Татарский танец на профессиональной сцене

Деятельность Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан

Рассмотрев особенности татарского танца, обратимся к исполнению народной хореографии на профессиональной сцене. На основе изучения и анализа деятельности ансамблей народного танца России выявлено, что Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан - это единственный на сегодняшний день профессиональный коллектив, где исконные национальные традиции татарского народа, его музыкальная, танцевальная культура, прикладное искусство представлены на самом высоком уровне.

История ансамбля началась 21 августа 1937 г., когда при Татарской государственной филармонии под руководством 3. С. Ахметовой была создана капелла, преобразовавшаяся впоследствии в ансамбль песни, музыки и танца. Руководителем танцевальной группы стал солист Казанского городского театра оперы и балета Юлий Адольфович Муко, окончивший балетную школу в Петербурге. Меньше чем через год ансамбль дал свой первый концерт, посвященный празднику 1 мая. В военные годы им было создано несколько концертных фронтовых бригад, выступающих в тылу и на фронте. В 1945 г. в коллектив приходит молодой балетмейстер Файзи Адгамович Гаскаров, под руководством которого выросло поколение талантливых танцоров-профессионалов. За активную пропаганду татарской хоровой культуры и музыкального творчества народов СССР ансамблю в 1960 г. присуждена премия имени Г. Тукая. В 1967 г. в Москве на Всесоюзном смотре профессиональных творческих коллективов, посвященном 50-летию Великой Октябрьской революции, он занял II место. В 1977 г. был признан лучшим на Международном Карфагенском фестивале фольклорных коллективов в Тунисе (из 37 стран-участниц). В 1978 г. художественным руководителем ансамбля становится Лима Галеевна Кустабаева. Ею было поставлено свыше десятка концертно-творческих и театрализованных программ. В 1988 г. коллектив удостоен высокой награды-Ордена Дружбы народов.

Высокий исполнительский уровень ансамбля и яркие концертные программы позволяют вести широкую гастрольную деятельность по России, странам СНГ и дальнему зарубежью. Свое национальное искусство коллектив представлял в Китае, Монголии, Тунисе, Турции, Италии, Мальте, Чехии, Словакии, Англии, Германии, странах Западной Африки, Японии, Йемене, Финляндии, Югославии, Франции... Зрителей неизменно покоряет то трепетное отношение к образцам народного творчества, отбору народных песен и танцев, самой манере их исполнения, которым пронизано каждое выступление Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

В концертных программах ансамбля есть все: песни и сказания, танцы и легенды, лирические поэмы и шуточные зарисовки, но одно остается неизменным - сочетание высокого профессионализма и душевной проникновенности исполнения. Каждый концерт Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан - всегда крупное культурное событие и яркий праздник, который надолго оставляет в сердцах зрителей образ древнего и великого народа. На сегодняшний день артистический состав ансамбля насчитывает 66 человек (художественный руководитель -народный артист Республики Татарстан Айрат Хаметов, главный дирижер - народный артист Республики Татарстан Рашид Мустафин, главный хормейстер - Нияз Гараев, главный балетмейстер - народная артистка Республика Татарстан Раиля Гарипова, хормейстер - народная артистка Республики Татарстан Венера Гараева) и состоит из трех групп: танцевальной, хоровой, оркестровой, работающих вместе ярко, эмоционально и необыкновенно слаженно.

Исследование репертуара показало, что на сегодняшний день у ансамбля более 150 хореографических номеров. Все творчество коллектива пронизано идеей сохранения татарских национальных традиций в музыкальной культуре. Через стилистическое единство музыки, песни и танца донести до зрителей национальный дух, запах родной земли, душевное тепло и внутренний задор татарского народа - одна из главных задач ансамбля.

Концертные программы государственного ансамбля - «Ау-лак ойдэ» («На посиделках», 1975), «Сабантуй» (1985), «Каз омэ-се» («Праздник гуся», 1992), «Рамазан» (1992), «Корбан байрам» («Праздник жертвоприношения», 1992) - яркие высокохудожественные хореографические номера, проникновенные вокальные композиции, которые олицетворяют традиции и эстетический идеал татарского народа. Татарские танцы - это сочные жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийными эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью. Женские танцы полны изящества и благородства, целомудрия и сдержанности, трепетной нежности, мужские захватывают горячим темпераментом, энергией, молодым задором танцоров-джигитов («Этническая программа», 2000 г.; «По гастрольным меридианам», 2002 г.). В репертуаре коллектива -четыре яркие, театрализованные постановки - «Казан турында риваят» («Сказ о Казани», 2005), «Грезы Стамбула» (2006), «Семь жемчужин» (2008), «Страница истории о войне» (2010) [2].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >