РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Известно, что инструментальная музыка играла важную роль в жизни древних восточных славян. Она звучала во время военных походов и народных праздников, в семейном кругу. Наши предки пользовались разнообразными инструментами. Некоторые из них, например гудок, волынка, лира, кувиклы, уже исчезли из народного быта; их можно увидеть в музеях, иногда услышать на концертах фольклорных ансамблей. Другие инструменты: балалайка, скрипка, жалейка, - живут и продолжают радовать людей своим звучанием.

Рассказывать о народных инструментах на бумаге - дело не из лёгких. Конечно, лучше их хотя бы раз увидеть и услышать. И всё же - давайте попробуем.

Название этой группы инструментов говорит само за себя: звук в них получается от удара. С древнейших времён наши предки использовали различные предметы как ударные инструменты. Они верили, что стук, шум, звон, издаваемые предметами при ударе, отпугивают злые силы и оберегают жизнь и здоровье человека. Ударным инструментам приписывали магическую силу, поэтому их звучание сопровождало многие обряды наших предков. На сегодняшний день, пожалуй, самый распространенные русские народные ударные инструменты - это ложки, трещотки, барабан (барабанка), бубен [2].

Русские народные ударные инструменты

Ложки

Ложки известны всем как бытовой предмет повседневного пользования. Музыкальные ложки делали из хорошо звучащего дерева. Рукоятки ложек унизывали сквозными бубенчиками. Свисавшие бубенчики не только украшали ложки, но и красиво звучали при ударе или встряхивании. Этот инструмент до сих пор популярен в ансамблях и оркестрах русской народной музыки. Обычно ложки играют роль ритмического аккомпанемента и сопровождают пение или игру других инструментов. Есть среди музыкантовложкарей и свои виртуозы, поражающие разнообразными приёмами, скоростью и ловкостью игры на нескольких парах ложек одновременно.

Трещотки

Трещотки - очень простой и в то же время оригинальный инструмент. Встречаются трещотки разных конструкций. Наиболее распостранённые выглядят так: одинаковые по величине прямоугольные дубовые дощечки нанизываются с одного конца на тонкий ремешок или веревку. Между пластинами-дощечками (их обычно более 20) прокладываются коротенькие дубовые планочки. Внешне трещотки выглядят весьма привлекательно и несведущий человек даже может принять их за модное деревянное украшение -ведь исполнители обычно вешают трещотки на шею [3].

Этот инструмент - кладезь разнообразных шумовых и ритмических эффектов: он может не только трещать, но и щёлкать, стучать, хлестать... Фантазия и чувство ритма - вот, пожалуй, и всё, что необходимо иметь для игры на трещотках. Встряхивая трещотки то резко, то плавно, ударяя свободными концами дощечек друг о друга, можно подражать и треску сороки, и топоту копыт, и щёлканью кнута, и стуку колёс... Звучание трещоток сопровождает пляски и плясовые песни, частушки... На трещотках играли женщины на свадьбах, во время пения величальных песен.

Бубны и барабаны

Бубны и барабаны - инструменты, известные многим народам. Звук в этих инструментах возникает от удара по туго натянутой коже. В старину на барабанах с натянутой кожей играли скоморохи. А у пастухов был распространен другой, самый простой вид барабана - без кожи. Деревянную дощечку за веревку или кожаный ремешок вешали на шею и выстукивали на ней палочками ритмические сигналы. Такой нехитрый пастушеский барабан именуют барабанкой или пастухалънщей [1].

Бубен, как и барабан, инструмент очень древний.

Однако точных, достоверных описаний древних русских бубнов до нас не дошло. Современный народный бубен выглядит так: круглый деревянный обод обтянут с одной стороны тонкой кожей. Внутри бубна повешены бубенцы и колокольчики, которые звенят во время встряхивания или удара. Звуки бубна чаще всего сопровождали пляски. Один из исследователей русского фольклора в начале 20-го века так описал свои впечатления от звучания русских народных инструментов: «Я слышал чрезвычайно виртуозную игру русских бубнистов в соединении с гармоникою, балалайкою, трензелем и прочими. Один так даже обходился без помощи всяких других инструментов, сопровождая бубном пение лихих песен, причём этого оригинального артиста можно было слушать с истинным наслаждением. Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу. Барабанят по бубну кистью рук, локтем, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки...» [2].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >