Методические приемы рассказа

Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые позволяют понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и так далее.

В экскурсии используются две формы рассказа:

  • а) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам четкое понятие о том, где и каким образом происходили события;
  • б) реконструктивный рассказ, задачей которого считается восстановление перед мысленным взглядом экскурсантов какого-нибудь объекта (здания, сооружения, памятного места).

В практике можно выявить 6 отличительных черт рассказа.

  • 1) Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения применять на экскурсиях для взрослых из-за разной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одинаковую тему.
  • 2) Подчиненность рассказа показу. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и объясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по плану авторов экскурсии обязана появиться перед мысленным взором экскурсантов.
  • 3) Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные подтверждения. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода».
  • 4) Адресность рассказа, т.е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод подразумевает определенный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д.
  • 5) Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их трактовка. Конкретность подразумевает, что на экскурсии преподносится не материал вообще, а материал, раскрывающий точную тему.
  • 6) Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с наибольшей убедительностью заявляет, что оно происходило именно так, именно на данном месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-то другой.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, заданий, словесного монтажа, соучастия, ссылки на очевидцев, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия определенных персонажей.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экс-курсовод сообщает краткие сведения о наблюдаемом объекте: дату по-стройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется само-стоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод закан-чивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и пост-роению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания предназначен для правильного отображения объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих их объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность.

Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликован ных в СМИ. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину происходивших событий.

Особые методические приемы

Кроме методических приемов показа и рассказа, на экскурсии применяются специальные приемы, которые могут помочь гораздо лучше усвоить содержание материала.

В их числе отличительное место занимает прием, делающий экскурсию наиболее документальной, неопровержимой. Например, вводится в виде дополнительного момента встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Практический материал, который они употребляют, тщательнейшим образом выверяется. Для данной работы привлекаются материалы музеев, архивов, научных учреждений, печатные источники.

Иногда в экскурсиях применяется прием исследования. Например, глубина колодца определяется посредством горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стены, после этого - далекое дно, а глубина ущелья измеряется брошенным камешком. Прием способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он применяется в экскурсиях с детьми и школьниками.

В экскурсии также применяется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода».

Более широкое распространение получил иллюстрационный прием. К примеру, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается демонстрацией фотографий соответствующих растений и животных.

Эффективен и комментирующий прием. В подобной ситуации показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ считается только объяснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ о его устройстве; при показе дома демонстрируется фотография его внутреннего убранства с дальнейшими объяснениями экскурсовода и др.

Прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, помещение), которое они в этот момент осматривают.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >