщицы с руками

Определение характера натуры, пропорций, движения головы, торса, рук. Связь всех деталей в гармоническое целое. Передача характера освещения. Подчинение складок особенностям внутренней формы фигуры. Совершенствование техники работы графическими материалами

РАЗДЕЛ 5. РИСОВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Тема 16. Сравнительный рисунок руки скелета, руки живой натуры и гипсовой анатомической модели кисти

Основные части и кости верхних конечностей человека. Проработка крупных и средних деталей кистей рук. Рисунок предплечья и кистей рук натурщика. Изучение пластических особенностей кисти со стороны ладони и тыльной стороны

Формируемые компетенции: - владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

Тема 17. Рисунок гипсовой модели руки в двух ракурсах

Размещение на листе двух рисунков кистей рук. Пластическое строение кисти, выявление характера, объема, пластики модели. Принципы работы над построением: от общего к частному; анализ и вычленение больших плоскостей и их положения в пространстве

В результате изучения раздела студент должен: знать’.

- основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой натуры; основы перспективы;

уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения ра-бот в материале

Тема 18. Рисунок полуфигуры с кистями рук сидящего натурщика

Пластическая анатомия руки. Суставы, мышцы, сухожилия. Конструктивные особенности руки. Чашеобразность ладони. Выпуклость общей формы с тыльной стороны. Разнообразность движений кисти руки и выражение через них эмоций

Тема 19. Сравнительный рисунок ноги скелета, живой и гипсовой модели ноги Пластическая анатомия ноги. Скелет, мышцы, сухожилия. Характер стопы, ее строения (плюсна, предплюсна, фаланги пальцев); особенности большого пальца

РАЗДЕЛ 6. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. РИСУНОК СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

Тема 20. Рисунок скелета человека. Линейноконструктивный и линейно-тоновой рисунок Анатомия скелета человека. Компоновка рисунка на листе с учетом пространственноперспективного расположения скелета. Построение формы тоном и при помощи основных средств, передающих объем

Формируемые компетенции: - владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

Тема 21. Рисунок анатомической фигуры Гу-дона (мышечная анатомия) в 1-2 ракурсах.

Основные мышцы человеческой фигуры. Анатомические опорные точки скелета человеческой фигуры. Ведение процесса изображения от общего построения главных масс к последовательному насыщению их деталями с последующим обобщением, чтобы частности не мешали образной стороне рисунка

В результате изучения раздела студент должен: знать:

- основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой натуры; основы перспективы;

Содержание разделов и тем

Результаты обучения

Тема 22. Рисунок обнаженной фигуры человека с прорисовкой скелета. Линейноконструктивный и линейно-тоновой рисунок Компоновка двух изображений, в фас и со спины на одном листе. Передача пропорций и движения основных масс фигуры человека. Изучение пластических особенностей фигур в двух положениях, обусловленных анатомическим строением. Прорисовка одного из положений скелета фигуры и пластической связи частей

уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения работ в материале

РАЗДЕЛ 7. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема 23. Рисунок обнаженной сидящей женской фигуры в легком повороте

Особенности пропорций и строения женской фигуры. Комплексное решение учебных задач длительного рисунка: передача движения фигуры, ее пропорций, характера формы; объемное конструктивное построение формы в перспективе; анатомический анализ формы, ее пластическая моделировка средствами светотени; тональное решение пространства

Формируемые компетенции'.

- владеть рисунком; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения (ПК-2).

В результате изучения раздела студент должен: знать'.

- основы композиции; теорию света; виды и технику рисунка; пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой натуры; основы перспективы;

уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру;

владеть:

- методами изобразительного языка академического рисунка; приемами выполнения работ в материале

Тема 24. Рисунок обнаженной мужской фигуры в легком движении

Повторение пропорций фигуры человека, строение скелета и мышц. Построение рисунка, показ пропорций движения основных масс в фигуре. Использование при построении знания пластической анатомии с методической основой ведения рисунка фигуры. Выявление симметричности фигуры, узловых опорных точек скелета и основных групп мышц. Решение рисунка в тоне, передача освещения, использование воздушной и линейной перспективы

Тема 25. Рисунок одетой сидящей фигуры в легком повороте с предметом в руках Повторение основ рисования сидящей модели. Особенности выполнения складок одежды. Комплексное решение учебных задач длительного рисунка. Построение фигуры с учетом анатомических основ, перспективы и характера данной натуры. Тональное решение рисунка

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >