Неподобие между отрицанием и уподоблением

Абу Джа'фар ат-Тахави (229-321 х/844-933 г) сказал в «Акыде ат-Тахавийя»: «Всякий, кто не охраняет себя от отрицания атрибутов Аллаха или уподобляет Аллаха (ташаббиху) чему-либо, сбился с пути и не смог понять Величие Аллаха. Ведь наш Господь описывается только качествами Единственности и абсолютного неподобия - ни одно создание никоим образом не похоже на Него. Он превыше того, чтобы быть каким-либо образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всего сотворённого».

В каждом слове тут есть польза. Эти слова стоят того, чтобы их выучить наизусть. «Акыда» ат-Тахави стала известна среди мусульман во всех странах. И все согласны, что изложенное в «Акыде» ат-Тахави - истина и что это и есть акыда Ахлю-с-Сунна. Суть этого отрывка заключается в том, что нам нельзя отрицать то, что пришло в Коране и Сунне. Если, например, говорится о качестве «слышащий», то под слухом обычные люди понимают восприятие звуковых сигналов ухом и затем через ухо мозгом. Это и есть 33

значение слова «слух». Но нам нельзя отрицать это слово лишь на том основании, что такой смысл указывает на недостаток. Мы просто говорим, что Аллах описан этим словом, но отрицаем, что у Аллаха есть ухо, например, и отрицаем, что у Аллаха есть орган, посредством которого Аллах слышит. И мы отрицаем, что у Аллаха слух такой же, как у человека. Суть в том, что мы описываем Аллаха слухом, который достоин Его Величия, и отрицаем все качества, которые указывают на недостатки.

Это в отношении слова, которое обладает только одним смыслом. Если же слово имеет несколько значений, то нам надо искать тот смысл, который наиболее достоин Величия Аллаха, и мы должны отрицать те значения этого слова, которые не подобают Аллаху. Это и есть то, что называют «таъвиль».

Что касается ташбиха, то мы его также должны отрицать. Аллах описан качествами Единственности, и Его атрибуты не подобны атрибутам творения. Это базовое правило в отрицании подобия (ташбих). Наш Господь Чист от всего, что указывает на изменение или на недостаток. Наличие у вещи окончания в существовании означает, что эта вещь ограничена, а это недостаток. Наличие конечностей - это указание на наличие частей, а это недостаток, поскольку это указывает на того, кто «составил» целое из частей и конечностей. Указание на наличие органов, при помощи которых их обладатель достигает того, что он хочет, также является недостатком. И всё, что имеет направление, ограничено. А мы узнали, что ограничение - это недостаток, именно поэтому имам ат-Тахави отрицает, что Аллах находится в какой-либо стороне (направлении).

Так считают все представители Ахлю-с-Сунна. Этому не противоречит никто, кроме мушаббиха.

Шихабуддин аль-Халяби (ум. 733 х/1333 г) сказал: «Мазхаб хашавитов, приписывающих Аллаху место, - это жалкий и необоснованный мазхаб. Ложность их утверждения проявляется при элементарном размышлении. Имамы сказали: «Их мазхаб не стоит даже чернил, чтобы их опровергать, но, так как обычные мусульмане обмануты ими, приходится это делать»[1].

Также он сказал: «Клянусь Аллахом, даже не один раз, а тысячи раз, что господин посланников не исповедовал то, что Аллах находится буквально наверху».

И пойми, что есть огромная разница между абсолютной возвышенностью и нахождением «наверху». Шариат указывает, что мусульманин обязан верить, что Аллах Возвышенный (аль-'Алий). Это и есть абсолютная возвышенность. А что касается направления, то это «быть над миром» (фаук). Но этого нет в текстах Шариата. Более того, это ложное убеждение, так нельзя считать. Именно поэтому имам ат-Тахави отверг все виды направлений в отношении Аллаха.

Если нахождение «вверху» было бы присуще Аллаху, то, что же тогда отверг имам ат-Тахави? Что касается аллегорического толкования его слов, то на это нет доказательства и такое толкование - это следование страстям. Если ты говоришь без доказательств: «Он не имел в виду это, а имел в виду другое», - что это, как не искажение смысла слов?!

Из того, что Аллаху придают направление, вытекает два следствия:

  • 1. Описание Аллаха словом, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне. Так называемые саляфиты говорят: «Мы описываем Аллаха так, как Он сам себя описал и как Его описал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)», - и первые же противоречат этому правилу!
  • 2. Это слово имеет значение, которое нельзя относить к Аллаху, поскольку оно содержит в себе недостаток.

Имам ат-Тахави сказал: «Тот, кто описывает Аллаха смыслами творений, совершил неверие» . Нахождение в каком-либо направлении - это обязательное качество для творений, и поэтому оно указывает на недостаток. И в этом нет никакого указания на величие. Тот, кто живёт на 9-м этаже, не величественнее того, кто живет на 2-м! И нет никаких доказательств: ни шариатских, ни рациональных, -что более высокое место величественнее того, которое ниже. И поэтому придание направления «вверху» - это чистое следование своим страстям».

Имам аль-Джувейни (419-478 х/1028-1086 г) упомянул общее правило, которое относится к этому вопросу: «Любое качество, которое присуще творению и является следствием оказанного влияния и без которого немыслимо творение, невозможно в отношении

1

Прим, редактора. В отношении такфира муджассима сеть разногласие среди ученых. Большинство ученых считает, что они не кафиры, но являются заблудшими (Ахлю-бид'а). Сказал Хатиб аш-Ширбини аш-Шафии (ум. 977 х/1570 г) в своем «Мугниль Мухтадж»: Разошлись в куфрс муджассимитов (уподобленцев). Он (имам Навави) сказал в «Аль-Мухиммат»: Широко известно не объявление их куфра, и отрезал в «Шархул Мухаззаб», что имамы описали их куфром. Аз-Заркаши сказал в своем «Хадим»: А обозначение в «Шархул Мухаззаб» подразумевает того кто приписал тело явным образом. И как будто он прсдостсрсгся словом «явным образом» от того, кто утверждает сторону, а это не делает человека кафиром, как об этом говорил аль-Газали, и Шейх Иззуддин (ибн Абдуссалам) сказал, что это самое верное мнение. И он (Иззуддин) сказал в своем «Къаваид», что (имам Абуль-Хасан) аль-Ашари при смерти отказался от такфира Людей Киблы, потому что незнание качеств, не является незнанием тех, кого описывают эти качествами. Конец цитаты. (Хатыб аш-Ширбини, «Мугьнил Мухтадж», 5/429)

Господа. Ведь наличие этого качества указывало бы на нужду в том, кто бы оказал влияние, что свойственно изменяющимся творениям»[2].

Эти слова очень важны и отражают важные вопросы вероубеждения. Смысл этих слов заключается в том, что, если мы у творений заметим определённые качества, например, движение, и поразмышляем над понятием «движение», нам станет очевидно на основе ясных доводов, что движение может быть только сотворённым, то есть имеющим начало, и не может быть предвечного движения.

Следовательно, мы говорим, что то, что описано движением, также имеет начало, то есть сотворено, потому что движение не может быть несотворённым. Значит, наличие качества движения указывает на сотворённость движущегося.

Теперь перейдём к вопросам, связанным со Всевышним. Один хашавит сказал нам: «Аллах двигается и перемещается в пространстве». На это мы сказали ему: «Если Аллах двигается, то значит, Он имеет начало, то есть Он сотворён, поскольку само понятие «движение» - это явное указание на изменение. И поэтому, если ты, муджассима (антропоморфист), утверждаешь в отношении Аллаха движение, значит, ты утверждаешь, что Аллах изменяется и имеет начало!».

И поэтому мы скажем: любое качество, в котором есть указание на начало или изменяемость, невозможно в отношении Аллаха, поскольку это указание на начало и изменяемость самого Аллаха, а это явно недостойно Его величия.

Суть мазхаба Ахлю-с-Сунна заключается в том, что Аллах Един в Сущности, атрибутах и действиях. И есть единогласное мнение: «что бы ни пришло на ум, Аллах отличен от этого».

Имам аль-Джувейни сказал: «Каждый, кто пытается постичь своей мыслью Творца, - мушаббиха (уподобляющий). Тот, кто утвердился лишь в отрицании, - «му'атиль» (опустошитель). Тот же, кто признал существование и признал неспособность постичь его суть, - единобожник»[3]. Посмотрите на красоту и величие этих слов. Пусть каждый возьмет их в качестве обязательного правила и толкования слов Аллаха: «Нет ничего, подобного Ему» .

  • [1] Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-шафиия аль-кубра», том 9, стр. 36 2 Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-шафиия аль-кубра», том 9, стр. 38 3 Прим, редактора. Сказал Имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) объясняя смысл слова «альАлий»: «Возвышенный (аль-Алий): обладатель высочества и возвышенности над Его созданиями посредством Своего Могущества». («Тафсир ат-Табари», сура 2, аят 255). Сказал имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м), комментируя находящийся в конце «Аятуль-Курси» (2:255) термин «аль-Алий» - одно из имен Всевышнего: «(Под словом) «аль-Алий» имеется в виду возвышенность степени и возвышенность ранга и достоинства, а не возвышенность как буквальное нахождение в самой верхней точке. Ибо Всевышний Аллах совершенно чист и свободен от того, чтобы занимать место в пространстве. Передаст имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) от группы людей, которые изрекают следующее: «Он (Аллах) Возвышенный в смысле буквального возвышения Своего над творением через возвышенность Своего места от места своих творений». Сказал по поводу этой цитаты Ибн Атийя (481-542 х/1088-1148 м): "Так говорят невежды-муджассима (антропоморфисты) и (посему) имеется (серьезное) основание для того, чтоб нс передавать и нс рассказывать (подобные слова)"... Возвышенный - покоряющий, побеждающий всякого. Говорят арабы: "Такой-то возвысился над таким" т.е. победил его и покорил его. Сказал поэт: "И когда мы возвысились над ними, мы оставили их поверженными для орла и хищника". И к тому же слово Всевышнего: «Воистину Фиръавн возвысился на земле» (аль-Касас, аят 4).
  • [2] Аль-Джувсйни, «Аль-Акыда ан-Низамия», стр. 21 2 Прим, редактора. Сказал имам Ибн Джарир ат-Табари (224-310 х/839-923 м) в книге «ат-Табсир»: «Иджма (единогласие) единобожииков (муваххидов) из Ахлю киблы и других на не приемлемости (негодности) описывать Всевышнего Аллаха движением и покоем». («Ат-Табсир», стр. 201)
  • [3] Аль-Джувейни, «Аль-Акыда ан-Низамия», стр. 23. 2 Коран, «аш-Шура», аят 11 3 Коран, «аль-Анбийа», аят 7
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >