МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭСТРАДНЫМ АНСАМБЛЕМ

Настройка эстрадного ансамбля

Преподаватель ансамбля, даже если он сам не является исполнителем на каком-либо инструменте, должен хорошо знать особенности и возможности всех инструментов, что в значительной мере поможет достижению интонационной чистоты строя. Чистота зависит не только от исполнительского опыта преподавателя, высокого уровня его профессиональной подготовки или одаренности, но и от ряда других причин: качества инструментов, систематических индивидуальных занятий исполнителей на своих инструментах, степени развития их внутреннего слуха, навыков коллективной игры, хорошей организации настройки инструментов.

Преподаватель должен детально знать состояние всех имеющихся инструментов, уметь правильно определить и исправить дефекты в их строе. Следует помнить, что плохое состояние инструмента нередко вызывает фальшивое звучание, поэтому любой музыкальный инструмент нуждается в постоянном уходе и бережном к нему отношении. Например, резкая смена температуры воздуха может вызвать ухудшение интонационной стройности инструментов. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда после пребывания в холоде возникает необходимость выступления ансамбля в теплом помещении. В таких случаях перед исполнением следует сделать небольшой перерыв, для того чтобы инструменты согрелись.

Как показывает практика, исполнитель, бережно относящийся к своему инструменту и систематически занимающийся на нем, достигает чистоты строя и при отдельных конструктивных недостатках инструмента, так как хорошо знает все его особенности. И наоборот, небрежное отношение к своему инструменту и нерегулярные, от случая к случаю занятия приводят к тому, что даже выверенный инструмент может звучать фальшиво. Таким образом, чистота строя ансамбля зависит, прежде всего, от верного интонирования каждым исполнителем.

Сущность настройки ансамбля.

В основе метода настройки - сравнение звучания своего инструмента со звучанием фортепиано или синтезатора, по которым сверяется строй: музыкант, настраивающий свой инструмент, внимательно вслушивается в эталонный звук, после чего извлекает звук на 94

инструменте, сравнивая его по высоте с услышанным. Нецелесообразно одновременное звучание эталонного и настраиваемого инструментов, так как в этом случае достижение интонационного единообразия значительно затрудняется.

Во время настройки ансамбля соблюдается абсолютная тишина. Любые посторонние звуки в ансамблевом классе, соседнем помещении могут помешать сосредоточиться и точно услышать и зафиксировать эталонный звук. При настройке инструментов звучание нужно немного занижать. Это делается в расчете на то, что во время последующей игры духовые инструменты нагреваются, в результате чего повышается строй.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >