ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

На современном этапе развития этнополитических процессов постепенно меняется доктрина в регулировании национальных отношений - «от национальной политики к этнокультурной». Эта доктрина была развита и легла, в своё время, в основу деятельности министра Российской Федерации по делам национальностей В. Ю. Зорина[1]. Однако прошедшие годы показали, что это благое пожелание оказалось нереализованным. Государственная национальная политика на современном этапе не может быть сведена лишь к процессу регулирования и обеспечения этнокультурных потребностей. В современных условиях о национальной политике нужно говорить предметно как об этнона-циональной.

Перспективным представляется разграничение сфер регулирования этнонациональной политики по основным направлениям деятельности: федеральная национальная политика, региональная

национальная политика, миграционная политика, религиозная (эт-ноконфессиональная), этнокультурная политика. При таком подходе этнокультурная политика понимается как приоритетное направление этнонациональной политики, заслуживающее самостоятельного рассмотрения в контексте общей парадигмы этнополитического регулирования.

Этнонациональная проблематика в Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации признает изначальную по-лиэтничность России - в документе используется определение «многонациональный». Статья 3 Конституции России гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Понятие «многонациональный российский народ» представляется как расширение концепта «нация», демонстрирующее одновременное этническое разнообразие, полиэтничность и единство на основе многовековой российской государственности. Специфика российской нации - многонационального российского народа - в том, что этнические группы сохраняют специфические этнокультурные черты, свою самобытность на высоком уровне при постоянном взаимовлиянии и переплетении культур и при относительной модернизации. Формулировка документа говорит о том, что государство признает равенство, ценность и суверенитет этнических культур и не ставит цели управлять этнокультурными процессами. При этом государство поддерживает интеграцию этнических групп для их вхождения и сохранения в составе российского народа.

«Нация - это исторически формируемая социальная общность, которую отличает устойчивое самосознание своей этнической идентичности, основанное на общности исторической судьбы и экономических связей и территорий, взаимодействия с природой, психологии и характера, соответствующим общим культурным и духовным ценностям, пользование единым в своих корнях языком, так же самобытной системой миропонимания, которая проявляется как внутри общества, так и во взаимодействии с другими народами и культурами. Нация -исторический способ человеческой солидарности»[2].

Многонациональность - генетическое качество российского общества и государства. Как отмечает Р. Г. Абдулатипов, нельзя не согласиться с тем, что самая главная трагедия для России то, что мы не научились ставить на службу России нашу уникальную многонациональность. Россия представляет собой исторический союз народов, веками складывавшуюся общность коренных народов с самобытными культурами, объединенными едиными духовными, нравственными и этическими основаниями.

Международные правовые документы и действующая Конституция Российской Федерации, соответствующая международным нормам, определяют демократические принципы национальной политики нашего государства, которые позволяют строить гармоничные отношения между народами, в частности, в Северо-Кавказском регионе. Реализация этих принципов - актуальная задача государственной национальной политики, законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, всего российского общества.

Статья 19 Конституции «гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Кроме того, благодаря признанию исторического значения этносов в процессе становления российской государственности, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13). Статьей 29 «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Согласно ст. 69, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Государство признает и поддерживает этнокультурное многообразие страны. В ст. 26 сказано, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» и «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». При этом, согласно ст. 68, «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык», однако «республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации», а «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Северокавказский регион всегда был чрезвычайно значимым для России, занимал особое место в ее политике. Северный Кавказ в геополитическом и, особенно, в этнополитическом отношении отличается рядом уникальных особенностей, обуславливающих его значимость для государства.

В этноконфессиональном отношении рассматриваемый регион уникален своим многообразием: здесь проживают представители 150 народов, исповедуются все основные мировые религии[3].

Многие исследователи отмечают культурно-историческую общность народов Северного Кавказа. Кавказоведы-этнологи и политологи подчеркивают общие черты северокавказских этносов, такие как кровнородственные и общинно-поселенческие формы самоорганизации, традиционные родовые структуры, патриархальный характер социально-экономического и семейного уклада, специфика этикета и обычаев, а также синкретизм духовно-нравственных и правовых представлений.

Наряду с этими особенностями кавказских народов в настоящее время отмечается усиление этнической иерархии, обостряющей ситуацию - это феномен «титульной национальности» в республиках Северного Кавказа. Этот фактор порождает в известной степени дискриминацию, к примеру, наблюдаются ограничения для «нетитульных»

народов в различных сферах деятельности, зачастую ограничивается право на занятия должностей во властных структурах, в престижных профессиональных сферах. Такое положение, в свою очередь, порождает отток «нетитульного» населения, политизацию этничности. Эти и другие современные процессы влияют на традиционную систему межнациональных отношений на Северном Кавказе, характеризовавшуюся добрососедскими отношениями, порождают этнополитические и этнокультурные конфликты и противоречия.

Этничность в межнациональных отношениях нередко идеологизируется. Ценность человека сводится к его национальной принадлежности. В такой обстановке создается благодатная почва для деятельности националистических и экстремистских организаций, что является предпосылкой межнациональных конфликтов. Деструктивные процессы в межнациональных отношениях влекут за собой, в частности, вынужденную миграцию, становящуюся одним из факторов, осложняющих межнациональные отношения. Особенно остро стоит эта проблема в областях и краях, граничащих с северокавказскими республиками.

Важным аспектом достижения мира и согласия в межнациональных отношениях на Северном Кавказе и на всей территории страны выступает положение русского населения, от самочувствия которого зависит исключительно многое. Сегодня численное соотношение между русским народом, составляющим примерно 80 % населения Российской Федерации, и другими народами, в том числе и в регионах, существенным образом изменилось по сравнению с тем, которое было в СССР[4]. С начала 1990-х годов начался отток русского населения из республик Северного Кавказа, в первую очередь из Чечни. Большинство русских покинуло Ингушетию, уезжают и из Дагестана и Северной Осетии.

Противоречия в межнациональных отношениях - неизбежное явление, особенно в эпоху социальных потрясений, и задача национальной политики государства не может сегодня состоять ни в чем ином, как в разработке и осуществлении стратегии по совершенствованию межнациональных и межконфессиональных отношений как в масштабах всей Российской Федерации, так и в масштабах такого сложного региона, как Северный Кавказ.

  • [1] См.: Зорин В. Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. - М.: Информационно-издательское агентство Русский мир, 2002; Зорин В. Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. - М., 2003.
  • [2] Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. - М., 2001. С. 25-26.
  • [3] См.: Россия в цифрах. 2002: краткий статистический сборник. - М., 2002. С. 36. 2 См.: Народы России: энциклопедия. - М., 1994; Хоперская Л. Л. Современные процессы Северо-Кавказского региона. - М., 1998. и др.
  • [4] См.: Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепление единства Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. - М., 1995.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >