Обучение основам штриховой культуры

Основы штриховой культуры.

Работа над штрихами, совершенствование штриховой культуры является одной из главных составляющих в деятельности каждого преподавателя ансамбля. Штрих - это прием исполнения, сочетающий определенный характер извлечения, ведения и соединения звуков. Важно добиться одновременной и единообразной атакиров-ки штрихов, обусловленных характером, динамикой и темой произведения, а также специфическими особенностями звучания инструментов и индивидуальной манерой игры музыкантов. Преподаватель должен познакомить музыкантов - участников ансамбля с системой слогов, выработанной исполнительской практикой, где каждому штриху соответствует определенный слог. Эту систему слогов желательно использовать и при сольфед-жировании.

В музыке не существует достаточно разработанной и общепринятой теории штрихов. У каждого исполнителя свое понимание и свое видение штрихов. Соответственно, есть разночтения и с системой обозначений. Один и тот же символ может трактоваться (в акустическом или технологическом аспекте) по-разному. И наоборот, одно и то же акустическое или технологическое явление может обозначаться разными символами.

Художественные требования к исполнению штрихов определяют вид атакировки - твердой, мягкой или комбинированной. Вид атакировки может быть неизменным на протяжении всего произведения (части или эпизода) или же меняться в зависимости от характера исполнения музыки -редко, часто или даже несколько раз в одном такте.

Характер атакировки звука может меняться даже в пределах каждого вида атакировки. Атакировка звука тесно связана с исполнительскими штрихами и является их составной частью. Именно изменение твердости или мягкости атакировки звука - способ придать исполнительскому штриху необычайную гибкость и возможность разнообразить его оттенки.

Наиболее употребляемые штрихи.

Описание штрихов приводится во многих изданиях. Штрихи имеют множество разнообразных оттенков, тонких нюансов. Рекомендуются следующие общепринятые виды штрихов, без которых сложно добиться в короткий срок слаженной ансамблевой игры.

* - detache (деташе) - нота играется в полную длительность, звуко-извлечение мягкое, без подчеркивания, протянуто, вместо слога «та» употребляется слог «да». С этим штрихом связана специфическая жанровая трактовка рисунков, особенно в свинговой музыке (пример 19).

Пример 19

Martele - исполнение отдельных друг от друга, акцентированных и в то же время выдержанных на одной динамике звуков. Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определенное, даже резкое, с участием языка. Martele - ударный штрих. По своей природе он близок к штриху staccato, но от staccato его отличает более жесткое и более тяжелое звучание [20]. Еще один важный штрих теоретики и практики выделяют в качестве основного (Т. Докши-цер, Ю. Усов, В. Сумеркин). Portato - атака мягкая (предельно мягкий толчок языка при атаке), слитность.

Я . . .

- штрих деташе с лигой и черточкой над нотой исполняется еще более мягко, почти как нон легато (пример 20).

Пример 20

Стек Гетц

ч—* - Legato (легато) - штрих употребляется для связного исполнения звуков. Для получения хорошего легато, особенно при интервальных скачках, важную роль играют тренировка губных мышц, дыхания и согласованные с ними движения пальцев. Ноты исполняются или «без языка» (кроме первой), или, в случае многократного повторения звука, предельно мягким языком. Чтобы обеспечить слитное соединение, в джазе применяется мягкая атака на слогах «да-ду-ди», которая получила в исполнительской практике название «лигованный» язык. При такой атаке соединение нот слитное, очень похоже на игру легато. Для обозначения границы фразы в джазе употребляют фразировочные лиги, ноты под ними надо исполнять «лигованным» языком (очень короткие, мягкие удары языка на постоянном напоре воздушной струи). Этот штрих характерен в основном для лирической музыки напевного характера (пример 21).

Пример 21

• - staccato (стаккато). В практике современных эстрадных ансамблей употребляется два вида этого штриха в зависимости от атаки звука - твердой или мягкой. Нота исполняется острым языком, коротко, без нажима и акцента (пример 22).

Пример 22

Така-така

И. Даснер

J j J j| I Ij JI j1 J Ml

J - Лля 6

>- - акцент острый. Для обозначения предельно отрывистого и сильного исполнения ноты ставится «домик».

В практике эстрадного исполнительства довольно часто встречаются случаи неверной трактовки данного штриха, исполнения его как акцента или простого стаккато. Сущность данного штриха означает укорачивание ноты вдвое, звукоизвлечение острое, с сильным акцентом. Применяется для подчеркивания отдельных звуков, аккордов и коротких музыкальных фраз (пример 23).

Пример 23

Коричневый ку г К труоы

ъшинчик

А

Г. Миллер

____К___________

J • 1 1 - J - ?' 1

----??—?--—*

СО 4 < r f

----1 -------------’

nip пишется

исполняется

То же самое, но с максимально возможным укорочением длительности звучания ноты. Применяется для подчеркивания отдельных звуков, аккордов и коротких музыкальных фраз (пример 24).

Пример 24

(пример 25).

Пример 25

Сент-Люис Блюз У. Хэнди, 1' Миллер

4‘ij 1 j > I j Ь Ij ? j

Ж Ж ж ж

J ' ’ У ’

> - акцент тяжелый. Не совсем «узаконенный» штрих, практически аналогичный предыдущему, но аранжировщик подчеркивает обязательность сохранения максимальной длительности звучания ноты (примеры 26-27).

Примеры 26-27

"Минувшие дни

Д. Керн

Рой Олдридж

"Alter Youve Cone" трубы

Исполнительские приемы:

< - подъезд «глиссандо» («смир», «лип слер») бывает двух видов: длинное и короткое.

Такое обозначение характеризует медленное плавное скольжение в течение указанной длительности снизу вверх в пределах от полутона до трех тонов. Короткое глиссандо снизу вверх к указанному звуку звучит и исполняется как скользящий форшлаг. Оба эти вида характерны для духовых инструментов (воспроизводятся губами), струнных и гитары - посредством скольжения по грифу. Применяется к отдельным звукам и аккордам в кульминациях, а также для начала музыкальных фраз (пример 28).

Пример 28

Сент-Луис Блез (марш-swing)

У. Хинди. Г. Миллер

• - подъезд хроматический (короткий), напоминающий форшлаг. Исполняется по хроматическому или диатоническому звукоряду

с помощью клапанов и губ исполнителей на духовых инструментах, клавишей у рояля, органа и т. д., начинается на терцию ниже. Применяется в начале звучания музыкальных фраз и в кульминациях (пример 29).

Пример 29

Д. Гершвин

Обпимао тебя' труба соло ad libitum

J

f - длинный подъем к ноте по хроматическому или диатоническому звукоряду, напоминающий форшлаг. Исполняется с помощью клапанов и губ исполнителей на духовых инструментах, клавишей у рояля, органа и т. д., начинается на квинту ниже. Применяется в начале звучания музыкальных фраз и в кульминациях (пример 30).

Пример 30

Soft Winds

J

X - «глиссандо» после ноты (быстрое и медленное): быстрое -в пределах от полутона до трех тонов после начала звучания с некоторым увеличением длительности за счет глиссандирования; медленное - в пределах от полутона до пяти полутонов. Применяется для окончания музыкальных фраз, к отдельным звукам и аккордам и в заключительных аккордах (пример 31).

Пример 31

1 Красная роза для блюзовой Леди"

J

- понижение звука по хроматическому или диатоническому звукоряду (короткое и длинное), напоминающее форшлаг. Начинается примерно на терцию (квинту) ниже. Применяется в начале звучания музыкальных фраз и в кульминациях (пример 32).

Пример 32

"1 воем улыбки тень Бегин

Д. Мандэл

Штрих «ти-а». Для стиля «боп» характерно движение восьмыми, в котором акцент «офф-бит» создается с помощью лиг. Трудность этого штриха состоит в том, что под лигой должна сохраняться тембральная артикуляция.

В джазовой музыке очень часто встречаются форшлаги, морденты и другие украшения. Но если в классической музыке акцентируется нота, перед которой стоит форшлаг, то в джазовой музыке акцент приходится на сам форшлаг.

В исполнительской практике эстрадных и джазовых ансамблей широко используется прием вибрато - интонационное раскачивание звука с определенной пульсацией. Вибрато должно быть умеренным и служить украшением звука, а не самоцелью. Над этим приемом необходимо тщательно работать, чтобы избежать антихудожественного звучания (пример 33).

Пример 33

имер 16. Импровизация Бесси Смит

vibr.

#3- I у 4>| J Л

-о- - vibr - повышение или понижение звука с обязательным возвращением к основной ноте, изменяется только его тембральная окраска. Повышение или понижение звука может быть коротким или длинным. Играется, как глиссандо, между нотами (пример 34).

Пример 34

Джек Тигарден

В зависимости от стиля, амплитуда вибрации меняется. Так, в диксиленде и в раннем свинге, где преобладает четвертной «офф-бит», частота колебаний шестнадцатые - «мелкое вибрато». В позднем свинге и бопе, где преобладает акцент восьмыми «ап-бит», частота колебаний триоли -«крупное вибрато». В отечественной исполнительской практике используются различные специальные эффекты. Назовем несколько: «шейк», «флип», «взлеты», форшлаги «дья», похожие на них «турн», «сброс», «подъезд», «дойт» и др. (см. учебное пособие Д. Браславского «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров») [14]. В джазовой практике используется ряд приемов игры, украшающих звуковую палитру ансамбля.

Джазовое группетто «флип», построенное на натуральном звукоряде, исполняется губами.

Фултон - игра открытым полным звуком.

Субтон - напротив, мягкое приглушенное звучание, напоминающее шепот, извлекающееся расслабленными губами.

«Половинный клапан» (Hale Valve) - с помощью недожатых клапанов извлекаются зажатые ноты, на фоне которых ярче звучат акценты.

Флатер - специфическое, как бы гортанное звучание («фррр») с использованием колебаний языка и трости на саксофоне, свободы языка и расслабленных губ у медных.

Du (англ.) - над нотой стоит крестик. Закрыть раструб инструмента (у труб и тромбонов).

Wah (англ.) - над нотой стоит кружок. Открыть раструб (у труб и тромбонов).

Indefinite Sound (англ.) - очень легкое звукоизвлечение с замиранием и не очень точной высотой звучания.

Absetzen (нем.) - резкое прекращение звучания после исполнения длительности. Особенно это важно в групповой игре, где требуется одновременное окончание аккорда.

Особое место занимает овладение специфическими штрихами с помощью сурдин, а также электронных приспособлений, особенно в ансамблях, использующих звукоакустическую технику: синтезаторы, ревербераторы, модуляторы и т. д.

В каждом звучащем эпизоде преподавателю приходится решать творческую задачу целесообразности использования того или иного приема, уточнять и дополнять штриховые указания автора, сообразуясь со своим исполнительским замыслом.

Контрольные вопросы

  • 1. Охарактеризовать разновидности атакировки.
  • 2. Рассказать об основных видах штрихов в эстрадном ансамбле.
  • 3. Оценить важность согласованности атакировки звука и штрихов.
  • 4. Рассказать об одновременном сочетании разных штрихов.
  • 5. Назвать функции артикуляции.

Практические задания для самостоятельной работы

  • 1. Играть специально написанные упражнения в различных видах атакировки: твердой, мягкой и комбинированной.
  • 2. Исполнить пьесу Н. Хефти «Туманное утро», соблюдая одновременное сочетание разных штрихов.
  • 3. Выполнить на инструменте длинный и короткий «подъезды» к ноте («глиссандо»).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >