Рассказ «Ионыч»

Данное произведение относят к позднему периоду творчества А. П. Чехова. Жанр — рассказ, близкий к повести. Основное в рассказе: главный герой представлен в развитии, на протяжении длительного временного отрезка.

Основная тема: духовная деградация личности человека. Писатель пытается понять и исследовать, почему так произошло и кто виноват в состоянии героя. История рассказана на фоне картин жизни обывателей губернского города. Семья Туркиных предстает образцом пошлости и застоя.

Краткое содержание

В губернский город приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, который очень увлечен своей работой. Он лечит стариков, бедняков, искренне сочувствует им и отвечает вниманием на чувства дочери Туркиных. Со временем частная врачебная практика становится его главным занятием и смыслом жизни. У него появляется пара лошадей, свой кучер. Спустя четыре года Старцев начинает рассуждать о том, что ему нужно трудиться еще больше. У него появляется тройка с бубенчиками, кучер изрядно поправился, да и он сам стал страдать одышкой. В конце концов Старцев окончательно деградирует, и даже чувства Екатерины его не трогают. Он сильно располнел, тяжело дышит и ходит, откинув голову назад.

Характеристика семьи Туркиных

А. П. Чехов изображает одни и те же сцены в доме Туркиных, подчеркивая однообразие и неподвижность героев. Исключение здесь составляет только лишь Екатерина. Вера Иосифовна же читает своим гостям роман, Иван Петрович произносит одни и те же забавные, но ненапол-ненные смыслом словечки, а Екатерина Ивановна играет на рояле. Сам Старцев думает о семье Туркиных: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Литература XX века

Иван Алексеевич Бунин

(1870-1953)

Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ представляет собой притчу, повествующую о том, что власть и богатство ничто перед лицом смерти. По словам автора, на написание произведения его толкнула повесть Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе... Заглавие «Смерть на Капри» я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско...» И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане") я выдумал... «Смерть в Венеции» я прочёл в Москве лишь в конце осени. Это очень неприятная книга».

Сюжет и композиция

Начало

Господин из Сан-Франциско вместе со своей семьей путешествует на пароходе «Атлантида» через Атлантический океан в Европу. Он богат, ему 58 лет.

Завязка и развитие действия

В связи с плохой погодой в Неаполе план отдыха решили подкорректировать — богатый господин решает перебраться на остров Капри.

Предвосхищение развязки

«В день отъезда, — очень памятный для семьи из Сан-Франциско! — даже и с утра не было солнца». Этим предложением автор дает намек, что вскоре наступит развязка, и сосредотачивается на деталях: природа острова, гостиничное обслуживание и господин, который предвкушает обед.

Кульминация

Герой, который был уверен в своем благополучии, внезапно и нелогично умирает. Автор без эмоций описывает картину его агонии: «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Выход за рамки сюжета

Смертью господина из Сан-Франциско повесть не заканчивается. Автор не останавливается только на нем — он описывает окружающий мир и людей, создает образ и характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Эпизод с господином из Сан-Франциско всего лишь фрагмент из течения жизни.

Финал

Господин из Сан-Франциско возвращается обратно на той же «Атлантиде». Но уже в гробу, который стоит в темном трюме. А на верхних палубах вовсю кипит жизнь: все завтракают, обедают и развлекаются. Со скал Гибралтара за пароходом наблюдает Дьявол.

Хронотоп

Действительность героя

Действительность «живой жизни»

Его путешествие расписано на годы вперед, оно начинается в конце ноября и неожиданно прерывается в предрождественскую декабрьскую неделю. Образ туристов, их времяпрепровождение и окружающие достопримечательности даны с точностью и достоверностью.

Окружающий мир не статичен: дочь господина думает, что она встретила за завтраком азиатского принца; человек, который приснился герою, оказывается хозяином отеля.

Распорядок господина из Сан-Франциско говорит об его искусственности в жизни.

«Живая жизнь» противопоставлена миру господина. Она неожиданна и нерациональна.

Автор показывает временной максимум и предел — время переходит в тысячелетия и эпохи, окружающее пространство до вселенной.

Особенности жанра

Жанровое направление произведения — новелла. Развязка повествования заставляет читателя переосмыслить содержание новеллы. Автор показывает переход из быта в бытие. Развязкой и точкой переосмысления новеллы служит смерть господина из Сан-Франциско.

Особенности художественного метода

Основным художественным методом является реализм, здесь автор очень сближается с произведениями символистов. Это выражается в названии парохода «Атлантида». Корабль-отель символизирует искусственность цивилизации, этот корабль окружен бушующим океаном (реальной жизнью). «Господин» движется к смерти вместе с цивилизацией (кораблем), которая обречена на гибель. Символизмом является и сам «господин», у него нет имени. Но второстепенные персонажи новеллы имеют имена — коридорный (Луиджи) и лодочник (Лоренцо).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >