ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

В данном разделе раскрываются основные вопросы, подлежащие изучению, использованные при разработке татарских национальных костюмов. Раздел раскрывает суть творческого источника для наиболее целостного анализа исторических форм женских и мужских татарских костюмов для проектирования коллекции. Проводится анализ условий формообразования в одежде путем изучения научной литературы, статей из журналов мод и электронных источников.

Актуальность и историческое наследие Республики Татарстан

На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром татарской нации. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, связан со всей Евразией. Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний, а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей [1].

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без подробного изучения культуры народа невозможно создание современной коллекции.

Традиционная одежда с глубокой древности формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа [2]. В национальном костюме как в зеркале отразилась жизнь и быт наших предков, идеалы красоты и национальные особенности. Поэтому очень важно подробно изучить культурные особенности нации. Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации [3].

Духовная культура татар сохранила этнические особенности тюркских племен периода Волжской Булгарии. Духовная культура -это как гимн, всенародно пропетый в истории всего и всех. Ради создания культуры народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. На протяжении исторического развития традиционную одежду, как и всю культуру народа в целом невозможно представить без музыкального фольклора [4].

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Очень важно проследить взаимосвязь костюма и музыкального искусства, ведь именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие, а значит, это повлияло на форму, цветовую гамму и образ костюма [5].

Частью музыкальной культуры являлась духовная музыка. Ислам, как официальная религия, влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман - корана, который читался нараспев. Напевы рецитаций сур устно передавались от поколения к поколению в стенах религиозных учебных заведений.

Первые достоверные упоминания о татарской музыке относятся к периоду Волжской Булгарии - тому времени, когда предки татар, приняв ислам, начали приобщаться к исламской культуре. Конечно, это не могло не сказаться на местных традициях, которые начали развиваться в общемусульманском контексте. К тому же появились местные учёные, поэты и писатели, которые стали фиксировать на бумаге реалии своего времени. Вхождение в орбиту исламской цивилизации ярче всего проявилось в литературе. Она начала использовать известные коранические и восточные сюжеты для развития местного словесного искусства и благодаря этому безмерно обогатилась. Под влиянием ислама начала меняться и музыка, которая по форме и содержанию стала в большой степени соответствовать восточным образцам. Татарские композиторы в XIX - первой четверти XX вв. сумели значительно продвинуть вперед развитие татарского музыкального искусства, подняв свою, в прошлом одноголосную, народно-песенную культуру до высот музыкального профессионализма, создавая при этом произведения во всех музыкальных жанрах - от песни до оперы, от камерно-инструментальных пьес до симфонии. И, несомненно, татарское музыкальное искусство в социокультурном пространстве России в указанный период занимало свое достойное место [6].

Немаловажную роль в общественно-политической жизни страны, народа сыграла татарская поэзия. Присущее человеческой природе стремление к новизне, необычности, вернее, к адамову яблоку, приводит в движение творческие силы, вызывает прилив новых ощущений, радость сопереживания. Все это, в первую очередь, отливается в стихотворные строки. Так, первая русская буржуазная революция, ее реформаторские последствия породили Тукая, Дардменда, С.Рамиева, когорту великолепных прозаиков, драматургов: Ф.Амирхана, Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, которыми могла бы гордиться любая литература мирового сообщества [7].

Наиболее распространенным видом татарского национального искусства является декоративно-прикладное искусство. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненных руками древних мастеров, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью, которые в свою очередь широко использовались при создании национальной одежды, головных уборов и обуви. В коллекции национальной одежды дополнением к костюму являлись головные уборы, напоминающие тюбетейки, а также галстуки. Они украшались национальными узорами, вырезанными на коже, что в свою очередь также являлось декоративно - прикладным искусством [8J.

На протяжении многих веков традиционными художественными промыслами казанских татар являются ювелирное искусство и золотое шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, искусство каллиграфии [9].

Ювелирное искусство подразумевает наличие в костюме украшений. В современной коллекции украшением жакетов являются пуговицы под металл, цвета бронзы и серебра. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение [10].

Образцы исторического и современного искусства показывают эстетическое своеобразие и орнаментальный строй произведений татарского народа, и преемственность традиций народных промыслов. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость, ведь шедевры татар становятся неисчерпаемым источником вдохновения в творчестве современных художников. Целостная система декоративно прикладного творчества татарского народа широко представлена в искусстве национального костюма.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >