ВВЕДЕНИЕ. Теоретические основы цивилизационного подхода к истории

Цивилизационный подход к истории - это сложное интеллектуальное явление в гуманитарном знании XX в. Для его понимания следует обратиться к трудам родоначальников - Освальда Шпенглера (теория локальных цивилизаций), Арнольда Тойнби (теория развития цивилизации) и Карла Ясперса (теория «осевого времени»).

О. Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и историк, автор широко известной работы «Закат Европы». На её страницах он определил следующие цивилизации: египетскую, вавилонскую, китайскую, индскую (доарийская цивилизация Индии), ведийскую (или магическую цивилизацию классической Индии), аполлонову (античную) и её продолжение - византийско-арабскую, цивилизацию майя и фаустовскую (западноевропейская: так в названии подчёркивался её меркантильный характер). Шпенглер считал, что из-за прагматизма и непрерывных конфликтов Европа с конца средневековья обречена на упадок. Заслугой О. Шпенглера является чётко очерченный круг цивилизаций, но он преувеличивал замкнутый, изолированный характер каждой цивилизации.

А. Тойнби (1889-1975) - всемирно признанный британский историк, в своём труде «Постижение истории» представил более законченную, универсальную историю, охватив её и территориально, и хронологически. Он выделил 23 цивилизации, группируя по религиозному признаку: западно-христианская, включая Америку, Австралию, Новую Зеландию; восточно-христианская, включая Россию; исламская; буддийский мир и др. Достоинством концепции А. Тойнби является её универсальность, а также определение культуры и религии основополагающими цивилизационными факторами.

Возражая К. Марксу, А. Тойнби доказывал, что уровень развития цивилизации нельзя определять степенью материальной культуры. По его мнению, высокий уровень техники средств производства характерен для отставших в своем развитии статичных цивилизаций. Большую роль играют, как полагал А. Тойнби, достигнутые цивилизацией социальные отношения и структуры, ментальный аппарат. В этой связи важнейшим фактором прогресса или деградации цивилизации явление этерификации - подъём на качественно более высокий уровень, перенос энергии из более низких сфер в высшие: из физических сфер в духовные и интеллектуальные, в совершенствовании социальных систем.

В отличие от историков-позитивистов и марксистов, склонных рассматривать движение социальной материи, как прогресс от низших форм к более совершенным, А. Тойнби скорее уподоблял историческое развитие двухтактному колебанию маятника по принципу «Вызов - Ответ». Цивилизации зарождаются и развиваются, постоянно отвечая на вызовы природы, внутренних противоречий и внешней угрозы, мобилизуя духовные силы и способности к сплочению перед лицом опасности. Примером служит образование империи Карла Великого как ответ на вызов вторжений арабов и державы Оттона I - на экспансию венгров и

Сравнительная история мировых цивилизаций норманнов. Исследователь пришел к заключению, что «благоприятные условия враждебны цивилизации; чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для развития цивилизации». Соотношение силы вызова и ответа предопределяется и регулируется законом компенсаций: например, суровая природа обеспечивает в то же время и защиту от внешних врагов. Объясняя теорию генезиса цивилизаций, А. Тойнби приводил его основные признаки: эволюция степени разделения труда; мимесис, как социальное подражание, ориентированное на творческих личностей, а не на предков; динамическое движение вместо статики.

Каждая цивилизация проходит свой цикл развития: генезис, подъём, расцвет, надлом, за которым может последовать гибель общества. Надломы цивилизаций А. Тойнби связывал с «самоидолизацией», поклонением эфемерной личности или эфемерному институту (последнее было характерно для цивилизации Византии). Одним из видов надлома он считал «отравление ядом победы». Распад цивилизаций он связывал с ослаблением мимесиса - когда правящее меньшинство, утрачивая авторитет, пытается силой удержать власть и привилегии, а «пролетариат» (он включал в него всех угнетенных и недовольных своим местом в обществе) восстает против вопиющей несправедливости, также прибегая к насилию. Распад мимесиса у нетворческого большинства вызывает две реакции: активное сопротивление и выработку нового стиля жизни или пассивный уход (отказ от моральных норм) и мученичество (отшельничество, аскетизм), выражаемые также в формах «футуризма» (Ленин) - ухода в неведомое будущее (ожидание мессии, Царства Небесного на земле), и архаизма (Гитлер) - ухода в знакомое прошлое.

За расколом мог последовать конец цивилизации или внутреннее возрождение (палингенез), и тогда снова общество оказывалось перед двухтактным колебанием - «Раскол - и - Палингенез». Он мог осуществиться путем создания благодаря работе мыслящего меньшинства универсального государства (Римская и Византийская империи, Арабский халифат), или по воле нетворческого меньшинства - путем образования Вселенской Церкви (в христианстве). Уникальность западноевропейской и византийско-арабской цивилизаций мыслитель видел в синтезе именно этих двух начал. При палингенезе большое значение А. Тойнби отводил «духовно одаренным Личностям», обладающим неординарным творческим потенциалом и способностью предлагать обществу новые пути - вершить реформы, «разбивающие кристалл обычая», но порождающие социальные конфликты. Становление таких личностей также совершалось согласно циклу «Уход - и - Возврат»: так, духовно преображённый Мухаммед ушёл из Мекки во враждебный Ятриб и вернулся в спустя 7 лет уже как хозяин половины Аравии. Заслуга А. Тойнби в том, что он создал оригинальную картину философии истории. При всей схематичности и массе фактических неточностей, она последовательно универсальна и логична.

Кроме Тойнби, сложно отметить других учёных, внесших аналогичный вклад в развитие цивилизационного метода. Упомянем лишь немецкого философа К. Ясперса (1883-1969) с его теорией «осевого времени», когда (по его оценке, 800-200 гг. до н. э.) произошёл отказ от мифологического мышления и переход к рациональному, прагматическому. Этот период он характеризовал как резкий поворот в истории, когда появился человек нового типа. Необычность «осевого времени» состояла в том, что появились такие личности как Конфуций и Лао-Дзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Иране; пророки - в Палестине; Гомер, Гераклит, Платон - в Древней Греции. Человек осознавал бытие и самого себя, что означало конец мифологической эпохи и одухотворение бытия. По завершении этой эпохи появились великие империи, возникли религии спасения - буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, развилась эллинистическо-римская образованность. В структуре мировой истории произошли глобальные изменения: исчезли великие существовавшие тысячелетиями культуры древности, начался духовный подъём, выразившийся в комплексе идей, актуальных до нашего времени.

Особое значение К. Ясперс уделял истории Западного мира, «осью» которого он считал христианство, а основой динамики - непрерывность в развитии образованности. Он выявил основные черты специфики западноевропейской цивилизации: чрезвычайное природное разнообразие; восходящую к античному полису идею политической свободы; рациональность мышления; осознание внутренней глубины бытия личности и реальности существования мира; преодоление догматического начала; способность к предельному напряжение сил вследствие претензий на исключительную истинность христианского вероисповедания; осознание не замкнутости мира; стремление к перфекционизму; высокая степень альтернативности и концентрации индивидуальностей. «Осевым временем» Европы Ясперс полагал период 1500-1800 гг. - время наивысших достижений Позднего Возрождения и цивилизации классической Европы.

В настоящее время цивилизационный подход обогатился рядом новых имён (теория социокультурных суперсистем П. А. Сорокина, теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва, теория географического и культурного пространства Ф. Броделя, интеграционная социо- и психогенетическая теория Н. Элиаса и т. д.), но все они в той или иной степени репродуцируют концепции Шпенглера, Тойнби и Ясперса. Их реализация на конкретном историческом материале изложена в нижеследующих главах настоящего учебника.

Литература

  • 1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций / пер. с фр. Б. А. Ситников. М., 2008
  • 2. Тойнби А. Постижение истории / сост. А. П. Огурцов. М., 2002.
  • 3. Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 2006.
  • 4. Шпенглер О. Закат Европы Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем. И. И. Маханькова. М.,1998.
  • 5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.,1994.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >