Методические рекомендации к изучению положений рук в башкирском женском танце

Руки в женском башкирском танце мягкие, пластичные и в сочетании с движениями головы и корпуса придают танцу национальную самобытность. Все положения рук можно условно разделить на две группы: положения рук, не связанные с изображением трудовых процессов, и положения, основанные на изобразительной лексике рук.

Первую группу рассмотрим на примере рисунков 1: 1-3, 5, 6, 8, 9, 19, 20, 22. Чаще всего такие положения принимаются во время продвижения по кругу (см. рис. 1: 1,2, 19); при исполнении поворотов на месте, добавляя игру плеч (см. рис. 1: 6, 22). Перегибы корпуса и трепет кистей подобны трепету крыльев бабочки (см. рис. 1: 5), при выполнении дробных движений руки переводятся из стороны в сторону (см. рис. 1: 8, 20).

Вторая группа - изобразительная лексика рук (рис. 1: 4, 7, 10-18, 21). Засучивание и закатывание рукавов (см. рис. 1: 4, 7), взбивание кумыса (см. рис. 1: 10), прядение (см. рис. 1: 14, 15), наматывание (см. рис. 1: 16), сучение нити (см. рис. 1: 17, 18) используются при исполнении боковых ходов и движений на вторую часть музыки.

(a). Положение рук в женском танце

Рис. 1(a). Положение рук в женском танце

(6). Положение рук в женском танце

Рис. 1(6). Положение рук в женском танце

зз

(в). Положение рук в женском танце

Рис. 1(в). Положение рук в женском танце

(г). Положение рук в женском танце

Рис. 1(г). Положение рук в женском танце

Положение ног, рук, головы, корпуса в башкирском мужском танце

В башкирском мужском танце положения ног, рук, головы, корпуса основываются на движениях скотоводческой, охотничьей, воинской деятельности.

Выпад левой ногой вперед. Левая рука вытянута вперед на уровне плеча, правая поднята вверх и отведена назад (см. рис. 2: 1).

Правая рука кладется ладонью на грудь, левая - тыльной стороной кисти ниже лопатки. В таком положении исполняется «простая дробь» (см. рис. 2:2).

Выпад на левую ногу. Руки вытянуты и заведены за спину ладонями вниз (см. рис. 2: 3).

Правая нога в первой позиции, левая вытянута, поднята вперед, носок поднят вверх. Правая рука - в стороне, левая поднята вверх (см. рис. 2: 4).

Прыжки. Правая нога выведена вперед, согнута в колене, левая нога согнута и отведена назад. Правая рука поднята вверх, левая - засучивает рукава. Корпус отброшен назад (см. рис. 2:5).

Прыжок-«кольцо». Обе ноги согнуты и отброшены назад. Руки в третьей позиции, корпус отброшен назад (см. рис. 2: 6).

Правая нога согнута в колене и выведена вперед на 45°. Левая присогнута. Левая рука в третьей позиции, правая - вытянута вперед (см. рис. 2: 7).

Правая нога на колене. Руки подняты в третью позицию и согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. Джигит показывает свою силу (см. рис. 2: 8).

Правая нога на колене. Корпус сильно наклонен вперед, руки опущены вдоль корпуса (см. рис. 2: 9).

Правая нога вытянута и выведена вперед на 45°. Правая рука вытянута вперед, левая поднята вверх и назад. Ладонь левой руки повернута вверх, правой - вниз (см. рис. 2: 10).

Ноги в шестой позиции, руки - во второй, согнуты в локтях (можно делать волнообразные движения) (см. рис. 2: 11).

Выпад на правую ногу, левая поднята назад, колено вытянуто. Правая рука поднята вверх, кисть левой лежит на локтевом сгибе правой (засучивание рукава) (см. рис. 2: 12).

Правая рука поднята вперед на уровне плеча, а кисть левой движется от запястья к правому плечу (см. рис. 2: 13).

Руки разведены в стороны, носки соединены, пятки разведены в стороны (см. рис. 2: 14).

Колени присогнуты, левая рука лежит на поясе, правая поднята в сторону и согнута в локте, кисть опущена вниз. Во время движения правая рука покачивается (см. рис. 2: 15).

Колени присогнуты. Стопа правой ноги в скошенном состоянии касается пола внешней стороной стопы. Левая рука на поясе. Правая поднята вверх (рис. 2: 16).

Левая рука согнута перед грудью, правая поднята и отведена назад (см. рис. 2: 17). Обе руки подняты вверх в третью позицию (см. рис. 2: 18).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >