Диалог культур на Северном Кавказе: проблемы и возможности

Активное развитие глобализационных процессов существенно изменило конфигурацию взаимоотношений между культурами и цивилизациями. Противоречивое сочетание тенденций к объединению, интеграции, с одной стороны, и обособлению, локализации, с другой, делает глобализацию процессом неоднозначным и внутренне амбивалентным. Противоречивость глобализационного процесса прямым образом отражается на проблеме диалога-конфликта культур и цивилизаций современного мира. Особенно эта проблема актуальна для регионов, в которых происходит непосредственный контакт между различными культурными и ценностными системами, идеологическими и мировоззренческими нормами и принципами. В таких регионах проблема культурного диалога становится не просто теоретической заповедью, но нормой выживания, насущной необходимостью.

Северный Кавказ в полной мере относится к подобного рода регионам. «Рубежность», «пограничность» Северного Кавказа как геополитической и культурно-цивилизационной единицы уже сами по себе предполагают альтернативность цивилизационных ориентаций, переплетение различных традиций, влияний, тенденций. Распад Советского Союза еще в большей степени подчеркнул «пограничный» статус региона и резко увеличил его геополитическое значение. Инициированный культурной глобализацией ренессанс локальных культур ярко высветил культурное многообразие региона, а главное, его культурную специфику. Иными словами, за последние двадцать лет геополитическое и культурно-цивилизационное значение Северного Кавказа многократно увеличилось, что породило ряд новых проблем и новых возможностей.

Главная проблема заключается в недостаточности конструктивного диалога культур на Северном Кавказе. Несмотря на усилия российского руководства по обеспечению неконфликтного сосуществования внутри региона различных культурных систем, достичь необходимого результата пока не удается. Конфликты на этноконфессиональной «почве», глубинной основой которых, по нашему мнению, являются именно культурные различия, возникают регулярно. Обострение ситуации произошло после распада СССР, когда, с одной стороны, исчерпали себя достаточно эффективная на определенном этапе идеология «дружбы народов» и основанная на ней надэтническая советская идентичность, а с другой стороны, на Северном Кавказе неконтролируемыми темпами пошли процессы этнического и религиозного возрождения. Подавлявшиеся на протяжении многих десятилетий этническая и конфессиональная идентичности вдруг стали ключевыми и определяющими. Групповые идентичности народов Кавказа оформились к настоящему времени именно как этноконфессиональные в первую очередь, и только во вторую - как гражданские. Подобная идентификационная структура выступает важным фактором, препятствующим реальной интеграции республик Северного Кавказа в общероссийское культурное и цивилизационное пространство.

Проект по интеграции Северного Кавказа, запущенный еще в XVIII столетии, так и остается до сих пор проектом. Не случайно сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, речь идет именно об интеграции Северного Кавказа, а не о решении проблем данного региона в качестве устойчиво интегрированной части Российской Федерации. Данная неинтегрированность особенно ярко и отчетливо проявляется на культурно-цивилизационном уровне. Как результат обобщения можно использовать такое понятие, как «кавказская культура». Разумеется, этнические культуры народов Кавказа отличаются друг от друга, однако эти различия не столь существенны, чтобы нельзя было представить их в качестве единого культурного, а в конечном счете, и цивилизационного ареала. Кавказская культура выступает на сегодняшний день как часть общероссийской культуры, но как часть мало интегрированная, по сути своей неорганическая. Идеологическую и ценностно-мировоззренческую основу этой культуры составляет своеобразное сочетание традиционализма и ислама. Ислам в разных его вариациях одухотворяет современную (подчеркнем, именно современную) кавказскую культуру, интегрирует ее изнутри и в то же время обособляет от других культурных систем, например, от тех, которые не фундируются на религиозной идее. Идеология, основанная на исламе, превращается в национальную идею народов Кавказа, фиксируя и подчеркивая партикулярность данного региона, его особый статус в рамках Российской Федерации. Идеология единства всех мусульман, их императивная причастность к исламскому цивилизационному миру, актуализированные процессами глобализации, позволяют говорить не только о культурно-идеологическом, но и о цивилизационном обособлении мусульманского Северного Кавказа.

Эта неорганичность и обособленность препятствует конструктивному диалогу культур на Северном Кавказе, когда представители различных культурных ареалов чаще всего ощущают взаимное отчуждение, а иногда и враждебность. Незнание культуры друг друга порождает многочисленные стереотипные представления, ведет к разобщенности людей, которые, являясь гражданами одного государства, не понимают, в чем заключается их единство, не видят для себя общих целей и задач. Культурно-цивилизационные, ценностно-мировоззренческие различия не могут в данном случае компенсироваться фактом общего гражданства, нужно нечто более существенное, необходимо то, что будет способно преодолеть указанные различия и сделать разрозненных граждан единым народом.

Возможности, используемые на сегодняшний день, мало эффективны в контексте сложной ситуации на Северном Кавказе и вряд ли с их помощью реально наладить конструктивный межкультурный диалог в регионе и в целом по стране. Речь идет о таких возможностях, как мультикультурализм и толерантность. Идея мультикультурализма фиксирует факт наличия множества разных культур, подразумевает их мирное диалоговое сосуществование, однако не предусматривает конкретного инструментария, посредством которого все это можно воплотить в жизнь. Идея толерантности, которую можно рассматривать как логичное дополнение мультикультурализма, предлагает такой инструментарий - терпите друг друга, примите ваши различия как данность и мирно сосуществуйте. Очевидно, что обе эти возможности только подчеркивают имеющиеся различия, консервируют их и не оставляют надежд на достижение подлинного, органического, единства всех народов и культур Российской Федерации. Кроме того, неразрешенность межэтнических, межконфессиональных и в целом межкультурных противоречий свидетельствует о неэффективности мультикультурализма и толерантности в качестве инструментов решения комплекса данных проблем.

Для решения проблем Северного Кавказа, для реализации здесь эффективного межкультурного диалога требуется полноценная интеграция региона, затрагивающая не только вопрос о гражданской идентичности, но, и это самое главное, культурно-цивилизационное «включение» народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный и социокультурный профайл. Необходимым условием решения этой непростой задачи является возрождение самой российской цивилизации, до сих пор переживающей системный кризис, вызванный распадом Советского Союза, утратой части геополитического ареала и статуса великой мировой державы. Возрождение России как великого государства и крупнейшего цивилизационного центра есть главная и единственная возможность полноценной интеграции Северного Кавказа, обеспечения в этом регионе подлинного диалога культур, сотрудничества народов в решении общих национальных задач.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >