Содержание обучения звуковой стороне слова

Звуковая сторона речи изучается на уроках фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, развития связной устной и письменной речи (будет рассмотрено далее в разделе “Развитие связной речи”), при изучении орфографических и пунктуационных тем, а также на уроках литературы.

На уроках фонетики организуется работа над такими понятиями, как звуки речи (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие, парные и непарные согласные по глухости/звонкости, твердости/мяг-кости; позиции звуков: сильные и слабые позиции гласных и согласных), слог, ударение.

В школьной фонетике рассматриваются физиолого-акустические и функциональные свойства звука - кратчайшей линейной единицы звукового потока речи.

О физиологических особенностях звуков учащиеся узнают, наблюдая за сложной работой органов речи (голосовых связок, языка, губ, мягкого нёба) при образовании звуков. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преград, а качество звука зависит от положения языка в полости рта. При образовании звонких согласных звуков участвуют голосовые связки, а при образовании глухих - не участвуют.

Однако носителей родного и близкородственного языков нет необходимости знакомить с тонкостями артикуляционных процессов, которые усваиваются интуитивно. Внимание школьников необходимо привлечь к делению русских согласных по физиологическому признаку на твердые и мягкие; к тому, что твердые и мягкие - это разные фонемы, с помощью которых слова различаются по смыслу. Осознать смыслоразличительную функцию твердых и мягких согласных ученикам поможет прием сопоставления слов в парах: был - быль, жест - жесть, кров - кровь, стал - сталь и был - бил, лук - люк, мать - мять, ток - тек, которые различаются твердыми и мягкими согласными. При произнесении мягких согласных спинка языка приподнимается к твердому нёбу. На данном этапе анализа важно подчеркнуть, что русская графика располагает одной и той же буквой для парных по твердости/мягкости согласных: [в], [в'] - в, [д], [Д'] - д И т.д., что возможно благодаря слоговому принципу чтения и письма. Какой согласный, твердый или мягкий, обозначает буква согласного звука, можно установить только с учетом стоящей рядом буквы, обозначающей гласный звук: лук [лук] - люк [л'ук]; рысь [рыс'] - рис [р'ис]; мать [мат'] - мять [м'ат]; ток [ток] - тек [т'ок].

Сопоставление звукового состава и графической формы убедит учащихся в том, что буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы я, ё, ю, е, и - на его мягкость. Мягкость, обозначаемую буквами гласных звуков, учащимся распознавать труднее, чем мягкость, на которую указывает ь (не путать с разделительным ь и ь - показателем грамматической формы после шипящих).

Причина кроется в сложном для осмысления учащимися соотношении звуков и букв: для обозначения 6 гласных звуков в сильной позиции применяется 10 букв, 36 согласных в сильной позиции - 21 буква. Данную информацию представим схематически.

Соотношение звуков сильных позиций и букв

Гласные звуки в сильной позиции

Буквы гласных звуков в сильной позиции

Гласные звуки в сильной позиции

Буквы гласных звуков в сильной позиции

[а|

а, я

[у]

У,™

[о]

о, е

[ы]

ы

[э]

Э, (’

[и]

и

Согласные звуки в сильной позиции

Буквы согласных звуков в сильной позиции

Согласные звуки в сильной позиции

Буквы согласных звуков в сильной позиции

Согласные звуки в сильной позиции

Буквы согласных звуков в сильной позиции

[б], [б']

б

[л], [л'1

л

1ФМФ']

ф

1В], [в'1

в

[м], [м'|

м

[х], [х']

X

[Г], [Г']

г

[Н], [н'1

н

[Ц]

ц

[д]- [д']

д

[п], [и']

п

М

ч

[ж]

ж

[р], [р'1

р

|ш|

ш

Шз'1

3

[с],[с'1

с

[ш'|

щ

[к], [к']

к

[т], [т']

т

ш

й

Большинство согласных образует пары по твердости/ мягкости. Распознавание твердых и мягких согласных, понимание их функции в речи важно для осмысленного усвоения и эффективного применения правил обозначения мягкости согласных на письме: 1) с помощью буквы ь в конце и внутри слова перед согласными б, м, г, к, ш: брать (ср. брат), банька (ср. байка), косьба, возьми, редька, тоньше; 2) с помощью букв е, ё, ю, я, и: дело, мёд, тюк, грядка, писк.

Для учащихся-белорусов актуален еще один практический вывод: в русском языке наряду со звуком [р] есть звук [р'], которыми различаются слова: рад - ряд, грозы - грёзы, хор - хорь, отрада - отряда, круг - крюк и др.

Для предупреждения неправомерного использования учащимися ъ для обозначения мягкости согласного полезно раскрыть сущность такого явления, как ассимилятивное смягчение, когда парный твердый согласный, оказавшись перед мягким, тоже становится мягким: гвоздик [з'д'], басня [с'н'], мостик [с'т'], снег [с'н'] и др. Ассимилятивная мягкость на письме с помощью ь не обозначается. По той же причине не ставится ь внутри сочетаний букв нч, нщ, рщ. венчик [н'ч'], женщина [н'пГ], фонарщик [р'ш']. Поскольку [ч'], [ПГ] являются непарными мягкими, их мягкость на письме также не обозначается: точка, вечный, прочти, овощной. Такие написания подчиняются правилу: мягкий знак не пишется внутри сочетаний чк, чн, чт, щн.

Акустический аспект звуков в школьной фонетике представляют два понятия: соотношение в звуке шума и голоса; сила звука.

С учетом соотношения шума и голоса звуки делятся на гласные и согласные, а последние - на звонкие и глухие. Девять сонорных ([м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j]), при образовании которых голос преобладает над шумом, относятся к звонким непарным; пять согласных являются непарными глухими: [х], [х'], [ч'], [ш'], [ц]. Остальные согласные образуют соотносительный ряд звонких и глухих, насчитывающий 11 пар: [б] - [п], [б'] - [и'], [в] - [ф], [в'] -[Ф'Ь [Д] - [т], [Д'] - [Т'], [г] - [к], [г'] - [к'], [з] - [с], [з'] - [сф [ж] - [ш].

“С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Образуя звуковые оболочки значимых единиц языка - морфем и слов, они различают эти звуковые оболочки, а через них и значения языковых единиц, т.е. выполняют в языке смыслоразличительную (фонологическую) функцию. Смыслоразличительные звуковые единицы языка называются фонемами” [229, с. 55].

В учебнике по русскому языку для 5-го класса, изданном в 1995 г., функциональный аспект был представлен терминологически: на с. 109 давалось понятие “фонема «Буквами обозначаются только звуки, с помощью которых различаются слова по смыслу. Это звуки - смыслоразли-чители. Им дали имя “фонема”». Кроме того, функциональный аспект присутствует в очень важных практических наблюдениях над смыслоразличительной ролью фонем в слове:

  • 1. Какие слова различаются одной фонемой, двумя фонемами, последовательностью фонем?
  • 2. В слове сом замените первую фонему, чтобы получилось другое слово.
  • 3. В слове сом замените последнюю фонему и запишите полученные слова.
  • 4. Выпишите слова, различающиеся указанными фонемами.

Функциональный аспект изучения звука выявляет специфику звуковой системы русского языка, которая основывается на ряде понятий. Одним из важных понятий является “фонетическая позиция” - фонетическое окружение фонемы, создающее для нее определенные произносительные условия (положение по отношению к ударению, характер соседних звуков) [257, с. 215].

Умение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных, проверять слабые позиции сильными позициями является основой осмысленного формирования и эффективного совершенствования орфографического навыка.

Такой принцип письма, когда звук проверяется сильной позицией, называется фонематическим, а написания, ему подчиняющиеся, - фонемными (проверяемыми). Их в русском языке около 80%.

Другим важным понятием системности на фонетическом уровне является понятие о противопоставленности звуков русского языка по смыслоразличительному признаку звонкости/глухости.

Гласные звуки

сильная позиция -под ударением: травы

слабая позиция -без ударения: трава

Парные глухие и звонкие согласные сильная позиция

1) перед гласными:

сон - тон <с> - <т>

дом - том <д> - <т>

2) перед согласными м, н, р, л, й, в:

злой - слой <з> - <с>

зверь - сверь <з> - <с>

Парные глухие и звонкие согласные слабая позиция

  • 1) конец слова: дуб [п] <б>
  • 2) глухие перед звонкими: сбить [з] <с>
  • 3) звонкие перед глухими: нарезка [с] <з>

Умение на слух разграничивать звонкие и глухие согласные имеет большое практическое значение для сознательного усвоения и применения правил, регулирующих написание букв согласных в корнях и приставках.

Акустическое понятие “сила звука” связано с у даре н и е м: ударный слог произносится с большей силой и отчетливостью. Ударение в русском языке характеризуется разноместностью {му^ - му^ стрелку - стреляв, замок -замок и др.) и подвижностью (зш/0 - зйм^Д белый - набело -побелйть, жил$ - жйл^ и т.д.). Оно выполняет смыслоразличительную функцию, участвует в образовании и изменении слов. Столь значительная роль ударения требует неослабного внимания к нему при изучении лексики, словообразования, морфологии. Специфика русского ударения, нефиксированного и подвижного, является причиной частых нарушений акцентологических норм. С целью предупреждения ошибок трудные в произносительном отношении слова и формы даются со значком ударения.

Соотношение между звуковыми единицами и буквами устанавливает графика; кроме того, на него влияют общий тип письма, алфавит и орфография. “Различие между алфавитом, графикой и орфографией кратко можно определить так: в алфавите буквы получают значение каждая в отдельности, в графике - в сочетаниях, в орфографии - в составе слов. Например, буква я в алфавите означает [йа]: я, яблоко, ястреб', в графике к этому прибавляется новое значение - в сочетаниях я с предшествующими согласными буквами -['а], т.е. [а] после мягкого согласного с одновременным указанием на мягкость этого согласного: мял [м'ал],ряд [р'ат]; в орфографии новые значения возникают уже в составе конкретных слов - безударный гласный звук, средний между [э] или [и], или очень краткое [и]: пяти, пятачок, произносится примерно как [п'эит'и], [п'иэтлч'ок]. В соответствии с этим употребление буквы я в словах я, яблоко, ястреб, ясно, яма предопределено алфавитом; в словах мял, ряд, пять, мять, дятел оно определено графикой, а в словах пяти, пятачок, тяжело, тянуть - орфографией” [200, с. 8].

На уроках орфографии звуки речи сопоставляются с буквами и противопоставляются им, поскольку принадлежат единицам разного уровня. Смешение звуков и букв недопустимо, хотя является реальностью, объясняющей многочисленные орфографические ошибки в письменной речи учащихся. Целям обобщения и систематизации сведений по фонетике, предупреждения смешения звуков и букв служит фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор, в процессе которого решаются конкретные практические задачи: акцентологические, орфографические, орфоэпические. Начинать звуко-буквенный анализ необходимо с четкого произнесения слова в соответствии с нормами устной формы русского литературного языка: выделение большей силой ударного слога; редукция неударных гласных, обозначаемых буквами о, а, е, я, оглушение парных звонких согласных перед глухими и озвончение парных глухих перед звонкими; правильное произнесение стечения согласных и твердых/мягких согласных перед е.

План звукобуквенного анализа слова

  • 1. Произнесение слова.
  • 2. Деление слова на слоги и определение ударного слога.
  • 3. Характеристика гласных и согласных звуков с указанием букв, которыми они обозначены.
  • 4. Определение количества звуков и букв.

Образец звуко-буквенного анализа слова

Песчаный; пе-сча-ный (в слове три слога, ударение падает на второй слог):

[и'] - согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой п (пэ);

э] - гласный, безударный, обозначен буквой е;

[ш'] - согласный, глухой, мягкий, обозначен сочетанием букв сч (эсче);

[а] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

[н] - согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой н (эн);

[ы] - гласный, неударный, обозначен буквой ы;

[й] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой й (и краткое).

7 звуков, 8 букв

На уроках лексики особое пристальное внимание требуется к звуковой оформленности с л о в - п а р о н и м о в, которые отличаются друг от друга несколькими звуками, реализуя похожими звуковыми оболочками разные лексические значения. Их специфика выявляется с помощью: а) заданий синтезирующего характера, предусматривающих тренировку учащихся в лексической сочетаемости слов {воздух дымный, цвет дымчатый, завеса дымовая); б) рисунков, изображающих разные предметы, наименования которых созвучны (венец - венок, гоночный - гончий и т.д.).

Дифференциальным признаком слов-о м о г р а ф о в является ударение. Для их разграничения учащиеся сравнивают слова с ударением на 1-м и на 2-м слогах (полки - полкй, стрелки - стрелки и т.д.), вводят их в состав словосочетаний указанной модели, составляют с ними предложения.

На уроках словообразования и морфологии организуется наблюдение над фоне м н ы м составом значимых частей форм, имеющих одинаковые буквосочетания: голову, nocHofk алюминий^, сшДлД, гостий2, cmameuJ, гостией], свой2, доро-гДш; природ®, при-творитъ (дверь); президент, пре-быватъ (за границей); подъ-ём, подьяч-ий, бабочк-а, шапоч-к-а, трост-очк-а и т.д. Не менее важно учить школьников узнавать варианты одной и той же значимой части, появляющиеся в результате чередования звуков: кормить - кормлю, блеск - блестеть - блещет; ходьба - хожу - хождение; день - дня; друг - дружить - друзья и т.д.

Кроме того, у школьников необходимо формировать понимание словоразличительной и форморазличительной функций русского ударения: пора - пора, мука - мука, парить - парить; головы - головы, реки - реки; сходите - сходйте и т.д.

На уроках синтаксиса учащиеся получают представление о смысловой и эмоциональной функциях интонации, составляющими которой являются различные типы ударения, паузы различной длительности, повышение/по-нижение тона (мелодика), темп и тембр высказывания.

На примере синтаксических конструкций одной и той же модели, характеризующихся одинаковым лексическим заполнением предложенческих позиций, различающихся только порядком слов, можно показать смыслоразличительную роль логического ударения: (1) Рабочие красивый дом построили. (2) Дом рабочие построили красивый. (3) Красивый дом построили рабочие. В предложении (1) сообщается о действии лиц, в предложении (2) характеризуется объект, в предложении (3) сообщается о производителе действия. С точки зрения воплощенного смысла высказывания совершенно различны, ибо представляют собой ответы на разные вопросы (Что сделали рабочие? Какой дом они построили? Кто построил дом?). Того же результата можно достичь, не меняя порядка слов, а более акцентированно выделяя нужные слова логическим ударением, которое еще называют смысловым.

Целевую установку высказывания выражает его мелодический рисунок, т.е. движение тона во фразе. Наблюдать его удобнее на примере предложений одинакового лексического состава, но разных по целевой установке: Они были в театре. Они были в театре? При произнесении повествовательных предложений голос вначале повышается [z], а затем может быть сделана небольшая пауза [|], в конце голос понижается [ ]. Общий характер мелодики повествователь ных предлождений - нисходящий. При произнесении вопросительных предложений голос^резко повышается на слове, к котррому ставится вопрос: Они были в театре? Они были в театре? Мелодический рисунок вопросительных предложений - восходящий.

Мелодический рисунок побудительных предлождений похож на мелодику повествовательных, но имеет свои особенности: начало побудительного предложения несколько выше, чем повествовательного; высота тона конечного ударного гласного значительно ниже в побудительном предложении, чем в повествовательном; интервал между самым высоким и самым низким тоном в побудительном предложении больше, чем в повествовательном: Принесла книгу. Принеси книгу.

Мелодика восклицательных предложений, связанная с выражением тех или иных эмоций, когда говорящий выражает свое отношение к сообщаемому, характеризуется более высоким тоном и большей интенсивностью, с которой произносится последний ударный гласный фразы.

Целевая установка предложения и его эмоциональная окрашенность выявляют себя в контексте, в чем учащиеся убедятся при объединении предложений левого и правого столбцов:

Сестра прилетела

Сестра прилетела

Сестра прилетела

Когда сестра прилетела

Когда сестра прилетела

Вот весело будет в доме Но не звонит

Какая неожиданность

Видимо, в среду

Нам не сообщили

При записи предложений, сложных или следующих друг за другом, понимание их целевой установки и проявление чувств говорящего учащиеся отразят с помощью знаков препинания.

Мелодика в русском языке является важным средством разграничения и распознавания вводных единиц, обращений, обособленных членов предложения, самым непосредственным образом участвуя в формировании его смысла.

Вводные единицы и вставные предложения произносятся более низким и ровным тоном и более быстрым темпом (по сравнению с основным предложением). Если они находятся в середине, то отделяются от основного предложения паузами, которые подчеркивают отсутствие синтаксической связи вводных единиц и вставных конструкции с основным предложением и добавочный характер информации, ими представляемой: Дальше, /как говорили местные жители/, до самой границы тянулись одни только леса и алтайские горы (К. Паустовский).

Интонационные особенности предложений с обособленными второстепенными членами со значением добавочного сказуемого (обособленными определениями, приложениями) следующие: повышение тона на определяемом слове, выделение обособленного члена паузами, повышение голоса и замедление темпа на обособляемой конструкции, произносимой с собственным логическим ударением: Ветер, / дувший со всех сторон/, усиливался (И. Бунин). Цветная осень, /вечер года/, мне улыбается светло (С. Маршак).

Мелодика предложений с обращением также специфична: если оно стоит в начале предложения, то произносится с повышением тона и отделяется от основного предложения паузой: Резников/, пойдете со мной (Ю. Бондарев). Отсутствие пауз при обращениях делает их менее выразительными.

Получают учащиеся представление и о перечислительной интонации, с которой произносятся компоненты однородного ряда: на каждый из однородных членов предложения падает логическое ударение, каждый из них произносится с повышением тона (кроме последнего, если он заканчивает предложение) и отделяется от других паузами: В зале были потомки древлян,/полян,/вятичей,/кривичей (Ю. Нагибин).

Эмоциональная функция интонации реализуется тембром голоса. “При помощи тембра можно придать короткой фразе совершенно противоположный смысл. Фраза Благодарю Вас может выражать как простую благодарность, так и большую признательность и, наконец, глубокую искреннюю благодарность. Но эта же фраза может выражать и злую иронию, если она сказана с другим тембром, с иронией в голосе, здесь все зависит от тембра” [190, с. 275]. (Тембр бывает “веселый”, “игривый”, “мрачный” и т.д.)

Таким образом, интонация фразы - мелодика речи (движение тона), интенсивность речи (сила и слабость произношения), темп речи (медленный, нормальный, быстрый), паузы различной длительности, тембр речи (звуковая окраска, выражающая эмоции говорящего), различные виды ударения (логическое, фразовое, эмоциональное) - требует внимания со стороны обучающего. В формировании смысла фразы, реализации ее целевой установки и эмоциональной окрашенности участвуют не только лексико-грамматические средства и их синтаксические позиции, но и средства фонетические.

На качество устных высказываний влияет не только их интонационное оформление, но и благозвучие речи. Оно достигается равномерным чередованием гласных и согласных (глухих и звонких, шипящих и свистящих), коротких и длинных слогов, слов, фраз, отсутствием неоправданного скопления одних и тех же звуков.

При изучении русского языка и литературы постоянно осуществляется развитие и совершенствование произносительно-слуховой культуры учащихся: каждый должен уметь говорить, чтобы быть понятым; каждый должен уметь слушать, чтобы адекватно понимать звучащую речь. Произносительно-слуховая культура: а) включает владение говорящим произносительными (орфоэпическими, акцентологическими) нормами русского литературного языка, механизмом интонирования русской фразы при решении различных коммуникативных задач и б) предполагает четкую дикцию говорящего и развитой речевой слух. Речевой слух - это "... психолингвистическая способность человека при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь” [120, с. 10].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >