Отход от правильного метода

Чем больше отдалились мусульмане от пути сподвижников и чем больше отделяло их время от света пророчества, тем больше различных смут и сомнений стало появляться в умме. Отдельные невежды решили, что их Господь подобен человеку, и так случилось, во многом, из-за того, что в состав халифата вошло множество представителей различных религий: зороастрийцев, индуистов и других. Иудеи и христиане стали участвовать в жизни халифата и оказывать определённое влияние на умы мусульман.

Когда имамы из ахлю-хадис увидели, к чему всё идёт, они сформулировали положения и убеждения Ахлю-с-Сунна в отношении аятов и хадисов муташаббихат. Что касается имамов Ахмада ибн

Ханбаля, Дауда ибн Али аль-Асбахани и других имамов, то они следовали пути древних учёных, таких, как Малик ибн Анас. Они следовали безопасному пути, говоря: «Мы верим во всё, что пришло в Коране и Сунне, и не прибегаем к таъвилю (аллегорическому толкованию). Но, между тем, мы убеждены, что Аллах ничему не подобен и ничто не подобно Аллаху. И Всевышний - Творец всего, что можно вообразить и представить».

Вот суть того, что пишет имам аш-Шахристани (479-548 х/1087-1154 г): «Они настолько боялись ташбиха, что говорили: «Кто будет двигать рукой при чтении (аята): «Я сотворил его Своими двумя 13

руками» , - или двигать пальцами при произнесении хадиса:

об "истава" "нузул" и другие: «У наших сподвижников (т.е. шафиитов) в отношении этого (аятов и хадисов о сифатах) два пути: Первый из них - (это) оставление таъвиля и вера в них. И вера в них действительна хоть даже мы не знаем их смысла, подобно тому, как вера во всех пророков, ангелов (да будет благословение Аллаха им) и в книги ниспосланные Всевышним является действительной, даже если мы не знаем об этом ничего. И вера наша в буквы отделенные в начале сур Корана (также) действительна, если даже мы не знаем их смысл и этот путь наиболее безопасный». (Мутавалли аш-Шафии, «Гъунья фи усулю д-Дин», 1/75). Сказал Имам Ибн Багга аль-Укбари аль-Ханбали (304-387 х/917-997 м) после того, как упомянул некоторые хадисы о сифатах: «Все эти хадисы и подобные им, читают так, как они пришли, не приводят им примеры (не проводят сравнение ни с чем). Поистине ученые приводили их, и великие из их числа принимали, не вдаваясь в разъяснение их смысла. Они считали, что воздержание от рассуждения об их смысле и есть знание о нём (смысле)». (Шарх валь-Ибанату аля усул ас-Сунна валь-дияна», стр. 45). Сказал имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 г) в своей книге «аль-Иткан фи улюмуль Куръан»: «Из муташабихатов, аяты о сыфатах (атрибутах)... И большинство Ахлю-с-Сунны из саляфов и Ахлюль хадис на том, что верят в сифаты, оставляя смысл, который имеется в виду в них Всевышнему Аллаху. И мы не толкуем их и при этом считаем Аллаха чистым от того, что подразумевается под внешним смыслом аятов». («аль-Иткан фи улюмуль Куръан», 2/10).

Второй путь в отношении муташаббихат - это таъвиль. И на этом часть салафов, и большинство халафов (последующих ученых). Сказал ученик Ибн Абдуссаляма, имам-муджтахид Ибн Дакъикъ аль-Ид (625-702 х/1228-1303 г): «Касаемо «проблематичных» атрибутов, это истина и они являются истиной в том смысле, который вложил в них Аллах. И если кто либо будет толковать (таъвиль) их, мы посмотрим, если оно близко к арабскому языку, мы не станем отклонять это толкование. А если далеко (от языка), то отклоним его и вернемся к подтверждению текстов с абсолютным очищением (бесподобием)». («Фатхуль Бари», раздел «Китаб Таухид», 13/383).

13 Прим, редактора. Сказал муфассир, Имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 г) в тафсире этого аята: «Употребляется из уважения к Адаму. Все творения созданы Аллахом. Аллах употребляет по отношению к Себе такие слова, как Дух (ар-Рух), дом (аль-бейт), верблюдица (нака), мечети (масаджид)... Слово «рука» также употребляется в этом смысле. Муджахид (ум. 103 х) сказал: «Слово "рука" здесь используется в значении подтверждения и связи, это метафорическое

«Сердце верующего между «пальцами» Милостивого» ы, - тому нужно отрезать руку и вырвать палец». Также они говорили: «Мы оставили толкование и углубление в смысл этих аятов из-за двух вещей:

Первое: из-за того, что это запрещено в Коране (смысл): «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Всё это - от нашего Господа»[1] . Поэтому мы остерегаемся таъвиля.

Второе: таъвиль - это мнение, основанное на суждении (занн), а говорить об Аллахе на основе суждения нельзя. И, возможно, кто-то истолкует аят так, что это будет противоречить тому, что в это вложил Аллах, и тогда человек впадёт в «отклонение». И поэтому мы говорим так же, как говорят те, кто обладает основательными знаниями: «Всё это - от нашего Господа». Мы приняли всё это и уверовали, а знание этого мы оставили Аллаху. И на нас не лежит обязанности знать эти вещи, поскольку это не является условием и частью веры»».

Также аш-Шахристани сказал: «Некоторые [саляфы] были настолько осторожны, что не переводили на фарси (персидский) такие слова, как «аль-ваджх», «аль-йад», «аль-истава» и подобные им. Они

приводили это слово в слово [т. е. по-арабски]. Это и есть безопасный путь, в котором нет и частички ташбиха».

Посмотрите на тщательность этого подхода, который указывает, что саляфы были крайне осторожны, чтобы не впасть в ошибку. Эти слова подтверждаются тем, что пришло от самих имамов-саляфов, например, словами имама Ахмада (164-241 х/780-855 г): «Мы верим в них и подтверждаем их, но без образа и смысла»[2].

И хафиз ат-Тирмизи (209-279 х/824-892 г) сказал в «ас-Сунан»: «Мазхаб имамов, относящихся к людям знаний в этом вопросе, таких, как Суфьян ас-Саври, Малик ибн Анас, Ибн аль-Мубарак, Ибн Уйейна, Ваки', и других заключался в том, что они приводили всё это, а затем говорили: «Эти хадисы передаются, и мы верим в них и не говорим «как». Это и есть тот метод, который избрали ахлю-хадис, -приводить эти слова, как они пришли, верить в них и не углубляться в смысл (туффасир), не представлять себе это и не говорить «как». Это и есть тот метод, которому следуют люди знания».

Это и есть мазхаб наших праведных предков: они оставляли смысл и не углублялись в него. Разве может этот метод сравниться с методом тех, кто приписывает Аллаху «руку» как орган, толкует

«истава» как сидение, а «нузуль» - как перемещение и впадает в другие явные заблуждения. Разве это тот подход, о котором говорили саляфы: «верим в это, как оно пришло, без углубления в смысл (тафсир)». Что же может быть общего у тех, кто придаёт Аллаху качества творений, и тех, кто знание смысла аятов муташаббихат полностью относит к Аллаху вместе с убеждением, что Аллах чист от сходства с творениями. Заявления этих людей, что они используют метод саляфов, беспочвенны! Это лишь попытка обмануть обычных людей красивыми словами. Они произносят слова, смысл которых сами же не понимают, издают фетвы, сбивая людей. Они сбились с истинного пути! Далее мы подробно опишем их положение, особенно в этом веке, иншаАллах.

Мы постараемся ещё более подробно разъяснить позицию саляфов в этом вопросе и то, что нельзя считать их мушаббиха, которые придавали Аллаху направление, границу, движение и место.

Шейх, имам Шихабуддин аль-Халяби (ум. 733 х/1333 г), известный, как Ибн Джахбаль[3], пишет: «Мазхаб саляфов заключается в единобожии и неподобии Аллаха творениям, и это не таджсим и ташбих. Различные сторонники дурных новшеств заявляют, что они на мазхабе саляфов. Как можно говорить, что саляфы уподобляли Аллаха творениям или что они молчали, когда вводились различные новшества, ведь Всевышний сказал: «Не выдавайте ложь за истину»? Всевышний Аллах сказал: «Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его»»».

Имам Абу Джа'фар ат-Тахави (229-321 х/844-933 г) сказал в своей «Акыде ат-Тахавийя»: «Поистине, Аллах Един, и нет у Него сотоварища, нет ничего, подобного Ему, нет ничего, что может пересилить или превозмочь Его, нет иного божества, кроме Него. Он

Предвечный без начала, Вечный без конца, Он никогда не исчезнет, и никогда не прекратится Его Бытие. Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает, никакое воображение не может постичь Его, и никакое понимание не охватывает Его, Он не имеет сходства с сотворённым»». [Конец слов Ибн Джахбаля].

О рабы Аллаха, посмотрите на слова этих великих ученых и спросите самих себя, представляли ли они Всевышнего в виде какого-то определённого образа? Представляли ли они Аллаха в виде большого или малого тела? Считали ли они, что Всевышний ходит по рынкам, как они ходят, или считали, что Аллах имеет образ, подобный человеку, только намного больше, как заявляют мушаббиха? Или они считали, что Аллах сидит на Арше так же, как сидят творения? Считали ли они, что Аллах соприкасается с Аршем или что он между Ним и Аршем есть какое-то расстояние? Или они считали, что Аллах занимает место, к которому раб может приблизиться физически, или что раб может указать на Всевышнего?

Мусульмане, обязательно проанализируйте себя и то, что у вас в сердце в отношении Аллаха, и не надо обманываться словами, которые они приводят без понимания их смысла.

Посмотрите в своё сердце. Считаете ли вы Аллаха подобным чему-либо, будь то, в Сущности, атрибутах или действиях? Если да, то отбросьте эти мерзкие убеждения и стремитесь к прощению вашего Господа.

И говорите, как сказал Всевышний: «Нет абсолютно ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». И не думайте, что сами по себе слова: «Мы саляфиты и следуем за саляфами», -вас спасут, потому что у саляфов не было таких мерзких убеждений, и они не уподобляли ничему своего Творца. И не говорили мусульмане первых веков, которым засвидетельствовано благом: «Большинство учёных Ислама - заблудшие», - как это делаете вы!

1

Коран, «аш-Шура», аят 11

Разве учёные Ислама, хафизы, знатоки фикха, тафсира, арабского языка, разве они заблудшие?! И что, только ваша горстка -это и есть Ахлю-с-Сунна?! Что из себя представляют ваши знания по сравнению со знанием этих великих ученых? Где ваша богобоязненность и праведность? Что вы сделали для Ислама, кроме сеяния смут в некоторых частных вопросах фикха, расхождение в которых Всевышний сделал милостью?!

Вы пренебрегли основами веры и начали в вопросах вероубеждения утверждать то, что говорят те, кто уподобляет Аллаха творениям и придают Ему тело! И вы полагаете, что спаслись?!

Клянусь Аллахом, любой, кто так думает, - невежда, который необоснованно полагает, что что-то из себя представляет!

  • [1] выражение «Я Создал». Сравнение в аяте: «И остается лик твоего Господа», - имеется в виду: «Остается твой Господь». (Тафсир аль-Куртуби, 38:75) 2 Шейх уль Ислам Ибн Дакъикъ аль-Ид (625-702 х/1228-1303 г) в отношении этого хадиса сказал, что речь идет о власти Аллаха. (аль-Аскаляни, “Фатхуль-Бари” 13/383.) 3 Коран, «Аль-Имран», аят 7 4 «Аль-Миляль ва ан-Нихаль», том 1, стр. 118-119 5
  • [2] Эти слова приводит в своей книге «Ас-Сунна» имам ханбалитской школы Ахмад ибн Мухаммад аль-Халлал (ум. 311 х/923 г), который брал свои знания по фикху у учеников имама Ахмада. Также их приводит другой ханбалитский имам Ибн Къуддама (541-620 х/ 1146-1223 м) в книге «Люм'атуль и'тикад», стр. 9. 2 Прим, редактора. Имеется ввиду, что абсолютное большинство салафов не делали таъвиль. Таъвиль передается от сподвижника Ибн Аббаса, его ученика Муджахида и др. салафов. См. Тафсиры ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Касира и др. известных муфассиров (толкователей Корана).
  • [3] Это текст из работы Ибн Джахбаля, которая представляет собой опровержение на Ибн Таймийю и которую приводит имам ас-Субки в своём «Табакате», том 9, стр. 34. 2 Коран, «аль-Бакара», аят 42 3 Коран, «аль-Имран», аят 187
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >