ДИАГНОСТИКА ЭТНОКОНФЛИКТНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ

Методы диагностики этноконфликтной напряженности на региональном и локальном уровнях

Сегодня значительную часть научных исследований в области социально-гуманитарных наук составляют регионоведческие исследования, что объясняется потребностью в прагматизации и технологизации знаний. Процессы регионализации актуализируют многие проблемы, которые представляют собой проявления нерешенных социальных противоречий национального масштаба в рамках того или иного региона. Региональные проблемы оказались в центре дискурса секьюритизации, и сегодня они не менее актуальны, чем проблемы государственной или национальной безопасности. В такой ситуации развитие региональной конфликтологии приобретает ведущее значение при исследовании этнополитических процессов в полиэтничном макрорегионе Юга России.

Одно из приоритетных направлений региональной конфликтологии связано с изучением причин и факторов социальной и этноконфликтной напряженности. Понятие «социальная напряженность» встречается наиболее часто, поскольку интерес к исследованию проявлений социальной напряженности всегда был достаточно высок. В свою очередь понятие «этноконфликтная напряженность» демонстрирует специфику, свойственную явлению социальной напряженности в полиэтничных сообществах.

Методика и технология эмпирического исследования в функционировании этноконфликтной напряженности полностью определяются содержанием метода социальных наук. Эмпирическое исследование предполагает: а) соблюдение принципов социальных наук, соответствие разрешающим возможностям социологического воображения и способности к профессиональной рефлексии; б) умение пользоваться правилами и методическими приемами сбора, обработки и анализа первичной информации; в) внедрение социологического знания в реальную практику политических отношений.

Метод исследования этноконфликтной напряженности включает, с одной стороны, познание объективных закономерностей в действиях субъектов межэтнических отношений, а с другой - требование учета этих закономерностей при исследовании этноконфликтной напряженности.

Актуальность диагностики эктноконфликтной напряженности объясняется тем, что социологический прогноз стал неотъемлемым атрибутом современной российской жизни. Общественная жизнь внешне представляет собой калейдоскоп меняющихся социальных практик. Исследователь выступает в качестве наблюдателя, который пытается зафиксировать этот переход и найти меру рационального и иррационального в массовом сознании с позиций либо прежних, либо новых форм рационального мышления. В поиске меры между рациональным и иррациональным заключается смысл методов диагностики этноконфликтной напряженности в обществе.

Решая эту задачу, исследователь, прежде всего, пытается систематизировать многообразный материал полевых исследований. Посредством инструментария изучается вопрос, в какой мере поведение индивидов или их предполагаемый выбор в ситуации этноконфликтной напряженности опирается на рациональность, на осмысленное проецирование интересов отдельного индивида как субъекта действия. Таким образом, важный ракурс исследовательского подхода состоит в интерпретации меры рациональности в действиях индивидов в системе общественных связей.

Вторая группа исследовательских задач состоит в том, чтобы раскрыть содержание методов, позволяющих провести диагностику этноконфликтной напряженности общества с позиций комплексного подхода и потребностей управленческой практики. Такое видение рациональности ставит перед социологом задачу по разработке принципов оперативного комплексного исследования проблем диагностики социальной напряженности в границах определенного региона.

Третий аспект особенно важен для описания процедуры диагностики. В какой мере она отражает реальные общественные процессы? На каких основах она зиждется? Почему комплексный характер диагностики позволяет понять внутреннюю природу этноконфликтной напряженности?

Вебер Максимилиан Карл Эмиль (нем. Maximilian Carl Emil Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия -14 июня 1920, Мюнхен, Германия), известный как Макс Вебер (нем. MaxWeber) немецкий социолог, философ историк, политический экономист. Идеи М. Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии. Наряду с Эмилем Дюркгей-мом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.

Данные аспекты являются содержательным выражением рациональности как основы исследования диагностики социальных явлений. Кроме того, рациональность рассматривается в качестве методологического инструмента анализа этноконфликтной напряженности. На эту особенность обратил внимание М. Вебер: «Лишь в этом смысле и только по своей методологической целесообразности метод «понимающей» социологии «рационалистичен».

Предметом исследования социолога является рациональная природа этноконфликтной напряженности. Задача состоит в поиске методологического основания рассматриваемой проблемы. Решения этой проблемы можно достичь тремя путями: 1) преодоление мультипарадигмальности в изучении этноконфликтной напряженности и поиск устойчивых метапарадигм понимания социального действия, социального пространства и социального взаимодействия; 2) применимость искомых парадигм к исследуемому феномену этноконфликтной напряженности; 3) конструирование познавательных моделей этноконфликтной напряженности.

Парадигмальный уровень реализуется на эмпирической стадии через применение трех взаимосвязанных принципов: конкретизации, типологизации и объективации. Исходным является принцип конкретизации.

Объектом исследования является этноконфликтная напряженность в обществе. Общество включает в свой состав множество индивидов, действующих в хронологических границах конкретноисторического множества пространств. Логика реализации принципа конкретизации применительно к поиску адекватных методов диагностики социальной напряженности предполагает учет следующих факторов: а) условий, влияющих на формирование этноконфликтной напряженности в обществе; б) особенностей стратификационных характеристик этнических групп, включенных в состав общества; в) динамики политических и моральных предпочтений, профессиональной и идеологической самоидентификации; г) наличие достоверных фактов о динамике функционирования объекта; д) принятие правовых и управленческих решений, влияющих на этноконфликтный процесс.

Принцип объективации предусматривает обращение к самим фактам этноконфликтной напряженности в обществе, к их объективному содержанию, которые в своей совокупности образуют реальный объект.

Содержание принципа типологизации заключается в определении типических социальных объектов и методики построения моделей этноконфликтной напряженности.

Возможность интеграции различных подходов предполагает нахождение ответа на вопрос о применимости полученного знания. Речь идет о том, что в рамках определенных парадигм выявляются модели, которые и служат мостиком между теоретической и эмпирической областями социологического знания.

Явление этноконфликтной напряженности является предметом комплексного исследования. Проблема интерпретации социальных явлений с позиций рационализма имеет принципиальное значение для понимания этноконфликтной напряженности. Для социолога рациональность выступает не только в качестве исходного мировоззренческого принципа. Мера рациональности осознания, возможностей диагностики является предметом его исследования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >