ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Концептуальная схема построения курса лекций

Социология как учебная дисциплина представляет собой сумму научных знаний: фактов, понятий, суждений, идей, теорий, законов, методов об обществе. Овладение этими знаниями позволит будущим специалистам лучше понимать происходящие в обществе события, а значит, и более эффективно (продуманно) строить свою жизненную (гражданскую) позицию и профессиональную карьеру. В этой связи уместно привести слова классика социологии Эмиля Дюркгейма, который подчёркивал, что преподавание социологии необходимо для того, чтобы показать молодым людям, что человек является частью целого, объяснить, как функционирует общество и каково их место в нём. Ныне толкование социальных процессов предполагает наличие не только общей и политической культуры, но и развития социологического мышления. Речь идёт о не простой задаче формирования у студентов социологического взгляда на происходящие события. Георг Зиммель по этому поводу писал: «конечно, очень сложно воспитать у студентов социологический взгляд, который всё подмечает и который различает в отдельных социальных явлениях социальную форму и материальное содержание. Но сформировав этот взгляд, можно будет без особого труда находить социологические факты».

Здесь также важно сказать о социологии в более «приземленном» (инструментальном) плане, увязав её значимость, непосредственно с практикой работы будущего специалиста, в нашем случае, юриста и экономиста, Так, юристу, занимающемуся следственной практикой, приходится задавать различного рода вопросы, как потерпевшим, так и подозреваемым с целью воссоздания объективной картины происшедшего. И вот тут могут понадобиться определенные социологические знания, напр., умение формули-

Г 1

ровать и ставить в нужном контексте вопросы-ловушки, давно уже отработанные в социологии, А вот экономисту, занимающемуся проблемами спроса и, предложения придется уже формулировать вопросы, направленные, скажем, на выявление мотивов потребительского спроса. Конечно, социология далеко не сводится лишь к умению задавать вопросы. Нужны специальные знания в области методологии, методики и техники, чтобы проводить социологические исследования. Поэтому социологическая работа поручается профессиональным социологам, но если Вы выступаете уже в роли заказчика, то и Вам, надо понимать, о чём идёт речь, чтобы эффективно выполнять свои контрольные функции. Вот, что в целом важно было отметить, обосновывая необходимость иметь социологические знания, как в высоком, теоретическом плане, о чём справедливо писали классики, так и практическом смысле.

Однако о каких знаниях идет речь конкретно, какова действенность структуры и содержания предлагаемых в вузах учебных социологических программ. В своё время Райт Миллс отмечал, что на практике учебники существуют, чтобы организовать факты (дать устоявшиеся концепции), которые студенты могли усваивать. Предметом такого усвоения стало бы умение социологически мыслить, и не замыкаться только в рамках своей будущей профессиональной конкретики экономиста, скажем, или юриста.

Сегодня в России мы имеем дело с различного рода «формализациями» социологии, большим обилием учебников и ещё большим числом учебных пособий. Как тут быть? Что даёт такое многообразие? И будет ли альтернативой ему единообразие? Вопрос адресован ко всем тем, кто, так или иначе, связан с производством и потреблением социологической продукции и не предполагает однозначности ответа. Потому как в этом деле, как нам представляется, важно не впадать в крайности. Так, строгое потребление лишь только одной «продукции», пусть даже и «формализации» федерального уровня, разработанной, главным образом, учёнными МГУ, может быть недостаточной. Здесь можно говорить об изъянах не только в плане профессионального обучения студентов несоциологических факультетов (слабая связь с будущей профессией), но и будущих социологов (отсутствие чётко выраженной продуктивной направ ленности). Выступая за обучение студентов социологии по федеральным программам, мы ратуем, в тоже время, за привлечение многообразий публичных социологий. Именно по поводу публичной социологии ныне в социологическом мире развернулась широкая дискуссия, в значительной мере инициированная усилиями американского социолога Майкла Буравого.[1] «Публичная социология, -по его мнению, - вовлекает социологию в диалог с группами общественности, т.е. с людьми которые сами вовлечены в диалог». Намечая условные границы социологического труда, он выделяет четыре типа социологических знаний: профессиональную (академическую), критическую, прикладную и публичную. Сам Буравой допускает, что можно говорить о разных группах общественности, или общественных аудиториях, а значит и разных типах публичной социологии, исходя, прежде всего из целей и задач потребления социологической продукции. В данном случае, не вступая в полемику с Буравым (а к его плодотворным идеям мы ещё будем возвращаться) предлагается собственная концептуальная структура («квадратура», «четырёхчленка») обучения социологии студентов экономических и юридических факультетов (см. рис. 1).

Квадратура компетенций в социологии, рассматривается нами как некая реализованная программа в овладевании социологическими знаниями. Как компендиум, она необходима для развития социологического мышления и включает в себя знания по классической социологии, новой социологии, продуктивной социологии и социологии в профессиональной деятельности (экономиста и юриста). Представленные как «стороны» определённых видов социологических знаний, они образуют квадрат в своём единстве. Такая концептуализация социологического материала позволяет рассматривать данную «квадратуру» не только как своеобразную модель научения, но и инструмент (тестовый вариант) выявления компетенции в разных областях социологии. Собственно, в таком понимании квадратура компетенций и выступает основой для раз-

НОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СТАРАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Рис. 1. Квадратура социологических компетенций

вития социологического мышления. В достижении таких целей важная роль, несомненно, принадлежит преподавателю. Ведь построение квадратуры социологических компетенций - это решение задачи квадратуры круга, когда на основе широкого круга знаний в социологии надо предложить «квадратуру», сохранив по существу эти знания.

Теперь кратко о каждой стороне предлагаемой «квадратуры социологических знаний», представленных как четыре тематических раздела курса.

Классическая социология как по нашей схеме сторона «квадратуры» представляет собой «сгусток» знаний, который со временем стал константой (эталоном) социологического теоретизирования. Стал его «языком», средством профессионального общения социологов. Именно в классической социологии «социальное» (реальный социальный мир), противопоставленное природному, становится автономным объектом научного рассмотрения. При этом социаль ное как поле действия также отделяется от мира экономики и культуры. Так, благодаря классикам социологии стали зримыми границы гуманитарных знаний и как результат - определились, прежде всего, отношения социологии с другими общественными науками (философии, экономики, права и др.), а значит способы и принципы кооперации между ними. Ныне, благодаря уже новой социологии, и, прежде всего французскому социологу Пьеру Бурдье, мы имеем топографию социального пространства, смысловое содержание различных полей: экономической, юридической, религиозной, научной, и литературной.

Классическая социология (будем называть её также старой из-за почтенного возраста) стала по существу историческим пейзажем, очерчивающим границы новой (растущей) социологии, полной творческих поисков, сомнений и критических взглядов.

Новая социология - по определению находящаяся в оппозиции к классической (старой) социологии представляет собой набор актуализированных, претендующих (и во многом оправданная) на парадигмальность теорий, каждая из которых пытается по-новому перестраивать социологическое здание в соответствии с духом и запросами времени или просто под давлением определённых сил. Так, с наступлением эпохи субъективности (гипериндивидуализма), социологи начинают всё больше исследовать проблемы идентичности, неопределённости и множественности в поведении индивидов, что ведёт в свою очередь к размытости границ между социологией и психологией. Теперь социальное поведение не детерминируется непосредственно обществом (социальной структурой), отныне индивид становится центральным принципом объяснения общественной жизни. Эти и другие подходы, исследующие изменения в поведении индивидов с позиций субъективности, возрастание их способности к конструированию адекватных поведенческих образцов в ответ на вызовы, несомненно, определяет, «лицо» новой социологии.

Продуктивная социология - это тот «осязаемый» продукт («пакет идей» и «практических умений»), который должен получить потребитель (студент и др.) по окончании обучения и умело использовать его ингредиенты в заданных условиях и целях. Дан ный продукт является обязательной составляющей в общем ассортименте вузовской социологической продукции и не зависит от установок, наклонностей и предвзятости самого потребителя (студента). Собственно, по индикатору «продуктивность» мы можем судить о практикующей компетентности специалиста в области социологии.

Социология в профессиональной деятельности специалиста -это социология, которая, слившись с предметом деятельности будущего специалиста (экономиста и юриста в нашем случае), призвана выполнять отраслевые, инструментальные функции. Её задача «развязывать» узловые образования (объяснять их стыковки), то есть делать понятными смысловые связи, которые могут возникать между экономикой и обществом, а также между правом и обществом. В то же время следует помнить, что изучение социологии, имеет смыслы и чисто интеллектуального (познавательного) плана, значимые и ценные сами по себе.

В основе предложенной нами «четырёхчленке» лежат следующие начала, которые выражены как организующие и объединяющие принципы. Это, во-первых, принцип преемственности (связи классической и новой социологии). Во-вторых, принцип социальных изменений (актуализированность социологии, ставящей себе целью отвечать на вызовы времени в плане их инструментального объяснения и предвидения). В-третьих, принцип общего (классическая и неоклассическая социология), особенного (продуктивная социология), единичного или специфического (профессиональная социология в области экономики и права). В-четвёртых, принцип разделения социологии на «старую» и «новую». Смысл такого разделения состоит в том, что каждая «социология» отражает сущностные моменты, коды конкретного типа общества. «Старая» социология (ориентация на объективные критерии) - отражает всё то, что присуще было индустриальным обществам Европы. «Новая» (ориентация на смыслы и значения) - то, что характерно для постиндустриализма. Старая социология - это в основном социология модерна, а новая - постмодерна. Такое различение «социологии» позволяет видеть особенности, присущие конкретным типам обществ, их динамику и структурные изменения, словом, круг «спец ифических» проблем и задач развития, необходимых данному обществу. И, наконец, в-пятых, обучающийся принцип (методическое обеспечение), реализованный нами в текстах и двухстах тестах нашего курса социологии.

Здесь же следует назвать основные социологические теории, парадигмы, утвердившихся в социологии (см. рис. 2).

В их ряду базовые теории (на рисунке это четыре теории, представленные внутри круга) продолжают рассматриваться в качестве своеобразного «смыслового банка» суждений в объяснении социальных проблем, не смотря на то, что их «теснят» (сжимают в кольце) новые теории. В кой мере они стали даже достоянием и «народной социологии». Так, напряжение в людских сообществах мы связываем с конфликтом интересов, а взаимодействие -с выгодами обмена. Более того, сама структура социологического мышления во многом «покоится» на концептах данных теорий. Поэтому знать по существу эти теории, а главное, уметь их применять в контексте современности есть проявление социологической компетентности.

Теперь попытаемся сопоставить нашу «четырёхчленку» с «че-тырёхчленкой» Буравого. Четыре типа социологии, предложенных Буравым, как нам представляется, есть второй этап в иерархии социологических знаний, связанный уже с профессиональной деятельностью социолога. Согласно нашей «четырёхчленке» - индивид, обучающийся социологии, выступает как потребитель социологической продукции. В «четырёхчленке» же, предложенной Буравым, социолог выступает уже как производитель социологической продукции. Это может быть академическая социология (социология для профессионалов, то есть своего сообщества); критическая социология (вскрывающая острые, кризисные проблемы общества); прикладная (нацеленная на решение практических задач) и публичная (предлагающая и обсуждающая актуальные темы общественной жизни). В их ряду публичная социология представляется совестью и лицом общества, заявляют о себе социологи.

Переход от нашей (обучающей) «четырёхчленки» к «четырёхчленке» Буравого зависит от выбора профессии и специализации. Иными словами, от профессионального или непрофессионального приложения своего труда в области социологии. Так, экономисты и юристы, исходя из своей будущей работы, пользуются, прежде всего, продуктивной социологией в нашем понимании. В то время как социологи специалисты, исходя из своих профессиональных интересов и наклонностей, выбирают какой-то один тип социологии: академическую, критическую, прикладную или публичную, и начинают там «расти». Правда следует также сказать, что лидерам социологии, типа Гидденса, Хабермаса, Баумана и др. доступны все «четырёхчленки» Буравого в плане их творческого применения. Их примеры есть свидетельство условности границ внутри социологии, которые необходимы как организующие начала в плане эффективного производства социологической продукции.

Изучение социологии мы начнём с общих проблем становления и развития данной науки, определения границ его проблемного поля, а также вопросов методологии и методов (две первые вводные лекции). Далее будут рассмотрены вопросы классической социологии (две лекции); новой социологии (три лекции); продуктивной социологии (две лекции); социологии в профессиональной деятельности экономиста (две лекции) и юриста (две лекции). Итого тринадцать лекций, они не равноценны по объёму, в силу значимости и разработанности проблем в социологии. И ещё. В конце каждой лекции даются заключения, которые мы рассматриваем как основы компетентных суждений, в то время как фактологией для них призван стать сам текст. Поэтому в них мы не повторяемся, а органически привлекаем новые тексты, для расширения горизонтов социологических знаний.

По завершении курса лекций студентам предлагается пройти тестирование «Социологические компетенции». Тестов всего двести. На каждую «сторону» (раздел) приходится по 50 тестов, которые разработаны в соответствии с общим замыслом нашего курса лекций и представляют собой в единстве квадратуру компетенций. Это базовые компетенции в области старой (классической) социологии, новой (современной) социологии, продуктивной социологии и социологии в профессиональной деятельности экономиста и юриста.

  • [1] Общественная роль социологии. М., 2008 2 Там же. С.14 3 Там же. С.8
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >