Появление антропоморфизма среди мусульман

Ибн Хазм аль-Андалуси (384-456 х/994-1064 г) пишет в «Аль-Фисал»: «Изначальная версия Торы была одинаковой у всех раввинов, в ней не было различий. И так было вплоть до второго пленения, после которого в начале Торы появились слова: «Всевышний сказал: «Мы сотворили людей по образу своему и подобию»». Если бы было сказано просто: «по образу», - то в этом не было бы ничего опасного, и смысл был бы правильный. Ведь это лишь указывает на то, что Аллах сотворил этот образ, как, например, мы говорим: «Это деяние Аллаха», - то есть под «образом Аллаха» имеется в виду образ, который сотворил Аллах. Но после добавления слов «по подобию» уже не получается так истолковать, поскольку в этих словах содержится явное указание на то, что Адам (мир ему), подобен Аллаху, а невозможность этого очевидна для разума, и Аллах чист от того, чтобы у Него были схожесть или подобие»[1].

Это очень важные слова. Иудеи говорили: «Аллах подобен нам», - и поэтому они были мушаббиха (уподобленцы). Также Ибн Хазм указывает, что это отвергается на основе Писания и разума. И

мусульманину нельзя так считать. Учёные, которые специализируются на сектах, говорят, что уподобление Аллаха пришло от иудеев. Иудеи делятся на две основные группы: мушаббиха и кадариты.

Великий ученый Имам Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. 471 х/1078 г) пишет в «ат-Табсира фи ад-дин»: «Они [иудеи] - источник ташбиха. Все, кто в исламском мире говорил подобное, следовали их пути»[2]. Знайте, за кем следуют те, кто исповедует ташбих в Исламе.

  • [1] Ибн Хазм, «Аль-Фисаль филь Миляли валь Ахваи ва ан-Нихаль», 1/117
  • [2] «ат-Табсира фи ад-дин» - издание с примечаниями имама Мухаммада Захида аль-Кавсари (стр. 90). 2 Прим, редактора. Ташбих - это уподобление Всевышнего Аллаха творениям. К примеру, описывая его качествами творений, и придавая ему место и сторону в пространстве. Утверждения, что Аллах находится на небе, Троне или везде Своей Сущностью, являются ташбихом. Также говорить, что у Аллаха сеть части тела, органы есть ташбих. 3 Прим, редактора. Путь большинства салафов в отношении аятов и хадисов муташаббихат, заключается в том, чтобы верить в них, подтверждать и оставлять их смысл Аллаху. Салафы читали эти аяты или хадисы и молчали, оставляя их смысл Создателю. Сказал имам Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (1014 х/1606 м) в своем шархе на «Фикх Аль-Акбар»: «Поистине пришло от Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), что он верил в сифаты муташаббихат (подобно "йяд" и т.д.), не делал таъвиль и очищал Всевышнего от внешнего смысла и уповал знание о нем (сифате) на Того, кто знает о нем (т.е. Аллах), как это является путем праведных предшественников». (Шарх Фикх аль-Акбар, стр. 198). Сказал имам Абу Саид ан-Найсабури известный как Мутавалли аш-Шафии (ум. 478 х/1086 м) после того как упомянул аяты и хадисы
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >