Роман «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина, на его создание у поэта ушло 7 долгих лет — с 1823 по 1830 гг. Первое полное печатное издание появилось в 1833 году, даже в период с 1830 по 1833 гг. автор не прекращал вносить изменения в свой роман. В окончательной редакции он состоит из трех частей:

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823); 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824); 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).

4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825); 5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826); 6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).

7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828); 8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829); 9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

Из-за существующего тогда в России цензурного надзора Пушкину пришлось исключить 8 главу под названием «Странствие», и в ходе публикации она была издана в виде приложения к роману. Существуют предположения о наличии 10 главы, в которой речь должна была пойти об Отечественной войне 1812 года и начале движения декабристов. Однако эта глава была уничтожена автором в октябре 1830 года, и все, что от нее осталось, — лишь 16 зашифрованных строф.

Направление и жанр

и

В русской литературе «Евгений Онегин» считается первым романом, который затрагивает социально-психологический реализм. Интересен прием, который использовал Пушкин для написания, — это не просто роман, а роман в стихах. Основным достоинством такого нового метода в русской литературе XIX века считается его реалистичность.

и

В стихах

В прозе

Лирическое начало

Автор — центр композиции романа.

Рассказ о события и героях — центральное место.

Анализ романа:

Черты, присутствующие в романе:

В своем произведении Пушкин описывает не только внешнюю жизнь героев, но и их внутренний мир, что дает право считать «Евгения Онегина» и психологическим романом.

Описана типичная жизнь молодого дворянина того времени. Показываются проблемы той эпохи. Это социально-бытовое отражение в романе.

Присутствует и любовное направление, присущее в основном романтизму.

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». В «Евгении Онегине» присутствуют два мира: мир «эпических» героев (Онегин, Татьяна, Ленский и др.) и мир автора, выраженный лирическими отступлениями.

Лирические отступления — композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.

«Онегинская строфа»

«Онегинская строфа» — это самая емкая форма строфы в русской поэзии (четырнадцатистишная строфа). Ее можно сравнить только с сонетом, имеющим также 14 рифмованных стихов. Есть мнение, что к этому его подтолкнуло стихотворение Г. Р. Державина «На новый 1797 год».

Структура строфы:

  • 1. Четверостишие с перекрестной рифмовкой (АбАб).
  • 2. Четверостишие с парной рифмовкой (ВВгг).
  • 3. Четверостишие с кольцевой (опоясанной) рифмовкой (ДееД).
  • 4. Заключительные две строки с парной рифмовкой (жж).
  • 5. Где Прописные буквы (А, В, Д) — это женские рифмы, а строчные (б, г, е, ж) — мужские.

Композиционное построение:

Первое четверостишие даёт тему строфы.

Второе — развитие.

Третье — кульминация.

Концовка в виде двустишия — легкой формы афоризма.

Этой строфой написан весь роман за исключением:

  • 1. Письма Татьяны.
  • 2. Письма Онегина.
  • 3. Песни девушек.

Композиция романа

Главы романа организованы по принципу симметрии и параллелизма.

Симметрия выражается в попарной расположенности героев:

Онегин — Ленский

Татьяна — Ольга

Повторение сюжетных ситуаций у главных героев: Онегин и Татьяна меняются ролями по ходу романа

Онегин

Татьяна

Встреча

В Москве. Онегин влюблен, но Татьяна не отвечает ему.

В деревне. Татьяна влюблена, но Онегин не отвечает ей.

Письмо

«Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!» «Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе»

«Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать». «Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи». «Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю...»

Ожидание ответа на свои письма и чувства

«Ответа нет. Он вновь посланье:

Второму, третьему письму Ответа нет»

«Но день протек, и нет ответа Другой настал: все нет как нет»

Сцены, где герои объясняются

Облик Татьяны: 1

«Она навстречу. Как сурова!

Его не видят, с ним ни слова...»

Ответ Татьяны: 1

«А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.»

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна»

?блик Онегина:

«Блистая взорами, Евгений

Стоит, подобно грозной тени...»

Этвет Евгения:

«И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства...» «Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней»

Сон Татьяны и происходящее на именинах

Реальность

Сон

«Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога...»

«Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!»

Схожесть ситуаций и её описание.

Герои романа

Евгений Онегин

«Лишний» человек в обществе

Воспитание и образование

Онегин имеет типичное образование для человека своего социального статуса—«Забав и роскоши дитя». Вместе с тем, будучи представителем «золотой молодежи» своего времени, он разочаровывается в светской жизни, видя в ней пустоту

Оценка автором

Автор выступает другом Онегина и в то же время его творцом.

Характер

Противоречив. Он все время находится в поиске самого себя. Отойдя от «света пустого», он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания, да и привычки к труду у него нет: «труд упорный ему был тошен». Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

Жизнь в деревне

Получив наследство от дяди, он решает заняться устройством жизни крестьян:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Однако на этом его деятельность в деле реформирования жизни крестьян закончилась. Он чувствует себя чужим на светских приемах. У него есть единственный друг Ленский и хорошие отношения с семейством Лариных.

Отношения с Татьяной

Увидев первый раз Татьяну, находит в ней особую душевную прелесть. Онегин отвергает любовь Татьяны, так как для него «вольность и покой» дороже. Крутясь в светском обществе, Онегин пресытился «любовью» светских дам. Однако он не сумел увидеть разницу между светским миром столицы и простым миром провинции: в столице любовь — это рассудочно и притворно, главная цель обольстить и лишь казаться влюбленным. Душевный порыв Татьяны он не оценил, а после уже было поздно.

Отношения с Ленским

Дружеские отношения Онегина и Ленского закончились трагически. Разум Онегина протестовал против поединка, однако верх взяли социальные условности, сформированные тем высшим светом, который он так не любил. Он убил своего друга на дуэли, потому что не смог стать выше общественного мнения дворян-помещиков, которых сам внутренне презирал. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетни Зарецких, Петушковых и Скотининых оказались для него страшнее и важнее, чем жизнь своего друга. После дуэли он сбегает, и прежде всего от себя самого.

Любовь к Татьяне

В последней главе романа Онегин предстает страстным, окрыленным. Он всюду следует за Татьяной, надеясь завоевать её, однако она отказывает Евгению, не желая предавать своего мужа, хотя и признается Онегину в любви.

Финал романа открытый

Татьяна Ларина

Милая Татьяна — муза автора, олицетворение искренности и чистоты. Способна искренне и преданно любить.

Характер

Татьяна живет миром романов и оттуда же черпает свои знания о мире, однако читает их не под влиянием моды, а в силу своего характера. Ей близки природа и гадания, она верит в вещие сны.

Семья Татьяны

Мать Татьяны и Ольги сама была без ума от любовных романов. Возможно, это объяснялось тем, что она сама была выдана замуж не по любви. Однако она быстро свыклась с ролью помещицы и умело управляла и мужем и хозяйством. Отец Татьяны и Ольги очень любил свою жену и всегда на нее полагался.

Её сестра Ольга романтична, но лишена внутренней глубины.

Отношение к Онегину

Татьяна, воспитанная на романах, способна к искренним чувствам, однако:

«Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь».

Отношение к Онегину

Считая, что в мире все происходит по законам литературы, она поступает как героиня романов, которые так любит — пишет письмо Онегину. Считает, что возможно только два варианта: трагический и счастливый. Но Онегин поступает иначе, чем ломает ее представление о жизни и окружающем её мире. После отъезда Онегина она начинает «постигать» новый мир:

«И ей открылся мир иной»

Последняя встреча с Онегиным

В последней главе Татьяна уже не та молодая девушка, живущая в мире романов, она изменилась:

«Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?»

Она любит Онегина, однако чувство долга для нее важнее личных чувств. Она приняла на себя свою роль и решила играть её до конца.

Владимир Ленский

Яркий и живой, он поражает своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от ударов жизни.

Образование и черты характера

Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

Его детство прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии. Ленский — поэт-романтик, человек-мечтатель. Он антипод Онегина, однако он вместе с ним чужд светского общества и задается вечными вопросами «добра и зла» и смысла жизни.

Отношение к миру и любви

Ленский живет в романтическом мире. Он не понимает всей глубины реальности вокруг него и потому влюбляется в Ольгу, заметив лишь её образ, украсив уже сам её всеми внутренними достоинствами. Сущностью Ленского были вера в любовь, дружбу и свободу.

Образ поэта и его речь

Автор в отношении Ленского ироничен, но и здесь есть трагедия. Смерть героя символизирует, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, погибает при столкновении с реальностью окружающего мира. Но вместе с тем смерть для поэта — это выход из моральной пустоты светского общества.

Олы а Ларина

Романтичная, но ветреная и несерьезная особа

Характер

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно Ее портрет».

Противоположность сестре, своего рода образ героинь романтической литературы.

Мнение Онегина об Ольге

«В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Итог

После смерти Ленского довольно быстро выходит замуж

Образ автора и особенности стилистики романа

Автор присутствует в романе, он беседует с читателем и тем самым создает иллюзию живого диалога

Автор находится в движении: он то выходит на первый план, советуясь с читателями, то, наоборот, сосредотачивается целиком на героях произведения:

«Онегин, добрый мой приятель...»

Автор выступает комментатором романа, размышляет о литературе, обращает внимание читателя на такие вещи, как: какой замысел был и как в итоге все трансформировалось. Стирая, таким образом, границу между жизнью и текстом.

Автор использует разнообразие живой речи, не производя деление на «высокую» и «низкую» лексику.

Автор использует огромное количество цитат, образов, мотивов и деталей произведения другого автора.

Пушкин оставил открытый финал романа, так как не хотел завершенностью литературного текста завершать неисчерпаемую жизнь.

Роман «Евгений Онегин» можно считать первой энциклопедией русской дворянской жизни. В нем всесторонне, объемно и беспристрастно показана современная действительность России.

Роль лирических отступлений в романе

Прямая связь с сюжетом Не прямая связь

  • 1. Межплановый переход в процессе повествования.
  • 2. Приостановка действий перед главными событиями романа (перед объяснениями Татьяны и Евгения, сном Татьяны, дуэлью).
  • 3. Связь в романе эпического и лирического плана повествования.

_____________л______________

Могут состоять как из одной строчки, так и из нескольких строф Темы: дружба, женщины, ирония над миром, споры о литературе Вводится русский пейзаж: волшебная зима, быстрое лето, скучная осень и весна, предназначенная для любви.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >